|
Горный против Смольного
опубликовал
s_cher
6490 дней 7 часов назад
Ни для кого не секрет, что в Петербурге, наряду с домом на Петровской набережной, Смольным, Мариинским дворцом и Большим домом, существует еще один не менее весомый центр власти – здание на набережной Лейтенанта Шмидта – Санкт-Петербургский государственный горный институт. Казалось бы, какое отношение сугубо отраслевое учебное заведение имеет к политическим процессам, происходящим не только в городе, но и в стране? Оказывается, самое, что ни на есть, прямое.
На протяжении нескольких последних лет кандидатура ректора Горного института Владимира Литвиненко всерьез обсуждалась в качестве более, чем вероятного претендента на высшие государственные посты:
- губернатора Санкт-Петербурга вместо Владимира Яковлева;
- полпреда Президента в СЗФО в качестве приемника на этом посту Валентины Матвиенко;
- министра природных ресурсов;
- вице-премьера вместо Виктора Христенко;
- Председателя правительства РФ, когда зашаталось кресло под Михаилом Касьяновым.
Следует признать, что Литвиненко на протяжении последних 8 лет старательно власть обслуживал и даже увещевал: именно с его подачи стратегическая доля предприятий минерально-сырьевого комплекса перешла под контроль близких к Кремлю предпринимателей – как только Путин стал премьером, Литвиненко начал обивать пороги Кремля и Дома Правительства с томами документов о том, как вертикально-интегрированные сырьевые компании уводят деньги из страны. Стремительный взлет Олега Дерипаски и бесславное падение Михаила Ходорковского – ни что иное, как скрупулезное воплощение плана, разработанного Литвиненко еще в девяностые. Будучи кандидатом в президенты, Владимир Путин указал на здание Горного института, как на собственный форпост на берегах Невы, назначив Владимира Стефановича руководителем своего избирательного штаба. Уже тогда в 2000 году во властных кулуарах зашептались о Литвиненко, как о возможном претенденте на премьерское кресло. С тех пор в Горном институте стали с регулярной периодичностью проходить представительные международные конференции и форумы, посвященные государственной политике в области сырьевой и энергетической безопасности. Кстати, о том, что необходимо срочно поднимать внутренние цены на газ, переводить энергетику на уголь, и таким образом поднимать агонизирующую угольную отрасль, Литвиненко говорил Путину еще 8 лет назад, и только в этом году президент озвучил его мысль на всю страну. Возглавив штаб Путина, идущего на второй срок, а также штаб кандидата в губернаторы Валентины Матвиенко, ректор Горного института в очередной раз подтвердил свой политический вес. Впрочем, сам Владимир Стефанович никогда ни публично, ни приватно не обозначал своих политических амбиций, что, в общем-то, подтверждает его прагматичность, прозорливость и дальновидность.
Казалось бы, Владимир Литвиненко заслуживает большей участи, чем надевать мундир генерала минерально-сырьевых войск на предвыборные «свадьбы» российских чиновников. Так, почему, имея не только репутацию серьезного хозяйственника и государственника во власть предержащих кругах, но и реноме близкого друга Владимира Путина, Литвиненко не получил ни одного значимого государственного поста? Ответ очевиден: видимо кому-то это было очень не выгодно, и этот или эти «кто-то» нашептали что-то людям, к мнению коих внимательно прислушивается президент. Так кто же этот или эти «кто-то»? Тот же вопрос сами себе задали и на набережной Лейтенанта Шмидта. Не сложно догадаться, что они этот ответ нашли, и весьма оперативно. В общем-то, очевидно и то, что эти «кто-то» нашептывали президенту: мол, Литвиненко - клоун, к месту и не к месту надевающий свой горный мундир, эдакий витающий в облаках мечтатель, который хочет выдать желаемое за действительное, короче, не очень далекий, весьма интеллектуально ограниченный и не вполне вменяемый человек, и вся его политическая команда – это горстка старых алкоголиков – красных директоров, да их рвущиеся до властной кормушки отпрыски. Любой нормальный человек в подобной ситуации затаил бы обиду и при первой же представившейся возможности нанес бы ответный удар. Такая возможность представилась – выборы депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Ни для кого не секрет, что главный мозговой центр городского отделения «Справедливой России» располагается в стенах Горного института, хотя формально Литвиненко публично отказался возглавить предвыборный штаб партии, сославшись на разногласия с ее лидером Сергеем Мироновым. Практически все наблюдатели в эту нехитро состряпанную «дезу» не поверили. И по очевидной причине – в списках «Справедливой России», считай, под вторым номером значится дочь ректора Ольга Литвиненко. Она баллотируется по округу главы фракции и лидера местного отделения «Справедливой России» Олега Нилова, идущего на выборы под №1 в партийном списке. Победа Ольги Литвиненко очевидна. Более того, Сергея Миронова с ректором Горного связывают теплые дружеские отношения, спикер Совета Федерации с завидной регулярностью посещает стены альма-матер, где тет-а-тет ведет задушевные беседы о судьбах родины. Несложно догадаться, что во время этих приватных встреч Владимир Стефанович уговорился с Сергеем Михайловичем о судьбе единственно родной для него души – дочери, сиречь пристройстве оной на госслужбу в качестве депутата питерского ЗакСа. Кстати несколько ранее ректору не удалось договориться о том же с теневым лидером петербургского отделения «Единой России» Валентиной Матвиенко. Ольга Литвиненко хотела баллотироваться в Заксобрание по Василеостровскому округу №1 от «ЕдРа», но вместо нее кандидатом стал Олег Иванов, лидер Василеостровской организации.
Кстати, обиду на близких к «Единой России» политдеятелей затаила не только семья Литвиненко. Не меньше поводов отомстить – и у Сергея Миронова. Не так давно местные депутаты-единороссы неуклюжей зуботычиной напомнили председателю Совета Федерации, что именно благодаря их протекции Сергей Михайлович попал в число сенаторов, и у них есть законное право его оттуда отозвать в случае, если уважаемый г-н Миронов соблаговолит возглавить петербургский список «Справедливой России». Спикеру пришлось трусливо отказаться от №1 в партийном списке в своем родном (!) городе, унизительно оправдываясь перед телекамерами федеральных каналов. В данной ситуации Миронов не мог не ощущать себя колодцем, в который, отхаркнув мокроту, смачно плюнули. И единственный адекватный ответ в этом случае – победа «Справедливой России» на выборах в Законодательное собрание, как следствие сокрушительного поражения «России Единой».
Ставка Владимира Литвиненко на Сергея Миронова в этой связи очевидна – через год Владимир Путин сложит с себя президентские полномочия, и ректор Горного лишится влиятельного друга в Кремле. В случае же победы партии Миронова в Петербурге, можно будет рассчитывать и на достаточное количество мест в Государственной Думе, и уже оттуда двигать друга Сергея в …
Впрочем, еще рано что-либо загадывать. В конце марта уже можно будет что-то сказать с определенной долей вероятности. А пока 1:0 в пользу «Справедливой России». Теперь ход за «Единой Россией», которая хотела тихонько вкатиться в новый ЗакС на бесшумной повозке. Не вышло. Пикантность ситуации в том, что включить сирену с мигалкой и побряцать наручниками не получится – в стенах Горного института такой ход не проканает. Придется вылезать из тележки с монтировкой в руках и громко матерится.
С. Ч.
Отсканированные полосы газеты «Петербургский дневник» с материалами о сыне В.И. Матвиенко и депутатах «Единой России»: http://smolyak.livejournal.com/426941.html
|