Rambler's Top100
Лениградская Правда
24 ОКТЯБРЯ 2017, ВТОРНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Куда уплыла "Аврора"
2.11.2007

7 ноября, 90 лет назад, легендарная "Аврора" холостым залпом известила о начале революционных событий в России. С тех пор героический крейсер оброс легендами, приобрел статус флагмана военно-морской базы, пережил смену политического режима и уже в наши дни превратился в символ толерантного отношения нового поколения к революционным событиям прошлого. Однако мало кому известно, что от легендарной "Авроры" после реставрации 1984 года мало что уцелело: вся подводная часть корабля была срезана и затоплена в Финском заливе под Петербургом, а его внутреннюю отделку растащили.

"Растащим символ на сувениры"

Владимир Юрченко, бывший главный механик рыболовецкого совхоза "Балтика" на Сойкинском полуострове под Петербургом, отлично помнит, как в середине 80-х, под покровом ночи, несколько буксиров притащили и оставили возле берега 120-метровую подводную часть крейсера.

- К 70-летию революции мы построим новую "Аврору", - пояснили военные.

Удивленный механик наутро отправился к директору рыболовецкого завода жаловаться на врагов партии, покусившихся на святое - революционный крейсер! Но директор его осадил: "Нам же лучше: разберем "Аврору" на сувениры".

- Я прекрасно помню события тех дней, - рассказывает Юрченко. - В совхозе даже клич бросили: "Мужики! Айда "Аврору" резать!" Брать разрешили все, что сможем унести. Откликнулось достаточно много. Имущество с корабля вывозили грузовиками. В первую очередь сняли металлические трапы. С надводных частей отдирали медную обшивку - тогда весь корабль был покрыт слоем листовой меди. Обстановка во внутренних помещениях оказалась практически нетронутой. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

Владимиру Юрченко больше всего приглянулся кафель, которым были выложены душевые крейсера. Плитки он снимал тонким шпателем, чтобы не повредить глазурь, упаковывал их в газеты и вывозил на дачу.

- Я как представил, что в этих душевых герои Цусимы мылись, восторгнулся даже! - вспоминает он. - Ну, думаю, надо баньку построить и полы в ней тем самым кафелем выложить: пусть мужики завидуют. Так оно и вышло. Такой бани, как у меня, во всей России не сыщешь! Вот разве что у Виктора Ларионова, старосты деревни Дубки, в деревянном уличном туалете вместо окон иллюминаторы с "Авроры" установлены.

По словам Юрченко, разграбившие крейсер рабочие наткнулись на исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда сварочным аппаратом они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной. Вот тогда сойкинские мужики и обратились в ленинградский КГБ с вопросом: по какой причине советское правительство избавляется от революционного крейсера?

Восстановлению не подлежит

Ответ оказался прост: железный корпус "Авроры" попросту сгнил. В трюме судна постоянно работали насосы, ежесуточно откачивая несколько десятков тонн воды. К началу 1980-х годов стало ясно, что в первозданном виде сохранить "Аврору" просто невозможно.

Реставрация "Авроры" началась в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили на Северную верфь. Там, в доках, его попросту распилили на части. Нижняя часть, включая подводную, была полностью заменена на новую. Суровой переделке подверглось и то, что находилось над ватерлинией. К 70-й годовщине революции "Аврора" вернулась на привычное место, а далее встал вопрос: что же делать с остовом, оставшимся на верфи? Сдачу крейсера в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящее судно на Сойкинском полуострове.

Последние сувениры

Сергей Иванцов, бывший техник рыболовецкого совхоза, в память о легендарном крейсере открыл личный музей "Авроры", в котором полно раритетов: подлинный спасательный круг с судна, дверь в кают-компанию, чугунный утюг.

- Музейщиков этот утюг вряд ли заинтересует, зато гладить им, накалив на плите, очень даже можно! - смеется Иванцов.

Впрочем, чтобы полюбоваться сувенирами с "Авроры", вовсе не обязательно заходить в музей к технику. Всего-то и нужно - пройти по близлежащим деревням и повнимательнее присмотреться к домам, построенным в конце 1980-х. Части корабля видны то тут, то там. Трапы стали лестницами в домах, металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом с крейсера покрыты крыши.

Разграбленное судно простояло у старого пирса несколько месяцев. После чего ему оказался уготован незавидный конец. В чью-то светлую голову пришла гениальная идея: загрузить металлический корпус камнями и утопить его в гавани, превратив в волнорез.

Груженное камнями судно пошло вбок, а затем и вовсе опрокинулось и затонуло совсем не там, где планировалось. Сейчас это просто кусок ржавого металла, лежащий в прибрежной полосе. Позже местные коммерсанты хотели его поднять, разрезать и продать за границу как металлолом, но военные запретили.

Найти остатки крейсера революции, лежащие в прибрежной полосе, любой желающий может без всякого труда. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком. В окрестных деревнях место нынешнего расположения "Авроры" может показать кто угодно. Судно стало местной достопримечательностью. На фоне обломков охотно фотографируются туристы, аквалангисты ныряют за сувенирами.

- Этим летом тут неделю ныряли какие-то ребята из Белоруссии, - рассказывает житель Сойкинского полуострова Василий Мочалов. - Ничего интересного, правда, не нашли и стали снимать медные пластины, сохранившиеся в некогда подводной части. Сказали, что порежут их на части и будут продавать как сувениры - по 500 рублей за обломок.

Периодически крейсер атакуют охотники за черными металлами. Делать это в советские годы не решался никто. Но времена изменились. Корабль режется самыми варварскими способами, в Финский залив при этом попадает невероятное количество грязи. Ленинградская природоохранная прокуратура пыталась решить проблему подъема "Авроры" неоднократно, да только делать это в обозримом будущем никто не собирается, невзирая на наказ Петра Первого: "Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер, а буде упустите, то взыскано будет на вас и на потомков ваших".

справка "рг"

В 1897 году "Аврора" была заложена на судостроительной верфи в Петербурге и в 1900 году спущена на воду.

В 1904 году "Аврору" включили в состав Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальнем Востоке. В походе судно зарекомендовало себя как один из лучших кораблей. Кампанию 1907 года "Аврора" провела в плавании с корабельными гардемаринами на Балтике. После чего корабль прошел ремонт и модернизацию. До начала Первой мировой войны "Аврора" каждый год совершала заграничные плавания, на крейсере проходили практику кадеты Морского корпуса, юнги и ученики школы строевых унтер-офицеров.

7 ноября 1917 года холостым залпом "Аврора" известила о начале революции.

В 1918 году она находится в отстое, а с весны 1919 года - в консервации.

В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: "Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля".

В 1940-1945 годах "Аврора" стояла в Ораниенбауме.

В 1948 году крейсер поставили на "вечную стоянку" у причальной стенки Большой Невки.

РГ, 2.11.2007


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru