1. Кризис телевидения
На каналах телевидения бушует драма. Пока что в основном в студиях. Но и до экранов она уже дошла, доходит и тем более будет доходить в будущем.
На НТВ руководители меняются, как времена года.
Шестой канал вроде бы утвержден, но кто стоит за его “независимостью” и насколько прочна эта опора?
Кризис имеет несколько главных характеристик.
Во-первых, олигархов-частников сменяют олигархи, контролируемые государством.
Во-вторых, через этих “государством контролируемых” олигархов российская бюрократия сама все больше захватывает каналы.
В-третьих, от лица всей власти командует на телевидении прежде всего федеральная исполнительная власть, и все чаще — в лице Администрации Президента.
В-четвертых, контролируемое федеральным уровнем телевидение вторгается в местное, региональное вещание и напрямую предлагает свое видение местных проблем.
В-пятых, каналы телевидения готовят к выборам.
Неизбежен заключительный вывод: телевидение выступает не как четвертая власть (что составляет одну из главных особенностей постиндустриального строя), а как инструмент, за который борются и три традиционные власти, и частный сектор.
Конечно, во всем мире становление телевидения и других средств электронной информации в качестве главного звена четвертой власти (дополняющей представительную, исполнительную и судебную) идет трудно.
Хотя очень ценный опыт уже накоплен — в организации той же Би-би-си или финского телевидения.
Если мы хотим разобраться в проблемах нашего телевидения, то прежде всего надо составить своего рода идеал, к которому надо стремиться. Так сказать, конечную модель.
2. Модель четвертой власти
Первая идея такой модели: телевидение — это власть. Четвертая, но власть. А всякая власть должна в условиях демократии иметь один источник — народ. Поэтому и телевидением должен командовать Народ. Непосредственно. Сам. А не через три другие ветви власти или как-то еще.
Если подходить так (а только так и может подходить демократ), то во главе телевидения должен стоять своего рода Телепарламент.
Депутатов этого телепарламента должно избирать — на конкурсной основе — население. Вместе с избранием депутатов в представительную власть, вместе с избранием исполнительной власти, вместе с избранием судей и прокуроров.
К кандидатам на выборах телепарламента должны быть предъявлены определенные требования. Скажем, наличие не менее 5 лет стажа работы в средствах информации — если не сотрудником, то хотя бы автором. В общем, население должно выбирать среди профессионалов. (Кстати, сходные условия есть при выборах судей в системе третьей власти.)
Заседая один раз в году в течение недели, такой телепарламент решал бы три главных вопроса: давал бы разрешение на создание телеканалов, избирал бы руководство телеканалов и утверждал бы бюджет всего телевидения с разбивкой по каналам.
Вторая несущая конструкция четвертой власти — финансы, ее бюджет.
Есть два источника денег у четвертой власти. Первый — налог. Второй — плата за рекламу.
Налог для телевидения платит каждый налогоплательщик в составе общего налога. Надо общий налог разделить. Можно было бы общий федеральный налог сократить с 13% и ввести налог для телевидения. Этот налог направлять в бюджет телевидения, минуя бюджет трех других властей.
Другими словами, телевидение как власть должно не только помогать, но и деньги должно получать от народа.
Другой источник — плата за рекламу. Для этого выделить обязательно два конкурирующих канала целиком под рекламу. А на всех других каналах выделить в сутки не более часа (десять сеансов по 6 минут).
Каждую рекламную минуту и на каналах рекламы, и на других каналах продавать на торгах, открытых аукционах. Все аукционы дважды в год организует телепарламент. При проведении аукционов должны быть правила предотвращения появления “центров влияния” — будь то частные рекламодатели или рекламодатели из государственных и политических структур.
Например, один рекламодатель не может получить более 1% всего бюджета времени на рекламу. За нарушения, за попытки давить должны быть предусмотрены очень серьезные санкции и для рекламодателей, и для телевидения.
3. Телеканалы
Никаких частных каналов не должно быть. Как и каналов той или иной ветви государственной власти. Все до одного каналы — части четвертой власти.
Должна быть создана соответствующая техническая база, позволяющая иметь, повсеместно передавать и принимать до 30 каналов.
Каналы организуются предметные. Как показывает опыт спутникового телевидения, должны быть каналы: общественно-политический, культурный, просвещения, науки, спорта, развлекательный, детский, путешествий, природы, истории, по проблемам домашнего хозяйства, кухни, дачи и т.д. Сферы деятельности каналов четко разграничены и всякого рода дублирования наказываются.
Каждый канал утверждается телепарламентом, и телепарламент же избирает и руководителя канала, и его совет.
Еще один принцип — конкуренция. На каждом направлении создаются два параллельных канала. Поэтому, скажем, политические новости будут идти по двум независимым друг от друга общественно-политическим каналам.
Общий бюджет четвертой власти распределяется между каналами в соответствии со строгими объективными критериями. Первый: сколько налогоплательщиков смотрят канал. Второй: сколько времени они смотрят канал. Третий: сколько денег зарабатывает сам канал на рекламе.
Как бы ни хотелось профинансировать поездку корреспондентов с главой государства — сделать это можно будет только в пределах сумм, полученных каналом.
Я помню, что когда-то в США в гостиницах возле телевизоров стояли счетчики, учитывающие, сколько времени смотрят ту или иную программу. Сейчас разработали другие, достаточно надежные методы учета того, и сколько людей смотрит передачу, и сколько времени они уделяют ей. Во всяком случае — воля налогоплательщика должна быть главным на телевидение.
Я хорошо понимаю, что пишу о глубоко умозрительной схеме. Возможны и другие варианты решения проблемы телевидения. Но ясно одно: если мы хотим сохранить демократию, четвертая власть должна быть независимой от всех, кроме населения и выплачиваемых им налогов на функционирование этой власти.
Вопрос о телевидении как независимой власти — это вопрос о сохранении самих основ постиндустриальной демократии.
Исключительная актуальность проблем четвертой власти определяется той ролью, которую телевидение сыграет на предстоящих уже в недалеком будущем выборах. Реформы на телевидение надо провести до выборов.
Московский комсомолец ,
2.04.2003