Лениградская Правда
26 APRIL 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Человек поколения "П"
17.12.2001 00:01
Каждая эпоха создает своих лидеров, изменяется и стиль принятия решений, в первую очередь кадровых - всегда самых важных и политически знаковых. Головокружительная карьера Сергея Миронова, перешагнувшего сразу через несколько "пролетов" чиновничье-политической лестницы - беспрецедентна для российской политики последнего десятилетия. Некоторые эксперты из либерально-диссидентской среды даже поспешили сравнить Миронова с "преторианцем", готовым на все, вплоть до утверждения ЧП!

Между тем, на наш взгляд, карьерный зигзаг Миронова вполне вписывается в современную логику рекрутирования правящей элиты. Систему координат в ней задает, конечно, феномен самого Владимира Путина. Но если первые крупные кадровые решения, скажем, назначения полпредами Виктора Черкесова и Георгия Полтавченко, свидетельствовали о приоритетном возвышении людей с явным прошлым и настоящим сотрудников спецслужб, то затем все оказалось сложнее. Деятелями федерального уровня стали (хотя и не столь стремительно) Дмитрий Козак, Дмитрий Медведев, Игорь Костиков, Алексей Миллер, Виктор Зубков, Александр Беспалов - чиновники, взаимодействовавшие с Путиным "петербургского периода". Вслед за администрацией президента, структурами исполнительной власти и монополиями очередь дошла до обновления политических лиц на парламентском Олимпе. Реформированный Путиным Совет Федерации (СФ) был обречен на получение нового лидера.

В разведку

Политикой Миронов занялся в 41 год, в 1994 году, став депутатом ЗакСа от малопрестижного округа в районе Петербурга, который в просторечии называют Гражданкой. Исполнительный директор строительной корпорации "Возрождение Санкт-Петербурга", Миронов пришел в парламент в числе примерно двух десятков представителей бизнеса, в силу личных склонностей или лоббистских потребностей решивших попробовать себя в профессиональной политике.

Никакого политического опыта у Сергея Михайловича не было. Период перестроечной активности, митингов и первого партстроительства его почти не коснулся. Старший инженер-геофизик более десяти лет провел в разведке, в экспедициях, искал урановое сырье для ВПК. Быстро адаптировавшись к рыночным реалиям, Миронов получает высшее экономическое образование, становится специалистом по работе с ценными бумагами. Одновременно он входит в деловые круги (банковский, строительно-реставрационный бизнес, инвестиционная деятельность, консалтинг и т. д.), тесно связанные с руководителями мэрии Петербурга. В 1994 году неформальное сообщество деловой и политической элиты, курируемое Владимиром Путиным, Алексеем Кудриным и Сергеем Беляевым, выдвигая на выборах в ЗакС блок "Весь Петербург" - своего рода местную партию власти, - включает в него и Миронова.

Это обстоятельство, подкрепленное убедительной победой на выборах и крайне активным участием в оргработе ЗакСа, предопределили политическое будущее Миронова. Ни для кого не было секретом, что в сложном раскладе политико-криминальных сил в городском парламенте Миронов изначально позиционировался как "человек Собчака", и именно в этом качестве стал первым зампредседателя ЗакСа. Взаимодействие Смольного с Мариинским дворцом курировал Путин, Миронов же выступал организатором депутатской поддержки. Как блестящий знаток процедурных нюансов регламента, зачастую он оказывался незаменимым. Весной 1996 года, когда требовалось перенести дату выборов на более удобную для мэра Собчака и ситуация в ЗакСе зашла в тупик, Миронов виртуозно воспользовался до сих пор не применявшейся нормой регламента, пересчитал регистрировавшихся коллег по головам и обеспечил принятие нужного решения.

Приказано выжить

После победы Владимира Яковлева вице-спикер Миронов превратился в лидера антигубернаторского меньшинства в ЗакСе, выделяясь на фоне недавних апологетов Собчака, молниеносно переориентировавшихся на нового градоначальника. Именно с подачи Миронова, опубликовавшего статью в "Независимой газете", за Яковлевым закрепился титул "завхоз культурной столицы". Он постоянно доставлял неудобства губернатору острыми депутатскими запросами, составленными с неизменной компетентностью. Несмотря на это, Миронов зарекомендовал себя как вполне "системный" политик, сумевший не только "выжить", но и прочно занять свою политическую нишу. Когда разразился скандал вокруг снятия спикера Юрия Кравцова с сопутствующей войной компроматов и баталиями вокруг устава города, Миронов не превратился в оголтелого баррикадного бойца. Почти год деятельность ЗакСа была, по сути, парализована, но при этом Миронов, предельно корректный с оппонентами, всячески демонстрировал готовность встать "над схваткой", обеспечить решение актуальных городских проблем. В результате в ЗакСе удалось зафиксировать статус-кво, более того, Миронов и покойный депутат Виктор Новоселов, как выразители интересов полярных групп влияния, смогли наладить нормальную работу.

На декабрьских, 1998 года, выборах в ЗакС Миронов оказался едва ли не главной мишенью смольнинских политтехнологов. Против него были выставлены кандидаты-двойники с фамилией Миронов (в том числе и негр). Однако в своем округе Миронов победил вполне "по-путински" - в первом же туре, с 70-процентным рейтингом...

Сам себе технолог

Миронов всегда весьма скептично относился к возможностям имиджмейкеров, предпочитая довольствоваться собственными профессиональными способностями, и это не случайно. Так, Сергей Михайлович неизменно был в курсе всех рассматривавшихся в ЗакСе вопросов, мог в любой момент дать исчерпывающую информацию, высказать обоснованное мнение буквально по любой проблеме деятельности парламента. В отличие от многих коллег Миронов всегда был открыт для общения с прессой.

На общем фоне Миронов выделялся как активный законодатель. В частности, подготовив и внеся в ЗакС пакет законов по инвестиционной деятельности в Петербурге, Миронов не только опередил администрацию, но и выступил с более либеральным предложениями, чем представлявший Смольный председатель КУГИ Герман Греф. Интересно, что противники Миронова при всем желании не могли уличить его в каком-то лоббизме. "Равноудаленный" от всех олигархов местного масштаба, он если и предлагал внести какие-либо коррективы в налоговое законодательство в части льгот, то, как правило, лишь вместе с лидерами других фракций. В то же время прагматик Миронов, не в пример некоторым депутатам, не занимался популистскими разоблачениями практики "депутатских резервных фондов" и "коллективных" поправок. При этом распределение им средств считалось образцовым - деньги направлялись в округ, адресно, на социальные нужды, и поиски здесь "компромата" считались безнадежным делом.

Воля Путина

В последние годы рамки Законодательного Собрания были уже тесны для Миронова, - это ни у кого не вызывало сомнений. Динамичный по своему стилю поведения и не лишенный властных амбиций, Миронов тяготился статусом "вечно второго" - шесть с половиной лет, и все в кресле вице-спикера! За это время он даже успел получить еще два высших образования - закончил Академию госслужбы и юридический факультет СПбГУ...

Умение Миронова просчитывать действия на много ходов вперед, соглашаясь на разумные компромиссы, проявилось в случае с выборами спикера. Уступив в борьбе нынешнему спикеру Сергею Тарасову и вновь оказавшись заместителем председателя, Миронов сделал это так, что в другой, более важной для него ситуации уже глава ЗакСа вынужден был оказать ему поддержку. "Час Х" наступил через год, и Тарасов, досрочно отказавшись от места сенатора, сделал все возможное для избрания Миронова представителем Петербурга в Совете Федерации. Наблюдатели, хорошо усвоившие стиль поведения Миронова, убеждены, что у Миронова уже тогда была некая сверхзадача, понятен был и уровень имеющейся у него поддержки. Тем более что для этого и самим Мироновым были предприняты необходимые шаги.

Прежде всего, Миронов последовательно позиционировался в Петербурге как политик, претендующий на наибольшую близость к Путину. В начале 2000 года из всех инициативных групп по выдвижению Путина в президенты главной и официально признанной оказалась группа с участием Миронова. Затем он стал заместителем руководителя петербургского предвыборного штаба, который возглавил близкий друг и Путина, и Миронова - ректор Санкт-Петербургского горного института Владимир Литвиненко (сейчас он упоминается в числе вероятных кандидатов на пост руководителя администрации президента).

Вслед за тем Миронов учредил и стал "раскручивать" региональное движение "Воля Петербурга", подчеркивавшее свою ориентацию лично на президента Путина (в аббревиатуре "ВП" многие усматривали двойной смысл). Миронов представлял это как "пилотный проект", предваряющий создание на федеральном уровне "настоящей" "партии власти", взамен уже выполнившего свою миссию "Единства". "ВП" не только объявляла себя главной центристской силой Петербурга, но и по-своему полемизировала с "Единством". Так, в пику "медведям" партийным символом был выбран лев - мол, "и медведь, и лев - звери сильные, самостоятельные, хотя и живут в различных климатических условиях"; "Единство" рекламировало свою заботу о строительстве ледокола, а "ВП" проводило городские акции в честь юбилея создания первого советского лунохода. На скептичные оценки перспектив "ВП" коллегами из "Яблока", СПС, "Единства", предрекавшими, что Миронов может сгинуть в волнах большой партийной политики, Сергей Михайлович реагировал невозмутимо - время покажет...

Третий не лишний

Выбор на пост председателя Совета Федерации кандидатуры Миронова (а не Валентины Матвиенко или Евгения Примакова) - очередное свидетельство склонности Путина к нетрадиционным схемам. Говорят, этому решению весьма способствовали давно знающие Миронова по Петербургу руководитель канцелярии президента Игорь Сечин и главный "кадровик" Виктор Иванов. С учетом политической воли главы государства назначение малоизвестного за пределами Петербурга Миронова было делом техники. Тем не менее, на позитивную реакцию сенаторов не могло не повлиять то, что за полгода работы в СФ в качестве заместителя председателя комитета по конституционному законодательству Миронов проявил себя как энергичный законодатель, замахнувшийся ни много ни мало на реформу регламента и самой системы формирования верхней палаты.

Конечно, пока рано говорить, будет ли номинальный статус "третьего человека" соответствовать реальному политическому весу Миронова в вертикали власти, и уж совсем проблематично его превращение в самостоятельную фигуру. Но Миронов имеет все условия, чтобы приложить максимум профессиональных навыков опытного законодателя и парламентского руководителя и для начала наладить эффективную работу СФ. О том, какие формы может принять стиль деятельности Совета, можно судить опять же по петербургским традициям. Миронов всегда ратовал за то, чтобы вносимые на рассмотрение депутатов документы были максимально согласованы еще на стадии подготовки между администрацией и рабочими органами ЗакСа (другое дело, что этого удавалось добиваться в основном при работе с Собчаком и Путиным). Впрочем, достигнуть подобного взаимодействия между Совфедом и Думой будет нелегко. Кроме того, СФ под началом Миронова может стать реальным законотворческим органом, а не будет просто "штемпелевать" поступающие законы. Учитывая раздробленность сената на десяток небольших группировок, в том числе представляющих и интересы олигархических кланов, вполне пригодится компромиссность Миронова, его "равноудаленность" - в данном случае от всех, кроме президента.

Петербургский пролог

Можно прогнозировать и заметный рост влияния Миронова на ситуацию в Петербурге и соответствующие решения, принимаемые в Кремле и на Старой площади. При всей внешней корректности Яковлеву оно грозит явным ослаблением позиций (не говоря о том, что, по слухам, кресло спикера СФ он воспринимал как один из запасных вариантов на будущее). Может сказаться это и на политическом весе Яковлева в структурах Межпарламентской ассамблеи, где до сих пор первую роль играл Строев, покровительствовавший губернатору Петербурга. Некоторые наблюдатели прогнозируют также ослабление влияния полпреда Черкесова, в отношениях с которым Миронов и ранее придерживался весьма независимой позиции.

Наконец, избрание Миронова спикером Совета Федерации отнюдь не исключает его из числа претендентов на губернаторское кресло - скорее, наоборот! Нынешний карьерный взлет Миронова может оборваться после перевыборов питерского ЗакСа (уже в апреле 2002 года, как того добивается Яковлев, или в конце 2003 года, согласно версии Уставного суда). И хотя при наличии административного ресурса эту проблему можно благополучно решить, сама процедура подтверждения полномочий может стать для Миронова подходящим поводом для принятия окончательного решения об участии в губернаторских выборах. Тем более что даже после непродолжительного "хождения во власть" федерального уровня его гипотетические шансы на победу качественно возрастают.
Эксперт , 17.12.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru