Совет федерации подготовил давно обещанную поправку в закон "О выборах президента РФ". Сенаторы намерены изъять из закона фразу "если Совет федерации не назначит выборы президента, то выборы назначает Центризбирком".
Если законодательная инициатива пройдет через Госдуму, то, по мнению одного из авторов поправок, сенатора Юрия Шарандина, из практики применения законов исчезнет "человеческий фактор".
Сенаторы усмотрели ущемление прав верхней палаты по сравнению с возможностями ЦИКа еще в декабре прошлого года, когда принимали новый закон "О выборах президента". Но были вынуждены сказать свое "да" - нельзя же было страну в канун года "больших выборов" оставлять без соответствующего законодательства вовсе. Тогда и договорились с тем самым ЦИКом о скором исправлении этой "вопиющей несправедливости" для соблюдения "чистоты жанра".
"Главное - прописанная сейчас в законе норма прямо противоречит Конституции, в которой четко сказано, что назначать выборы может только Совет федерации", - пояснил "Известиям" Юрий Шарандин, глава комитета СФ по конституционному законодательству.
Жанр предложено соблюсти следующим образом: "Если Совет федерации не назначает выборы президента, то выборы считаются назначенными по настоящему закону". То есть если сенат по каким-то причинам не назначил дату выборов во второе воскресенье месяца, в котором выбирали президента в прошлый раз (у нас сейчас - в марте), то дата устанавливается автоматически (законом), а ЦИК лишь готовит их проведение.
По словам Шарандина, главе Центризбиркома Александру Вешнякову уже направлен текст поправок. В самом ЦИКе "Известиям" пояснили, что поправки носят технический характер и комиссия ничего против не имеет. Возражать, впрочем, будут думцы, как считают сенаторы, "не против поправки в данный закон, а против самого принципа регулирования по закону". Потому что тогда, по мнению Шарандина, удастся "исключить человеческий фактор или произвол любого субъекта законодательной инициативы".
Если пройдут "президентские" поправки, сенат в ближайшее время приступит к наведению порядка в других законодательных актах. Сенаторы хотят переписать десятки уже принятых законов, сделав их актами прямого действия. Сверхзадача - минимизировать число инструкций и подзаконных актов, которые, во-первых, часто искажают смысл закона, во-вторых, принимаются много месяцев спустя, "замораживая" до своего рождения любой, пусть и самый благой, закон.
К примеру, чтобы начать действовать закону "О правовом положении иностранных граждан на территории РФ", принятому аж в ноябре прошлого года, необходимо 15 нормативных актов. Естественно, они еще не написаны.
"Должно быть не по инструкции, а по закону", - убежден Шарандин. Для убедительности он, чуть перефразируя, цитирует Максимилиана Волошина: "Чтобы в речении под названием медный текст закона слова были притерты, слиты, спаяны".
Известия ,
18.04.2003