Rambler's Top100
Лениградская Правда
11 ДЕКАБРЯ 2017, ПОНЕДЕЛЬНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
"Я хочу, чтобы нас проверила прокуратура"
14.03.2003
На пресс–конференции в Минкульте министр культуры заявил, что эта коллекция считается незаконно вывезенной и должна быть возвращена на родину.

Трофейные шедевры отдадут

На брифинге по возвращении в Германию 362 рисунков и двух живописных полотен Бременской коллекции зал битком был набит журналистами, почти как году в девяносто четвертом, когда только начинались разговоры о реституции. Интерес прессы к этому «жесту доброй воли» так силен прежде всего потому, что с пятьдесят шестого года, когда Советский Союз вернул Германии вывезенную в конце войны коллекцию Дрезденской галереи, о подобных публичных актах не было и речи.

Министр культуры заявил собравшимся, что решения о передаче Германии Бременской коллекции пока нет, но переговоры об этом, достаточно трудные, ведутся с немцами уже в течение двух лет. «Дискуссия шла между Эрмитажем и Кунстхалле. Нужно слишком не уважать себя, - сказал министр, – чтобы, возвращая взятое незаконно, тут же требовать компенсации». Это был ответ на реплику из зала, что мы-де, победители, все отдаем, а нам за это - только спасибо или в благодарность подарят что-нибудь?

Коллекция, которая с недавних пор называется Бременской, в течение десятилетий была Балдинской по имени ее спасителя Виктора Балдина, который обнаружил в июне 1945 года под Бранденбургом графические листы великих мастеров, сохранил их и в течение многих лет мечтал вернуть в Германию.

Коллекция была переназвана и стала Бременской, вероятно, из дипломатических соображений, поскольку в протокольном обосновании ее возврата появилось выражение «незаконно вывезенная». Таким образом, Виктор Балдин из спасителя автоматически переходит в мародеры, что крайне несправедливо по отношению к человеку, который спас от гибели рисунки великих мастеров, совершив личный подвиг.

Надо сказать, что тема реституции, просуществовав десятилетие, сегодня звучит не так остро, как в начале девяностых. О чем и свидетельствовал брифинг по Бременской коллекции. Пресса была не агрессивна и настроена, скорее, скептически, не более того. Что не удивительно – за десятилетие случилось многое.

Были открыты спецхраны, в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств показаны «неведомые шедевры» - частные коллекции, пятьдесят лет пролежавшие в спецхране. Российские музейщики создали всепримиряющую формулу о перемещенных ценностях, которая звучит примерно так: «Пусть перемещенные ценности хранятся там, где хранятся, лишь бы их можно было увидеть». Этот тезис, впрочем, противоречит акту возвращения Бременской коллекции.

Не удивляет, что у идеи возвращения коллекции в Бремен есть противники. Госдума высказалась против. Российские депутаты при одном воздержавшемся приняли обращение к Путину, призывая его не допустить безвозмездной передачи коллекции. Парламентарии подвергли сомнению законность возврата, на что министр культуры, выступая на брифинге, ответил: "Я хочу, чтоб нас проверила прокуратура, только после этого повезем коллекцию в Германию". И добавил: "Плохо возвращать, что там говорить..." Слукавил, наверное.
Газета, 14.03.2003


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru