Лениградская Правда
26 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Владимир Лукин: "Правозащитники неудобны всем, всегда и везде"
21.06.2006 00:01
Владимир Лукин

Владимир Лукин
Уполномоченный по правам человека в России отвечает практически за все, начиная с реформы ЖКХ и заканчивая ситуацией в армии. Ведь почти в любой сфере жизни так или иначе затрагиваются права человека. Этот тезис был подтвержден тем разнообразием вопросов, которые задали в рамках интернет-конференции читатели Страны.Ru российскому омбудсмену Владимиру Лукину. Интернет-конференцию подготовил Константин Николаев.


- Владимир Петрович, как вы оцениваете критику в адрес правозащитников, которая имеет место в последнее время? Как строится ваша работа с правозащитниками ? Игорь, Москва

- То, что правозащитников критикуют - явление совершенно нормальное: ведь они неудобны всем, всегда и везде. Другое дело, что в нормальных демократических странах диалог правозащитников и власти имеет цивилизованный характер, регулируется для обеих сторон достаточно чёткими "правилами игры", которые и составляют суть демократии, а у нас ещё на памяти те времена, когда советские правозащитники преследовались властью, заключались в лагеря и психушки.

Моя работа с правозащитниками строится на основах партнёрства, взаимного уважения и, во многих случаях, совпадения или близости мнений. Среди них есть мои друзья и близкие знакомые ещё с советских времён. Но, разумеется, это относится далеко не ко всем и далеко не во всём я согласен даже с моими давними друзьями.

Сотрудничаем мы практически со всеми правозащитными организациями, хотя, конечно, с какими-то более плотно, чем с другими. Например, мы тесно взаимодействуем с Московской Хельсинкской группой, деятельность которой я всегда оценивал и по - прежнему оцениваю исключительно высоко; Правозащитным центром "Мемориал"; Институтом прав человека; организацией солдатских матерей; Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия; Независимым экспертно-правовым советом; Региональной общественной организацией помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие"; Фондом защиты гласности; Молодежным центром прав человека и правовой культуры и многими другими. С некоторыми из них контакты имеют скорее эпизодический характер, с другими его попросту нет - нельзя объять необъятное, - а правозащитных организаций в России, к счастью, немало.

Наше взаимопонимание и доверие друг к другу основано на том, что изначально инициатива создания в России института омбудсмена принадлежала общественным правозащитникам. Поэтому, когда я говорил с президентом о моем избрании на этот пост, я особо подчеркнул, что одним из главных условий, на которых я принимаю это предложение, будет положительная реакция правозащитников. Она такой и была.

Сегодня ключевую роль во взаимодействии с НПО играет созданный в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Экспертный совет при Уполномоченном, в работе которого участвуют многие ведущие правозащитники. На заседаниях Экспертного совета обсуждаются актуальные вопросы прав и свобод человека, вырабатываются рекомендации и предложения, в том числе по проблемам, требующим обращения Уполномоченного в органы государственной власти.

Мы сотрудничаем с представителями НПО в проведении научно-практических конференций и семинаров по проблемам защиты прав граждан, в составлении экспертных оценок документов, материалов, законопроектов и обращений, поступающих в наш аппарат. Со своей стороны, представители НПО все чаще инициируют рассмотрение Уполномоченным тех или иных вопросов, представляющих важное общественное значение.

- Владимир Петрович, скажите пожалуйста, правозащитники помогают вам в вашей работе или, скорее, мешают - ведь их в последнее время часто обвиняют в политизированности и обслуживании чуждых нашей стране интересов? Николай

- Я далёк от того, чтобы что-либо абсолютизировать или, тем более, идеализировать. Но, если организация действительно, как вы выражаетесь, "обслуживает чуждые нашей стране интересы", то с правозащитной деятельностью это не имеет ничего общего. Другое дело, кто определяет - чуждые это интересы или нет. Ведь ни для кого не секрет, что многие чиновники всех уровней склонны отождествлять свои личные интересы с интересами державы, за которую в этих случаях часто бывает обидно. Очевидно и другое. К сожалению, бытует мнение о том, что права человека, демократия чужды России, её какому-то "особому пути", что они сами по себе - чуждые для нашей страны ценности. Я с этим категорически не могу согласиться.

Не будем забывать и о том, что существуют международные договоры и стандарты по правам человека, которые вырабатывались при активном участии нашей страны и к которым в подавляющем большинстве наша страна присоединилась ещё в советские времена.

Иногда приходится слышать, что та или иная НПО "обслуживает чужие интересы" потому, что получает гранты из-за рубежа. Трудности с финансированием их деятельности - к сожалению, весьма характерная для России проблема. Скорее исключением, нежели правилом, является предоставление им средств из государственных или муниципальных источников, иногда от частных российских спонсоров. В результате НПО нередко вынуждены обращаться к зарубежным источникам финансирования, что в принципе не запрещено, а значит, разрешено российскими законами. Важно лишь, чтобы получение зарубежных грантов не превращалось в самоцель. А если за рубежом готовы вкладывать средства в нужное нам самим дело, то это можно только приветствовать.

А правозащитники в своём большинстве, конечно, помогают. Ведь мы призваны делать одно дело. Если действительно, а не декларативно, хотим обеспечивать конституционные права наших граждан.

- Можете ли вы обрисовать картину нарушения прав российских граждан? Какие права и какими органами нарушаются чаще всего? И каким образом власть реагирует на ваши обращения? Скажем, если чаще всего жалуются на милицию, должна ли власть делать соответствующие выводы, предпринять шаги по реформированию милиции? Ирина, Санкт-Петербург

- Диапазон нарушений прав человека достаточно широк - от повышения тарифов ЖКХ и положения наемных работников до дедовщины в армии и грубых нарушений прав граждан в милиции.

Почти в трети жалоб, поступающих с мест, речь идет о нарушении прав задержанных, подозреваемых, обвиняемых и потерпевших в ходе производства дознания, предварительного следствия и при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ОВД. В последнее время к этим уже наболевшим проблемам прибавилась та, что следователи и суды зачастую не реагируют своевременно и должным образом на проявления ксенофобии, приобретающие форму уголовно наказуемых деяний. Наша Фемида редко выносит приговоры по статье "организация деятельности экстремистской организации", а местные власти проявляют непонятную терпимость к подобным структурам и периодическим изданиям, которые те распространяют.

Вообще, все поступающие мне жалобы внимательно изучаются. Мы с коллегами обращаемся в государственные органы, которые отвечают за соблюдение тех или иных прав граждан, с предложением о принятии конкретных мер согласно законам РФ. В ряде случаев удаётся помочь, восстановить нарушенные права многих людей, в том числе и пострадавших от противоправных действий сотрудников милиции.

Что касается общей ситуации, сложившейся в последние годы в системе МВД, то о ней все хорошо знают. Болезнь наших правоохранительных органов сложная и довольно застарелая. В то же время, по многолетнему опыту сотрудничества с МВД я знаю, что там служит много квалифицированных и преданных своему делу людей. Сейчас нужна кропотливая, жесткая, принципиальная работа по изменению самой структуры правоохранительных органов, которая уже ведется, и воспитательная работа с молодыми кадрами МВД. Кроме того, необходим постоянный общественный контроль за деятельностью всех ее систем. Что касается имен и фамилий чиновников, то они приводятся в каждой нашей реакции на обоснованные жалобы граждан. Им "несть числа".

- Господин Лукин! Что нужно сделать, чтобы тема прав человека перестала использоваться другими странами для того, чтобы "надавить" на Россию? За примерами далеко ходить не надо - недавно вице-президент США Чейни обвинил нашу страну в сворачивании демократических свобод. Петр

- Прежде всего, не следует забывать, что нарушение прав человека не является внутренним делом какого-либо государства. Тем более это верно для нашей страны, подписавшей не один десяток международных правозащитных конвенций и соглашений. Соблюдение прав человека имеет универсальный характер и является приоритетным направлением в деятельности государственных органов власти России, что зафиксировано в Конституции РФ.

Так что для того, чтобы оградить себя от правозащитного давления "коварных" соседей, надо просто в более полной мере соблюдать принятые на себя обязательства по соблюдению прав и свобод человека. Это, прежде всего, в наших собственных интересах.

Между прочим, критике в связи с нарушениями прав человека со стороны многих правозащитных организаций подвергаются также США и многие традиционно демократические государства. Они не только огрызаются, но и учитывают критические замечания.
Страна.ру , 21.06.2006



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru