|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Чужие здесь не строят
16.04.2003 00:01
Среди проектов, которые правительство считает приоритетными, не нашлось места частным нефтепроводам.
На первом месте по важности стоит расширение мощностей Балтийской трубопроводной системы (БТС) , а проект трубопровода Западная Сибирь - Мурманск, предложенный пятью крупнейшими нефтяными компаниями, отклонен в пользу маршрута "Транснефти". Завтра кабинет министров обсудит основные направления развития нефтегазового комплекса Северо-Запада с учетом реализации проектов перспективных трубопроводов. Вчера Минэнерго предоставило правительству материалы по развитию нефтегазоносных провинций Северо-Западного региона. По прогнозам, добыча нефти в стране к 2010 г. достигнет 450 - 500 млн т, в основном за счет Западной Сибири. Но месторождения Тимано-Печоры (Архангельская обл. и Республика Коми) в 2010 - 2015 гг. могут давать ежегодно по 44,4 - 50,6 млн т. Поскольку нынешняя пропускная способность экспортных маршрутов - 200 млн т, потребуется сооружение новых нефтепроводов. Главную ставку Минэнерго делает на БТС. Первая очередь этой трубопроводной системы, пущенная в декабре 2001 г. , прокачивает 12 млн т. В проекте протокольного решения правительства значится: "Принять за основу для дальнейшей работы предложение Минэнерго. .. имея в виду приоритетность реализации проектов увеличения производительности БТС до 50 млн т нефти в год". По поручению правительства "Транснефть" уже разработала ТЭО реконструкции и расширения БТС, затраты на этот проект оцениваются в $1,2 млрд. Из материалов к заседанию следует, что государство не интересуется трубопроводным проектом "Западная Сибирь - Мурманск", предложенным в феврале компаниями "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть", "Сургутнефтегаз". "В Минэнерго считают, что разведанные запасы и реальная ресурсная база не позволяют пока ориентироваться на проект частных компаний", - сказал замруководителя департамента Минэкономразвития Леонид Бондаренко. Между тем государство не исключает, что труба на Мурманск понадобится. До 2010 г. нефть с Варандейского и Хыльчуюского месторождений, с острова Колгуев и месторождений шельфа Баренцева моря будет доставляться танкерами ледового класса и перегружаться в районе Мурманска в супертанкеры. Если же к тому времени появятся дополнительные 50 - 90 млн т сырья в год, то на втором этапе будет построен нефтепровод из Восточной Сибири "Ванкорское месторождение - Уренгой - Надым - Салехард - Инта - Ухта - НПС "Нюксеница" - Беломорск - Мурманск". Его протяженность - 2200 км, необходимые инвестиции - $4,3 млрд. В Минэнерго этот маршрут находят "более предпочтительным" по сравнению с частным проектом - он максимально приближен к новым нефтедобывающим регионам и интегрирован с существующими системами магистральных нефтепроводов. Эти выводы Минэнерго не пугают пятерку компаний, утверждает вице-президент "ЛУКОЙЛа" Анатолий Барков: "На совещаниях [у первого замминистра энергетики Ивана] Матлашова нам не удалось убедить [чиновников] и руководство "Транснефти", но в конце апреля компании подпишут декларацию о намерениях. Определимся с вариантами маршрута, инвесторами и снова войдем в правительство". Президент "ЮКОС-Москва" Василий Шахновский подтверждает, что компании не опустят рук. "Без новых маршрутов нам никуда не деться. А у государства с финансовыми ресурсами всегда напряженно", - говорит он. Гендиректор компании "Эрта-Консалт" Алексей Хмельницкий считает, что компании выбрали правильную тактику - не ругаться, а доказывать свою правоту расчетами: "Позиция компаний функциональна. В законе о естественных монополиях написано, что государство регулирует естественномонопольные виды деятельности, включая магистральные нефтепроводы. Но нигде не сказано, что государство должно запирать экспорт, если у него не хватает собственных источников строительства трубопроводов".
Ведомости ,
16.04.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |