|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Министерство волеизъявлений
2.04.2003 00:01
"Нельзя быть идеалистом и думать, что в одной отдельной "выборной отрасли" будет наведен полный порядок, а рядом будет продолжать ненормально работать судебная система, существовать слабый финансовый контроль, экономика буксовать и зависеть от стоимости барреля нефти", - считает глава Центризбиркома Александр Вешняков
Руководить Центризбиркомом в ходе предстоящих парламентских и президентских выборов в России будет Александр Вешняков. На минувшей неделе он был переизбран на очередной четырехлетний срок. О своем отношении к готовящимся в Думе поправкам в избирательное законодательство и об итогах референдума в Чечне глава ЦИКа рассказал в эксклюзивном интервью "Итогам". - Александр Альбертович, к выборам, особенно региональным, предъявляется немало претензий. Только ленивый не обвиняет местные власти в использовании в ходе них административного ресурса. По информации "Итогов", некоторые депутаты Госдумы предлагают радикальный выход: распустить местные избирательные комиссии и проводить выборы силами "варягов", назначенных ЦИКом. Ваше отношение к этой идее? - Я думаю, что это неправильный путь решения действительно сложных проблем в регионах во время выборов. С моей точки зрения, полномочия Центризбиркома и местных комиссий в законодательстве неплохо сбалансированы. И что-либо перераспределять сегодня не следует. Нам необходимо создавать нормальные законодательные условия для работы комиссии, а не условия для проведения по сути чрезвычайных выборов в Российской Федерации. Думаю, что многие проблемы появляются на выборах не от плохих законов, а от конкретных исполнителей на местах. В России, к сожалению, пока еще нет должной политической культуры. - Иногда складывается впечатление, что вы боретесь за порядок на выборах в гордом одиночестве. А суды, прокуратура, МВД? - В какой-то мере я могу с вами согласиться, хотя есть и совсем другие примеры. В Красноярском крае после губернаторских выборов суд сказал свое слово оперативно и четко. - В том-то и дело, что свое слово сказал суд. Но ведь до него местным властям можно было и не доводить. - Да, можно. Но в конце концов ошибка местной избирательной комиссии все же была исправлена - и исправлена именно благодаря четкой избирательной системе. Так что никакого кризиса нынешней системы выборов нет, заменять ее "летучими отрядами" из Москвы не следует. Сама система вполне здоровая, и, когда ее пытаются рушить, она автоматически ставит нарушителя на место. Важно создать реальный и действенный механизм общественного контроля на местах и в Центре. В этом случае не будет никакой возможности нарушать законодательство со стороны комиссий или кандидатов. Очевидно же, что в отличие от бюрократических структур общественный контроль наиболее эффективен. - Судя по данным опросов, граждане доверяют Центризбиркому, а вот доверие к самим демократическим процедурам падает, о чем свидетельствует снижающийся процент голосующих на выборах разных уровней. В чем дело? - Мы только часть общей государственной системы. Нельзя быть идеалистом и думать, что в одной отдельной "выборной отрасли" будет наведен полный порядок, а рядом будет продолжать ненормально работать судебная система, существовать слабый финансовый контроль, экономика буксовать и зависеть от стоимости барреля нефти. Все взаимозависимо. Но в то же время ЦИК не занимает пассивную позицию и пытается стимулировать демократические преобразования в других областях. Я полагаю, что наша комиссия в этом смысле является не тормозом прогресса, а его двигателем. Да, мы прекрасно осознаем проблемы и пытаемся исправить ситуацию. В преддверии федеральных выборов в этом и следующем году Центризбирком сделает все возможное, чтобы каждый участник избирательного процесса, политические партии и кандидаты, те, от кого зависит проведение выборов, хорошо знали свои права и обязанности и четко понимали свою роль в этом процессе. Надеюсь, что отношение к выборам будет менее скептическим, чем было до сих пор, и пессимизм по поводу низкой явки на предстоящих выборах не оправдается. - За последнее время вы выдвинули ряд инициатив по изменению выборного законодательства. Не все из них были поддержаны парламентом. На каких изменениях будете настаивать вновь? - Нам не удалось закрепить в законодательстве норму, чтобы списки кандидатов, которые выдвигают партии, были и для избирателей, и для членов партии открытыми и понятными (сегодня избиратели видят в бюллетенях фамилии лишь первой тройки партийного списка. - "Итоги"), чтобы там не было авторитарных перекосов, которые существуют в некоторых партиях. Например в КПРФ. Открытость партии перед избирателями создаст доверие не только к самим партиям, но и к избирательной и политической системе в целом. Если останется практика, когда непонятно откуда взялся в списке некий Иванов, который был двадцать пятым, а в результате выборов стал чуть ли не первым, это в очередной раз вызовет неудовлетворение избирателей. Пока я не нашел понимания у руководителей партий в этом вопросе. Им так проще решать свои кадровые вопросы. Хотя по большому счету это не в интересах ни самих партий, ни общества. Кроме этого, к следующим федеральным выборам необходимо четче отработать вопросы финансового контроля. - Посол США в России, комментируя итоги референдума в Чечне, заявил, что "по-прежнему остаются без ответа некоторые вопросы" и необходимо "проанализировать цифры, отражающие количество участников референдума, а также 96-процентную поддержку проекту конституции". Что ответите сомневающимся в честном проведении плебисцита в Чечне? - Действительно, есть неточности в списках голосовавших на референдуме. Это объясняется далеко не идеальными условиями, в которых проводилось голосование, но это характерно не для всей Чеченской Республики, а только для горных районов, которые долгое время не участвовали в выборах. Раньше избирательный процесс осуществлялся лишь на части территории республики. Вот почему в ряде мест участковые избирательные комиссии оказались не полностью готовы к референдуму. Выяснилось, что они во многом жили советскими представлениями о процедуре выборов, которые отличаются от современного выборного процесса, как день от ночи. Разумеется, это сказалось на чистоте всех процедур. В то же время меня, например, удивляют заявления представителей сепаратистов о том, что семьдесят избирательных участков вообще не были открыты в день голосования. Правда, начали они это говорить уже после того, как референдум состоялся. Если бы это говорилось в день его проведения, тогда бы это можно было проверить. Ведь когда мы получили информацию о том, что в Сунженском районе не открыты участки, потому что их обстреляли ночью, мы тут же попросили наших представителей выехать на место и вместе с международными наблюдателями убедиться в том, что же там происходит. И убедились. Все участки нормально работали. Действительно, все наши и международные наблюдатели были поражены высочайшей явкой избирателей. Никто этого не ожидал, но никто сегодня не может отрицать этот факт. По большому счету его никто и не оспаривает. А если начинать придираться к процедурам и "оставлять вопросы", то давайте вспомним ситуацию с выборами президента США и голосованием во Флориде. С процедурами они так запутались, что, наверное, и сегодня не могут четко утверждать, какой же результат там зафиксирован. Так что не нужно придираться, нужно быть объективным. - Вопросы возникли, вероятно, потому, что на референдуме за конституцию Чечни и законы о выборах ее президента и парламента проголосовало почти сто процентов пришедших на избирательные участки. Возможно, вашим критикам такое единодушие что-то до боли напомнило? - Возможно. Но это особая республика. Особые условия. Мы стали разбираться, как могло получиться, что в селении, где родился Масхадов, на референдум пришли все жители. Выяснилось, что решение об участии в референдуме было принято на сходе старейшин, причем не только об участии, но и о голосовании "за". Дело в том, что на каком-то этапе чеченцы, в том числе и сепаратисты, поняли, что референдум предоставляет им огромные возможности для формирования власти непосредственно чеченским народом. То есть они получают ту самостоятельность, к которой многие из них стремятся. Так что успешное проведение референдума было заранее обеспечено. Провести референдум всегда проще, чем выборы. Даже в Чеченской Республике. Потому что на нем нет острого политического противостояния различных политических группировок. А вот после референдума начнется серьезная борьба за пост президента республики. Я думаю, что эта выборная кампания будет несравнимо тяжелее проведенного референдума. К нам едет избирком! Борьбу ЦИКа со злоупотреблениями административным ресурсом на местах идет с переменным успехом: нарушения такого рода постоянно повторяются. И, как показывает практика, одно из слабых звеньев системы - местные избирательные комиссии, нередко формируемые из зависимых от местных властей лиц. По информации "Итогов", в Госдуме готовятся поправки к закону о гарантиях избирательных прав, нацеленные на радикальное решение этой проблемы. Суть задумки - замена местных избиркомов выездными бригадами, создаваемыми непосредственно ЦИКом. "Летучие бригады" предлагается формировать из представителей крупнейших партий. Срок их работы должен быть ограничен - со старта избирательной кампании до окончательного подведения итогов голосования. Кроме того, авторы поправок предлагают составить жесткий перечень требований к кандидатам в выездные избиркомы, в частности ввести норму об обязательности юридического образования хотя бы у нескольких членов комиссии, что устранило бы необходимость в создании дополнительных рабочих групп. Предполагается также ввести обязательную аттестацию членов избиркомов, включающую зачет на знание законодательства.
Итоги ,
2.04.2003
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |