Rambler's Top100
Лениградская Правда
19 ДЕКАБРЯ 2017, ВТОРНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Ушла из жизни народная артистка СССР Людмила Макарова
30.05.2014

Народная артистка СССР Людмила Макарова скончалась пятницу в Санкт-Петербурге на 93-м году жизни.

Как сообщили корреспонденту «БалтИнфо» в Большом драматическом театре им. Товстоногова актриса умерла в пятницу 30 мая, в 9.10 МСК, Дата и место похорон Макаровой пока не определены.

Людмила Макарова родилась в Петрограде в 1921 году. В возрасте 20 лет она поступила в студию Ленинградского Большого драматического театра, тогда же была принята во вспомогательный состав театра и дебютировала на сцене в эпизодической роли Мальчишки в спектакле «Кубанцы».

В 1941 году Людмила Макарова окончила студию и была принята в труппу БДТ. После начала войны Большой театр был эвакуирован в Киров, ее муж актер Ефим Копелян ушел добровольцем на фронт, сама она осталась в Ленинграде. С 1941 года и до окончания войны служила в Театре Балтийского флота. В 1945 году Макарова вернулась в Большой драматический театр. Сценическую карьеру актрисе приходилось начинать в те времена, когда не только БДТ, но весь советский театр переживал кризис и терял зрителей. Она начинала как лирическая героиня.

В БДТ имени Товстоногова Макарова работала до конца жизни. Актриса исполнила около 50 ролей в театре и снялась в 17 художественных фильмах.

В 1956 году артистка сыграла в первом спектакле Георгия Товстоногова на сцене БДТ "Шестой этаж".

Затем Макарова играла Елену в "Мещанах" Горького, Наташу в чеховских "Трех сестрах", Анечку в "Океане" Штейна, Катю в "Пяти вечерах" Володина, Ольгу Носову в "Традиционном сборе" Розова, Гизу в "Кошках-мышках" Эркеня, Анну Андреевну в "Ревизоре" Гоголя.

Людмила Макарова удостоилась звания Народной артистки СССР в 1977 году.

Визитной карточкой актрисы стала роль свахи Ханумы в одноименном водевиле Авксентия Цагарели. В 1978 году на основе этого спектакля был снят телевизионный фильм, который принес актрисе широкую известность.

Среди других картин, в которых сыграла Макарова, - "Два капитана", "Повесть о молодоженах", "Мертвые души", "Два воскресенья", "Тайна Снежной королевы" и другие.

Макарова была супругой выдающегося мастера театра и кино, ведущего актера БДТ Ефима Копеляна, с которым артистка встретилась перед началом Великой Отечественной войны

Ее последние роли — в постановках «Дворянское гнездо», «Мещанин во дворянстве» и «Дорогая Памела».

Людмила Макарова — лауреат премий «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (в 2006 году) и «Золотой софит» с формулировкой «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру» (в 1999 году).

Интервью Светланы Мазуровой с Людмилой Макаровой от 23 апреля 2003 года, в газете «Восточно-Сибирская правда»:

Удивительно, как в такой русской актрисе Товстоногов разглядел Хануму!
- Актриса должна все уметь, перевоплощаться в кого угодно. И потом, когда проведешь столько лет с Георгием Александровичем и в большой дружбе с актерами... Было очень легко играть и репетировать. У нас собралась грузинская группа: художник, балетмейстер, композитор. Мы так весело и интересно репетировали! И довольно быстро сделали спектакль. Публика до сих пор о нем вспоминает. Даже сейчас в кассе спрашивают: "А когда "Ханума" будет?" 

- Сколько вы ее играли?
- Очень долго и много, больше 300 спектаклей, наверное. Пока не начались печальные события в нашем театре - один за другим стали уходить из жизни актеры: Копелян, потом Стржельчик. Короче говоря, спектакль сошел. Восстанавливать его было трудно. Несколько раз пытались, но не получилось. Хорошо, что остались воспоминания. И до сих пор зрители смотрят "Хануму" по телевизору. Мне даже из Тель-Авива звонили и говорили, что смотрели (там же много наших, ленинградцев), и в таком восторге все! Это был наш любимый спектакль. Так что если вы его посмотрели, я очень рада за вас. 

- Теперь, наверное, ваша самая любимая роль - Памела?
- Сейчас - да. Потому что она - единственная. Все мои роли уже ушли. Вместе с моими партнерами. Восстанавливать спектакли, которые делал Товстоногов и в которых играли такие замечательные актеры, очень трудно. Хотя и говорят, что незаменимых нет... Есть, есть!.. 

Долгое время у меня ничего нового не было. Доигрывала "На всякого мудреца довольно простоты". 

Пока Евгений Алексеевич Лебедев не умер. Потом, уже без Георгия Александровича, поставили "Женитьбу Бальзаминова", тоже долго играли. А потом наступил мой 80-летний юбилей. Я предложила "Дорогую Памелу", Кирилл Лавров согласился, чтобы для меня ее поставили... Публика принимает спектакль великолепно. Роль замечательная. Таких ролей очень мало - возрастных, с юмором. Я была очень увлечена ею и до сих пор играю ее с удовольствием. 

- Про вас пишут: "Роман с кино у нее не сложился". Это так?
- Особого романа у меня не было, так что и нечему было складываться. По этому поводу у меня не было особой печали. Были какие-то небольшие роли. Было даже несколько довольно хороших ролей, но картины не проходили; знаете, как часто бывает: раз-два, и все. Очень давняя история - фильм "Степан Кольчугин", где я играла с Юлианом Паничем. Хорошая роль. Были какие-то предложения совсем не интересные. Я была не очень заинтересована в кино. Мне казалось, что там я хуже, чем в театре. Зачем тогда мне это? Думаю, что была права. 

- Вы всю жизнь служите в одном театре...
- Нет, в войну работала в Театре Балтфлота. Там были замечательные актеры. Недавно мы, те, кто остался, встречались. Нас уже очень мало: я, Иван Дмитриев, Герман Орлов, Олег Милявский... Вся война у меня связана с ними. Сначала это были бригады. Мы играли по разным портам (ездили на лодочке), на кораблях, однажды даже в подводной лодке. Потом сделали большой спектакль "У стен Ленинграда" (к нам приехал Вишневский, дал пьесу, ее поставил Пергамент, наш художественный руководитель), играли его в ДК "Выборгский". 

После блокады ездили с театром в Москву и в Новороссийск. А потом вернулся из эвакуации, из Кирова, Большой драматический театр. И я пришла сюда. Потому что ставили "Вишневый сад", а эта роль (Анечки) была моей самой первой - я играла ее еще до войны. Мой муж Ефим Захарович Копелян уже демобилизовался из армии, пришел в театр, и я с тех пор, с 1945 года, не выхожу отсюда. 

Сегодня работаю, сколько полагается. Сейчас в театр приходят новые режиссеры, и многие из них не хотят связываться со мной. Не думаю, что они знают, сколько человек играл, может ли еще что-то сделать. Главное - бабе много лет. Видно, я им неинтересна. Поэтому и не получаю никаких предложений. Но просить, выпрашивать "Дайте мне роль!" - не буду. Я очень много играла. Очень много видела - мы ездили с театром по всему миру. 

Так что не могу обижаться. Ролей для моего возраста не так много, и все они играны-переиграны. Памела мне очень помогла. Надеюсь, что долго буду ее играть, пока жива и здорова. Эту роль играют чуть ли не во всех городах. В Москве Ольга Аросева свой юбилей тоже встретила этой ролью. У нас в Петербурге собираются ставить антрепризный спектакль "Дорогая Памела"... 

Вы знаете, сейчас как-то все стали моложе меня. Мне 82 года. У меня много друзей. Живу с сыном. И с собакой. Замуж я больше не выходила. 

- О сыне расскажите...
- Кирилл был неплохим артистом. Но случилась жуткая история. Его избили до полусмерти, едва вытащили из комы. Он инвалид первой группы, уже пять лет нигде не работает. Это моя печаль. И мой крест. Наверное, я в чем-то согрешила... Сын не женат. К сожалению, у меня нет внуков. Вот и вся моя жизнь. 

Но я большой оптимист. По-моему, это видно по моим ролям. Конечно, живу я скучно. Без театра, без ролей жить скучно. Правда, я в худсовете, все время со всеми вижусь, друзья ко мне хорошо относятся. Но хотелось бы немного больше участвовать в театральной жизни. Актрисам вообще очень трудно в театре. Например, такая яркая актриса, как Нина Усатова, играет всего один спектакль. Она совершенно замечательно играла в "Кадрили", в "Женитьбе Бальзаминова". К великому сожалению, не занята Зинаида Шарко. Но она молодец, играет в антрепризах, снимается в кино, не сидит без дела. То ли режиссеры боятся нас, старых баб, то ли еще что...

34 года Людмила Макарова была женой Ефима Копеляна. Знаменитый артист блестяще играл на сцене БДТ, в театре его боготворили, он много снимался в кино.
- Поженились мы в 1941 году, в мае, перед самой войной. Познакомились в театре. Но поженились не сразу, прошло два года "приглядки". Он был почти на 10 лет старше. А сколько у него было поклонниц! 

Что сказать? Я живу воспоминаниями. Это было чудесное время. До сих пор мне его не хватает. Я одна. Когда муж ушел из жизни, я была еще в приличной форме, но не могла себе даже представить, что в мой дом войдет какой-то другой мужчина, а не Фимочка! Он был старше, умнее меня, многому меня научил - отношению к жизни, к людям... 

- А вместе вы играли?
- Очень мало. Моими партнерами были Стржельчик, Лавров. В молодости мы с Ефимом Захаровичем играли мужа и жену в "Девушке с кувшином". Потом - в спектакле "Шестой этаж" (тоже мужа и жену). Ох, какой был зажигательный спектакль (первая постановка Георгия Александровича)! 

Я очень любила эстраду, а Фимочка - нет. Все-таки однажды я уговорила его сыграть в концерте "Хозяйку гостиницы" Гольдони - чудесный отрывок. Он очень не хотел, а потом все-таки согласился. И прекрасно сыграл! Потом, когда его не стало, мы играли это с Владиком (Стржельчиком). 

- Говорят, будто бы Товстоногов, когда умер Копелян, сказал: "Из театра ушла совесть"...
- Да. Все знают, что Ефим Захарович был замечательным артистом и человеком. Никогда не вмешивался ни в какие интриги. Хотя должна честно сказать, что в нашем театре не было интриг. Георгий Александрович это очень не любил и так воспитал нас. И до сих пор у нас в театре атмосфера все-таки неплохая по сравнению с другими театрами... 

У Копеляна было потрясающее чувство юмора. Хотя вид у него был довольно грозный. И некоторые наши ребята, особенно молодые или новички, кто плохо его знал, немного даже побаивались его. А он был замечательным, справедливым, добрым, очень смешливым человеком. 

Как мы жили? В жизни всякое ведь бывает. И поругаемся. И выпьет, бывало. Очень любил играть в карты. Друзей приводил домой, был очень открытым. У нас не было богатства, хотя в последнее время Фима довольно много снимался в кино. Была машина. И дача, купленная напополам с моей мамой. Когда люди приходили, у нас всегда была хотя бы квашеная капуста. И водочка. Он так мне и говорил: "Значит, так. Сегодня мы будем играть (в карты). Купи поллитровочку. И капустку поставь. Больше нам ничего не надо". В преферанс он играл замечательно! С юмором. Я сидела в другой комнате и просто наслаждалась... 

- Поклонницы мужа досаждали вам?
- Нет. Наверное, он так вел себя, что они были на расстоянии. Ему писали письма (дикое количество!), дарили подарки. Со всей страны писали - и школьницы, и учителя, и все-все-все.. С годами он становился все красивее и красивее. Был такой мужественный, интересный, с усами. Сейчас уже я думаю: господи, даже если он кем-то и увлекся когда (он ведь много ездил), это же счастье! Теперь, "с высоты" прожитых лет, я так думаю: даже если у него и было что-то (мы же актеры, мы должны увлекаться), то слава тебе, господи. Я сама увлекалась партнерами. И он это видел - как у меня горели глаза. Но все было в меру. Это наша жизнь. Иначе какие мы артисты, если будем "сухарями"? Не думаю, что можно жизнь прожить и ни на кого глаз не положить. Так ведь не бывает. Но это никогда не мешало нашей жизни и нашим отношениям...

- Людмила Иосифовна, вы прекрасно выглядите. Замечательно играете. Попробую разгадать ваши секреты. Молодость души? Веселый характер?
- Наверное. И еще. Честно скажу, я никому не завидую. Злость, зависть всегда отражаются на лице, это заметно. Я неплохо прожила свою творческую жизнь. Годы идут. Но что поделаешь? 
Я люблю бывать на свежем воздухе. Обычно с мая живу на даче. Устраиваю себе там "растительную" жизнь, отдыхаю, занимаюсь только готовкой. Люблю готовить, правда, если бы еще мне кто-то приносил продукты... 

Конечно, я слежу за собой. Нас всех приучил к этому Георгий Александрович. Когда мы приходили в театр, все были подтянуты, хорошо одеты. А когда наряжались на какой-то праздник, он говорил: "Ох, какие у меня артистки красивые!" Так что он все-все за нами замечал. Все наши достоинства и недостатки.

Меня спасают воспоминания. Характер у меня, вероятно, от мамы. У нее была довольно сложная жизнь. Но она как-то умела быть жизнерадостной, веселой. Думаю, и меня этим наградила. Я ей очень благодарна... Иначе бы совсем плохо было. Во всех отношениях... 



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru