Лениградская Правда
1 DECEMBER 2024, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Телевидение как четвертая власть
2.04.2003 00:01
1. Кризис телевидения На каналах телевидения бушует драма. Пока что в основном в студиях. Но и до экранов она уже дошла, доходит и тем более будет доходить в будущем. На НТВ руководители меняются, как времена года. Шестой канал вроде бы утвержден, но кто стоит за его “независимостью” и насколько прочна эта опора? Кризис имеет несколько главных характеристик. Во-первых, олигархов-частников сменяют олигархи, контролируемые государством. Во-вторых, через этих “государством контролируемых” олигархов российская бюрократия сама все больше захватывает каналы. В-третьих, от лица всей власти командует на телевидении прежде всего федеральная исполнительная власть, и все чаще — в лице Администрации Президента. В-четвертых, контролируемое федеральным уровнем телевидение вторгается в местное, региональное вещание и напрямую предлагает свое видение местных проблем. В-пятых, каналы телевидения готовят к выборам. Неизбежен заключительный вывод: телевидение выступает не как четвертая власть (что составляет одну из главных особенностей постиндустриального строя), а как инструмент, за который борются и три традиционные власти, и частный сектор. Конечно, во всем мире становление телевидения и других средств электронной информации в качестве главного звена четвертой власти (дополняющей представительную, исполнительную и судебную) идет трудно. Хотя очень ценный опыт уже накоплен — в организации той же Би-би-си или финского телевидения. Если мы хотим разобраться в проблемах нашего телевидения, то прежде всего надо составить своего рода идеал, к которому надо стремиться. Так сказать, конечную модель. 2. Модель четвертой власти Первая идея такой модели: телевидение — это власть. Четвертая, но власть. А всякая власть должна в условиях демократии иметь один источник — народ. Поэтому и телевидением должен командовать Народ. Непосредственно. Сам. А не через три другие ветви власти или как-то еще. Если подходить так (а только так и может подходить демократ), то во главе телевидения должен стоять своего рода Телепарламент. Депутатов этого телепарламента должно избирать — на конкурсной основе — население. Вместе с избранием депутатов в представительную власть, вместе с избранием исполнительной власти, вместе с избранием судей и прокуроров. К кандидатам на выборах телепарламента должны быть предъявлены определенные требования. Скажем, наличие не менее 5 лет стажа работы в средствах информации — если не сотрудником, то хотя бы автором. В общем, население должно выбирать среди профессионалов. (Кстати, сходные условия есть при выборах судей в системе третьей власти.) Заседая один раз в году в течение недели, такой телепарламент решал бы три главных вопроса: давал бы разрешение на создание телеканалов, избирал бы руководство телеканалов и утверждал бы бюджет всего телевидения с разбивкой по каналам. Вторая несущая конструкция четвертой власти — финансы, ее бюджет. Есть два источника денег у четвертой власти. Первый — налог. Второй — плата за рекламу. Налог для телевидения платит каждый налогоплательщик в составе общего налога. Надо общий налог разделить. Можно было бы общий федеральный налог сократить с 13% и ввести налог для телевидения. Этот налог направлять в бюджет телевидения, минуя бюджет трех других властей. Другими словами, телевидение как власть должно не только помогать, но и деньги должно получать от народа. Другой источник — плата за рекламу. Для этого выделить обязательно два конкурирующих канала целиком под рекламу. А на всех других каналах выделить в сутки не более часа (десять сеансов по 6 минут). Каждую рекламную минуту и на каналах рекламы, и на других каналах продавать на торгах, открытых аукционах. Все аукционы дважды в год организует телепарламент. При проведении аукционов должны быть правила предотвращения появления “центров влияния” — будь то частные рекламодатели или рекламодатели из государственных и политических структур. Например, один рекламодатель не может получить более 1% всего бюджета времени на рекламу. За нарушения, за попытки давить должны быть предусмотрены очень серьезные санкции и для рекламодателей, и для телевидения. 3. Телеканалы Никаких частных каналов не должно быть. Как и каналов той или иной ветви государственной власти. Все до одного каналы — части четвертой власти. Должна быть создана соответствующая техническая база, позволяющая иметь, повсеместно передавать и принимать до 30 каналов. Каналы организуются предметные. Как показывает опыт спутникового телевидения, должны быть каналы: общественно-политический, культурный, просвещения, науки, спорта, развлекательный, детский, путешествий, природы, истории, по проблемам домашнего хозяйства, кухни, дачи и т.д. Сферы деятельности каналов четко разграничены и всякого рода дублирования наказываются. Каждый канал утверждается телепарламентом, и телепарламент же избирает и руководителя канала, и его совет. Еще один принцип — конкуренция. На каждом направлении создаются два параллельных канала. Поэтому, скажем, политические новости будут идти по двум независимым друг от друга общественно-политическим каналам. Общий бюджет четвертой власти распределяется между каналами в соответствии со строгими объективными критериями. Первый: сколько налогоплательщиков смотрят канал. Второй: сколько времени они смотрят канал. Третий: сколько денег зарабатывает сам канал на рекламе. Как бы ни хотелось профинансировать поездку корреспондентов с главой государства — сделать это можно будет только в пределах сумм, полученных каналом. Я помню, что когда-то в США в гостиницах возле телевизоров стояли счетчики, учитывающие, сколько времени смотрят ту или иную программу. Сейчас разработали другие, достаточно надежные методы учета того, и сколько людей смотрит передачу, и сколько времени они уделяют ей. Во всяком случае — воля налогоплательщика должна быть главным на телевидение. Я хорошо понимаю, что пишу о глубоко умозрительной схеме. Возможны и другие варианты решения проблемы телевидения. Но ясно одно: если мы хотим сохранить демократию, четвертая власть должна быть независимой от всех, кроме населения и выплачиваемых им налогов на функционирование этой власти. Вопрос о телевидении как независимой власти — это вопрос о сохранении самих основ постиндустриальной демократии. Исключительная актуальность проблем четвертой власти определяется той ролью, которую телевидение сыграет на предстоящих уже в недалеком будущем выборах. Реформы на телевидение надо провести до выборов.
Московский комсомолец , 2.04.2003



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru