Rambler's Top100
Лениградская Правда
24 ОКТЯБРЯ 2017, ВТОРНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Горькая «Калина»
22.12.2008

Непреклонность государства в стремлении сохранить российский автопром на фоне кризиса показывает не только эффективность работы автолоббистов, но и несбалансированность региональной экономической политики центра, его неумение гибко реагировать на вызовы кризиса.

Протесты автодилеров и владельцев подержанных японских автомашин, разогнанные милицией в Приморье, уже перекинулись на другие регионы Сибири и даже европейской части страны. Вчера митинги с требованием отменить повышение пошлин на иномарки (вводится с января 2009 г.) прошли в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и Кемерове.

Власть не намерена отказываться от поддержки отечественного автопрома. Вице-премьер Игорь Сечин назвал манифестации делом рук «жуликов». Премьер Владимир Путин заявил о субсидировании перевозок отечественных автомашин на Дальний Восток и льготах для покупателей российских авто (более подробно — на стр. Б1). Жесткость правительства в повышении пошлин, как считает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики, показывает его незнание экономических реалий в регионах.

В России противоречия между территориями с разной степенью развития и специализацией экономики неизбежны. Задача Москвы в этой ситуации — не только направлять доходы из богатых территорий в бедные (без перераспределения доходов и трансфертов разница в бюджетной обеспеченности регионов, по данным Центра фискальной политики, в 2008 г. составила 34 раза). Она должна быть арбитром в спорных ситуациях и принимать компромиссные решения, которые позволят развиваться регионам, используя преимущества одних без ущерба другим.

Политическая вертикаль, созданная Кремлем, лишила регионы экономической самостоятельности. Но невозможно эффективно управлять Дальним Востоком из Москвы: серые схемы автомобильного или рыбного бизнеса — это вариант самостоятельного развития региональной экономики, за уродство которого должен нести ответственность в том числе и центр. Как бы то ни было, ввоз японского и корейского секонд-хэнда — системообразующая отрасль в регионах Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающая работой сотни тысяч людей, приносящая отчисления в местные бюджеты, предлагающая миллионам потребителей дешевые и более безопасные, чем изделия российского автопрома, автомобили.

В «тучные» 2000-е годы Кремль мог бы развивать экономику регионов за счет налоговых преференций и инвестиций в производство. В случае с Дальним Востоком это означало, например, опережающую компенсацию повышения пошлин — в частности, можно было построить сборочные предприятия на базе оборонных и машиностроительных заводов. Однако этого не произошло, зато в последние годы федеральный бюджет забирал все большую часть налоговых поступлений из регионов. В нынешней ситуации центр уже вряд ли сможет компенсировать регионам выпадающие доходы в прежнем объеме.

Что означает в этой ситуации повышение пошлин при одновременном субсидировании перевозок продукции «АвтоВАЗа», ГАЗа, «Соллерса»? Речь идет о поддержке российских автопроизводителей на время кризиса: субсидии, по словам премьера, будут действовать два года. Очевидно, что конкурентоспособной, и только по цене, их продукция может быть только в это время. Радикально улучшить качество автомобилей не удастся, и, когда конъюнктура изменится, потребитель вернется к японским авто.

Правда, потребителю придется очень тяжело. Отнюдь не все занятые в автоимпорте найдут работу в дилерских сетях «АвтоВАЗа» или ГАЗа, даже если они будут созданы. Повышение пошлин при снижении покупательной способности дальневосточников означает резкий рост безработицы в отдаленном регионе с ограниченным предложением рабочих мест — ввозом китайского ширпотреба уже давно занимаются не россияне, а сами китайцы. В итоге многим жителям Дальнего Востока будет не на что купить ту самую «Калину».

Ведомости, 22.12.2008

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru