Лениградская Правда
25 APRIL 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Путин летает без парашюта
История вопроса

ГТК "Россия" - государственная транспортная компания, которая уже 45 лет обслуживает первых лиц нашей страны. До 1956 года Сталин, Хрущев и их приближенные летали только на военных самолетах (Ли-2, Ил-14). Затем спецавиацию было решено сделать гражданской.

В "Аэрофлоте" был создан авиаотряд особого назначения (АОН) - две эскадрильи Ил-14, базирующиеся во Внукове. Впоследствии АОН стали называть 235-м отрядом. Сюда отбирали лучших летчиков со всего СССР. Помимо членов советского руководства, пилоты 235-го отряда перевозили глав иностранных государств во время их пребывания в нашей стране и выполняли особые задания правительства. Например, они доставили в Москву Юрия Гагарина после его полета в космос.

Во времена Брежнева была распространена практика так называемых литерных рейсов. Литер "А" - это правительственные делегации во главе с Генсеком и члены Политбюро. Для них готовились два самолета - основной и резервный. За каждым закреплялось по три экипажа.

Были еще литеры "ОК" - особый контроль и "К" - подконтрольный (обслуживали кандидатов в члены Политбюро и депутатов Верховного Совета).

В 93-м году 235-й отряд был преобразован в ГТК "Россия". Парк состоит из 39 самолетов и вертолетов, персонал - около 2 тысяч человек. Первое лицо летает только на самолетах с президенским штандартом. Их всего 8. Это Як-40, Ту-134, Ту-154М, Ил-96-300 (основной) и Ил-62 (резервный).

В истории с отделкой Ил-96-300, при Борисе Ельцине названного "президентским", прославились Павел Бородин и Александр Коржаков: в 96-м году они летали в Швейцарию на завод, где делают салоны для президентов и королей, и заказали там двухэтажный салон для Б. Н. Швейцарцы соорудили в самолете две спальни, душевые кабины, зал для совещаний, кабинет и реабилитационный отсек.

По оценкам экспертов, Ил-96-300 с такой начинкой обошелся казне почти в $300 млн. Однако, по словам Павла Бородина, было уплачено всего $46 млн., тогда как "Боинг-747" президента США стоил $470 млн.

Ил-96-300 в стандартном варианте рассчитан на 235 мест. Однако в перестроенном самолете вместе с президентом, как правило, летает около 35 человек - ближайшее окружение, обслуживающий персонал и охрана.

Кстати, Горбачев за время своего правления совершил 42 зарубежных визита. Ельцин посетил около 70 стран (с учетом СНГ). Частота международных визитов Путина пока примерно в четыре раза больше, нежели у его предшественника.

Самолет президента напрокат не возьмешь

- Николай Владимирович, кого, кроме президента, премьера, спикеров обеих палат и главы МИДа, сегодня перевозит ГТК "Россия"?

- Нашими услугами пользуются также некоторые министры и чиновники, которые летают по поручению президента. На такие полеты разрешение дает президент. (Например, Сергей Иванов в ранге секретаря Совбеза летал на наших самолетах. Cегодня уже как министр обороны он имеет свои служебные самолеты.) Кроме того, самолеты ГТК "Россия" используются для перевозок обычных пассажиров - сидеть только на бюджете мы не можем.

- Когда появился институт новых полпредов, было много разговоров о том, что им выделят персональные самолеты...

- Они летают обычными рейсами. Будет какое-то специальное задание президента - другое дело. Персональные же самолеты для полпредов госбюджет не потянет. Один самолет Ту-154М стоит 7 миллионов долларов, на его содержание тоже нужны миллиарды рублей.

- А самолетом президента в его отсутствие никто не может воспользоваться?

- Ну если президент вам разрешит, то мы выполним его распоряжение.

- А если серьезно?

- Нет. Этим правом обладает только президент.

Смелые пилоты

- Вам не страшно перевозить первых лиц государства? Все-таки большая ответственность...

- Начнем с того, что перевозят у нас летчики.

- Но вы же отвечаете за все...

- Конечно. Но ни у меня, ни у летного состава никакого страха нет и быть не может. Иначе нужно уходить. У нас работают самые высококлассные специалисты, какие только есть сегодня в гражданской авиации.

- За президентским самолетом закреплена конкретная бригада или экипаж сменный?

- Два сменных экипажа. Но за каждым самолетом закреплен конкретный командир. У нас много допущенных пилотов, а с первым лицом летают не все. (По сведениям "КП", сегодня основным самолетом Путина чаще всего управляет экипаж заслуженного пилота СССР и РФ Сергея Анциферова. - Авт.)

- К этим людям предъявляются какие-то особые требования?

- В прошлом году мы ужесточили требования медицины. Если раньше наши пилоты проходили лечебно-летную комиссию раз в год, то теперь - дважды.

Красивые стюардессы

- Я обратила внимание, что стюардессы у вас весьма симпатичные, а "президентские" к тому же стройные и длинноногие, как фотомодели. Где вы таких находите?

- Я их получил в наследство, в отборе участия не принимал. Пока. (По сведениям "КП", на борту президентского лайнера работают 10 бортпроводников: 5 мужчин и 5 девушек. Есть ли у Путина "любимая" стюардесса - неизвестно. А вот у Ельцина была - Галина Лахтина, которая всегда встречала главного пассажира у трапа самолета, и без нее он никогда не вылетал. - Авт.)

- А чем занимается экипаж, когда президент ведет переговоры?

- Если визит краткий, экипаж отдыхает на борту. Если длительный - размещаются в гостинице. Они, конечно, имеют возможность что-то посмотреть, но находятся на постоянной связи и в полной готовности.

- Они могут себе позволить немного выпить?

- Нет, вылет может состояться в любую минуту.

Большая кровать

- С тех пор, как у основного президентского самолета появился новый хозяин, внутри что-то изменилось? Может, вместо реанимационного отсека появился тренажерный зал?

- Самолет президента предназначен не для прогулок или увеселительных мероприятий. Это - мобильный центр управления государством, вооруженными силами и ядерной кнопкой. Он имеет спецсвязь, пульт для ядерного чемоданчика, есть место для работы, отдыха президента, для охраны, и все. Для сопровождающих - салон с обычными креслами. Никаких суперванн или бассейнов. Самолет делался под Бориса Николаевича - с учетом состояния его здоровья (и в этом смысле реанимационный центр был остро необходим), а также анатомических особенностей организма, Ельцин все-таки - крупный мужчина. Важно было учесть и цвет внутренней отделки. Ведь пассажир находится в полете по 14 часов, и его ничто не должно раздражать.

- Значит, внутреннюю отделку с учетом цветовых пристрастий Путина вы поменяли?

- Нет. В самолете ничего не трогали.

- Кровать тоже осталась большая?

- Да.

- А тренажерный зал? У Путина есть место для разминки?

- Место для разминки там есть. Где конкретно он разминается, отжимается и приседает, целесообразнее, на мой взгляд, спросить у него. А тренажерного зала пока нет. Хотя мы думаем об этом. Но все зависит от президента - захочет ли он?

- А персональный парашют есть?

- Не знаю, может, и есть, ведь он же летал на истребителе. Но в комплектации нашего самолета нет.

Высота и скорость

- Как быстро вы можете получить разрешение на воздушный коридор?

- Вопрос решается довольно быстро, но этим занимаются МИД и Росавиация. Наша задача - готовность самолета и экипажа.

- У самолета президента коридор отдельный?

- Нет. Небо у нас одно на всех.

- На какой высоте летает самолет президента?

- Он может набирать высоту до 13 тысяч метров. Обычно же поднимается до 10 - 11. Конкретную высоту, или так называемый эшелон полета, выбирает командир экипажа в зависимости от условий полета. Бывают грозовые очаги, болтанка. А какой-то особой высоты нет - в этом смысле Путин не отличается от других граждан России.

- На каких скоростях летает президент?

- На президентских, конечно. Если же серьезно, скорость Ил-96-300 до 900 км/ч, а при попутном ветре и до тысячи.

- Насколько надежны ваши машины?

- У нас хороший уровень подготовки инженерно-технического состава, но лучше все же постучать по дереву. Беспокойство вызывает то, что костяк пилотов стареет и нет притока молодежи. А для подготовки хорошего летчика нужны десятилетия.

К сожалению, летчики гибнут

- Часто ли в компании случаются внештатные ситуации?

- Для нас любая внештатная ситуация - ЧП. Но это техника, всякое бывает. Например, в 1972 году при вылете из "Внуково-2" в Киев президента США Никсона на Ил-62 не запустился двигатель. Резервный самолет тоже подали не сразу. В итоге тогдашнего командира отряда сняли с работы. А во времена Ельцина одного из моих предшественников отстранили за то, что при заруливании самолет с президентом задел крылом хвостовую часть лайнера итальянского премьера. Этот самолет до сих пор не восстановлен и стоит у нас.

- А вот однажды Татьяна Дьяченко летела на вертолете к отцу и чуть не разбилась...

- Мне это неизвестно. Но парк вертолетов мы планируем переоснастить на более современные машины.

- Уже при вас случилась трагедия во время визита Путина в Гавану, когда умер пилот. Вы тогда просили не писать об этом, но сегодня уже, наверное, можно сказать пару слов...

- Он был не пилотом, а штурманом передового самолета. У него осталась жена с двумя детьми. Мы не хотели выносить горе семьи на всеобщее обозрение, но журналисты одной газеты к нам не прислушались. Обманным путем проникли в мой кабинет, затем пришли в дом погибшего и, воспользовавшись тем, что там был один мальчик, украли фотографии. Я не стал подавать на них в суд, чтобы еще раз не травмировать семью.

- К сожалению, пилоты погибают: перегрузки, разные часовые пояса, жара, влажный климат... Известен случай, когда уже при посадке умер командир воздушного судна одной из компаний.

Скромные зарплаты

- Вы руководите компанией один год и один месяц. В каком состоянии вам досталось это хозяйство? Говорят, несколько лет назад здесь часто задерживали зарплату, была большая текучесть кадров, самолеты продавались...

- Да, зарплату по полгода не выплачивали. Были случаи, когда летчики опаздывали на вылет из-за того, что их высаживали из автобуса, потому что у них не было денег на билет. Самолеты продавались, причем не старые, а самые новые Ан-124, Ту-204. Многие пилоты ушли в коммерцию. Но, несмотря ни на что, основные кадры удалось сохранить.

- И как настроение сегодня?

- В этом году впервые за последние шесть лет ГТК "Россия" купила новый самолет - Ту-154М. В проекте - покупка двух Ту-214, которые идут на смену Ил-62. В 2002 году должны получить и еще один Ил-96-300, чтобы был полноценный резервный президентский самолет.

- А зарплата? Я слышала, в "Аэрофлоте" летчики получают до $4 тыс.

- Такие зарплаты мы позволить себе не можем. "Аэрофлот" ведь коммерческая структура, а наши летчики на аналогичных типах отечественных самолетов получают в два и более раз меньше. А техсостав и бортпроводники - и вовсе по 6 - 7 тысяч рублей.

Разговорчики на борту

- Вы с Путиным земляки. До вашего назначения вы были знакомы?

- Конечно, я работал в Петербурге, в "Пулково", он - в Смольном. Мы пересекались при встречах различных делегаций в аэропорту.

- Так значит, вас нашел президент?

- Меня пригласил его управделами Кожин. Мы побеседовали. Я долго сомневался - в тот момент я жил в Копенгагене, а условия жизни и работы за границей резко отличаются от наших. Зарплата тоже. Но все же согласился. Подтолкнуло то, что новый президент искренне стремится улучшить жизнь в России. Хотя иногда внутренне жалею. Не представлял, что кризис поразил компанию так сильно.

- После того как вы однажды о чем-то долго беседовали с Путиным на борту президентского самолета, вас стали прочить в "Аэрофлот" вместо Валерия Окулова...

- О том, что я беседую с Путиным, может дать информацию только тот, кто летает в числе сопровождающих. Это повод для размышлений ФСО. В то же время президент уделяет много внимания развитию гражданской авиации России, дает задания. И я обязан докладывать ему об их исполнении. А поскольку в Кремле он очень занят, удобнее побеседовать во время полета. Что же до "Аэрофлота", то это домыслы.

- И как часто вы летаете с президентом?

- Только когда нужно доложить о каком-либо поручении и во время сложных полетов. Есть специфические страны. Если я уверен, что все нормально, то необходимости летать нет, если же есть хоть малейшее сомнение, я либо мой первый зам отправляемся в полет.

Из досье "КП"

Гендиректор ГТК "Россия" Николай Владимирович Шипиль родился в 1955 г. в Ленинграде. По специальности экономист. Окончил Ленинградское авиатехническое училище, Ленинградский финансово-экономический институт, Академии гражданской авиации и народного хозяйства. Повышал квалификацию во Франции. 5 лет работал в Швейцарии - от помощника до генпредставителя "Аэрофлота". До переезда в Москву - региональный представитель авиапредприятия "Пулково" в странах Северной Европы и Прибалтике с офисом в Копенгагене.

Женат. Супруга занимается домашним хозяйством. Двое взрослых сыновей работают в иностранных авиакомпаниях в Санкт-Петербурге.
Ольга Вандышева, Комсомольская правда , 28.05.2001

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В Питере все растет
Петербургский Час Пик
"Газпром" под колпаком Миллера
Комсомольская правда
Чехарда во власти
Известия-СПб

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru