Rambler's Top100
Лениградская Правда
19 ОКТЯБРЯ 2017, ЧЕТВЕРГ
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Трудности перевода
9.01.2007

Порой одна точно сказанная фраза несет за собой самые непредсказуемые последствия. "Когда нам говорят о демократии, то думают о наших углеводородах", - сказал как-то летом во время брифинга заместитель руководителя кремлевской администрации Владислав Сурков и к зиме получил за свою проницательность ответ по полной программе в виде статьи в газете The Wall Street Journal "Главный рекламщик Путина". Целый авторский коллектив в лице "кремлеведов" Грегори Уайта, Алана Каллисона и Гая Чейзана постарался объяснить американскому читателю, а заодно и российскому (статья была с удивительной оперативностью перепечатана в газете "Ведомости", издающейся под эгидой WSJ), что Сурков — это "бывший помощник олигархов", который строит вместе с Путиным диктатуру, а российская нефть Соединенным Штатам до лампочки. Скорее всего читатели газеты WSJ вполне поверили такой трактовке событий, тем более что они уже много лет черпают свое представление о России от шахматиста Гарри Каспарова, публикующего в WSJ статьи под заголовками типа "Путин должен уйти" или "Если западные лидеры станут поздравлять Путина с его победой на выборах, тогда они тоже являются соучастниками его преступлений". Закономерным результатом этой линии газеты стал последний аналитический шедевр Бретта Стивенса под заголовком "Россия — враг" с последующим объяснением: "Настало время, когда мы должны начать считать Россию Владимира Путина врагом Соединенных Штатов". 

"Сурков через своего представителя отказался давать интервью и даже ответить на вопросы, посланные по почте", — сетуют на его зловещую закрытость журналисты WSJ. Звучит странно — за последний год Сурков неоднократно общался с западными журналистами. И мы попытались выяснить мотивы отказа. 

"Сурков отказался от общения с журналистами The Wall Street Journal по одной простой причине — эта газета на протяжении нескольких лет умышленно или по незнанию искажает информацию о России, — объяснил, в свою очередь, отказ помощника президента один из наших кремлевских источников. — Это право любого человека. С любым другим авторитетным изданием — пожалуйста, но не с газетой, которая на голубом глазу учит своих читателей, что "Россия — враг". 

Естественно, любая газета имеет полное право высказывать свое мнение по любому поводу и называть "сатрапом и деспотом" кого ей только заблагорассудится — были бы факты. Поскольку о многих событиях, изложенных в статье, ранее в российской прессе не писалось, мы решили провести собственное расследование, чтобы установить, насколько соответствуют действительности факты, предъявленные публике американскими журналистами.

Итак, начнем с начала, то есть с детства. Обличая Суркова в лучших традициях пропаганды в приспособленчестве и двуличии, журналисты пишут, что "...сын чеченца и русской... менял даже собственное "я" — по данным из его школы, перед поступлением в институт он сменил чеченскую фамилию Дудаев на русскую Сурков". 

А что на самом деле? Нашим корреспондентам достаточно легко удалось выяснить, что школьник с ФИО Сурков Владислав Юрьевич обучался в двух школах города Скопина Рязанской области — начальной № 5 и средней № 1, которую и закончил. А в 16 лет, как и положено, он получил паспорт гражданина СССР на ту же фамилию и с теми же инициалами. Ведь американские журналисты вряд ли знают, что в нашей стране до совершеннолетия фамилию детям дают родители. А уже после 16 лет каждый гражданин при получении паспорта вправе взять другую фамилию. Однако в Московский институт стали и сплавов также поступил Сурков Владислав Юрьевич. Выпускник уже упоминавшейся средней школы № 1 города Скопина. Так что Сурков всегда был Сурковым. Не надо быть корифеем журналистики, чтобы установить этот факт в течение дня.

Вообще удивительно, что вопросы о происхождении Суркова активно обсуждаются не участниками националистических митингов, а представителями либеральной оппозиции, которая по определению должна быть эталоном толерантности. Может быть, многое объяснит тот факт, что первыми байку о "Суркове-Дудаеве" активно продвигали скрывающийся от правосудия в Израиле Леонид Невзлин и идеолог "Другой России" Станислав Белковский. 

Не менее надежного ньюсмейкера привлекли они и в качестве эксперта в области этики и морали. "Ген цинизма развился в людях раньше, чем ген демократии", — изрекает со страниц WSJ Алексей Кондауров, "работавший с Сурковым еще в банке". Отчего-то газета не стала уточнять, что о вечных проблемах нравственности рассуждает не просто "работник банка" Кондауров, а бывший генерал КГБ, служивший в печально знаменитом 5-м управлении КГБ (борьба с диссидентами) под началом легендарного Филиппа Денисовича Бобкова. А уж затем, потренировавшись на диссидентах и правозащитниках, Алексей Петрович стал выводить "ген демократии" в качестве одного из руководителей службы безопасности "ЮКОСа". (Кстати, напомним, что куратора этой службы Невзлина сейчас обвиняют в организации заказных убийств.)

А экспертом по вопросам парламентаризма стал для американских расследователей... подполковник запаса, выпускник института КГБ СССР Анатолий Ермолин. В свое время этот эксперт, входивший в руководство фонда Ходорковского "Открытая Россия" и избранный в Госдуму благодаря усилиям нефтяной компании, написал жалобу в прокуратуру и в Конституционный суд о том, как на рабочем заседании с депутатами фракции "Единая Россия" замглавы администрации устроил выволочку народным избранникам со словами: "Голосуйте, как вам говорят!". Правда, история быстро рассыпалась. Другие участники этой встречи публично опровергли своевременные "воспоминания" Ермолина. Своевременные потому, что как раз в те летние месяцы 2004 года пиар-служба Невзлина устроила в подконтрольных СМИ наезд на Суркова, предвещая ему скорую отставку. Теперь же использованный единожды эластичный подполковник был использован с его "правдивыми" воспоминаниями еще раз — в качестве эксперта "доверчивой" американской газеты, которая, видимо, обманываться рада. Удивительно, что издание, известное на весь мир своим строгим кодексом "перепроверять информацию у двух-трех независимых источников", ограничилось всего лишь одним "свидетелем" в лице депутата-спецслужбиста. Или то, что говорили другие источники, не совсем совпадало с линией и замыслом публикации.

Видимо, в процессе подготовки статьи авторы подпали под "профессиональное" обаяние еще одного своего источника — бывшего тележурналиста Сергея Доренко. Доренко есть чем гордиться — он единственный в стране получил почетное звание "телекиллера". С зарплатой от щедрот Бориса Березовского в 1 миллион долларов, он искусно довел практически до предынфарктного состояния премьер-министра Примакова и мэра Лужкова. Факты при этом тележурналист не только не проверял, а просто выдумывал, что впоследствии подтвердили суд и многочисленные анекдоты на эту тему. 

Кстати, американцы почему-то не удосужились покопаться в недалеком прошлом. История тележурналиста Доренко на "Первом канале", равно как и история Евгения Киселева на канале НТВ связаны с информационной войной между Борисом Березовским и Владимиром Гусинским. Соответственно Доренко в 9 часов вечера в воскресенье клеймил на "Первом канале" политических и бизнес-партнеров Гусинского, а Евгений Киселев в 10 часов вечера запускал ответные заклинания уже по адресу Березовского. Поэтому предлагать Доренко какие-то деньги за его работу на законного босса при такой зарплате мог либо сумасшедший, либо очень преданный поклонник таланта.

После того, как олигархи перестали быть собственниками каналов, зашла звезда и двух главных телекиллеров. Правда, у Доренко закат карьеры совпал с весьма неприятной историей. Сергей Леонидович попал под суд по делу "о наезде пьяного мотоциклиста Доренко на человека". Храбрый "телекиллер" сдулся, занервничал и посерел лицом. Есть свидетели того, как в перерывах между судебными заседаниями, уже числясь в официальных оппозиционерах, Доренко, волнуясь и дрожа, обивал пороги нескольких кремлевских кабинетов. До сих пор интересно — какой ценой ему достался такой довольно мягкий судебный приговор за "пьяный" наезд?

Вообще, тема "кремлевских кабинетов" особенно волнует создателей коллективного портрета Владислава Суркова. Соответственно сольную песню на тему "а в комнатах наших сидят комиссары и девочек наших ведут в кабинет" исполнил для американской публики "демократически настроенный депутат" Владимир Рыжков. Рыжков припомнил, как шесть лет назад его завели в кабинет к Суркову и как коварный чиновник обещал ему золотые горы за вступление в партию "Единство". Рыжков, разумеется, гордо отказался — "с тех пор они с Сурковым не разговаривают". Правда, в российском политбомонде гораздо более широко известна другая версия произошедшего: сразу после выборов 99-го года Рыжков умолял Суркова включить его во фракцию "Единство". Наши источники уверяют, что порывистый молодой демократ говорил, что готов встать на колени, лишь бы его приняли в победившую на выборах партию, но получил отказ. 

Жалко, что у журналистов The Wall Street Journal нет ньюсмейкеров в комендатуре Кремля, чтобы "снять" информацию — сколько раз с тех пор "демократически настроенный депутат" проходил в Кремль по пропускам, заказанным из приемной Суркова. Но об одном сравнительно недавнем походе в Кремль Рыжков, по словам нашего источника, мог бы и вспомнить, тем более что у этой истории много свидетелей. В 2004 году Михаил Задорнов и Владимир Рыжков затеяли новый политический проект — "Демократическая альтернатива". Тогда же эти господа посетили Суркова с просьбой оказать содействие, чтобы в клуб вошли представители "единороссов". Говорят, что Сурков ответил коротко и демократично: "Обращайтесь в партию". А в остальном Владимир Рыжков, как пишет газета WSJ, "является открытым оппонентом Кремля". И в кремлевские кабинеты, разумеется, ни ногой.

Видимо, фантомы демократии американским журналистам оказались милее цифр и фактов, иначе бы не так ярко получился портрет "душителя российских свобод" г-на Суркова. Им гораздо проще детально, со слов своего очередного объективного ньюсмейкера Дмитрия Рогозина, расписывать историю "кампании по дискредитации" бывшего лидера патриотической партии "Родина" Дмитрия Рогозина, которого называют "фашистом и расистом". А тот факт, что осенью 2005 года "Родина" была снята с выборов по решению Мосгорсуда, утвержденному Верховным судом Российской Федерации, по статье "за разжигание межнациональной розни" — американцам малоинтересен. Впрочем, если бы мистер Рогозин снялся в ку-клукс-клановском балахоне в предвыборном агитационном ролике "Очистим Нью-Йорк от мусора", наверное, это бы их немного проняло. А так — это же все далекая, дикая, недемократическая Россия... 

На самом деле, самая большая проблема для персонажей, упомянутых в публикации The Wall Street Journal, — то, что она была перепечатана здесь. Зная о такой возможности, многие из героев, служащие точками опоры для логической конструкции статьи, никогда бы не сказали того, что в ней процитировано. Просто потому, что с них в очередной раз упала завеса героики, которую навешивают они на себя через мнимую опасность оппозиционности в нашей стране. И в этом случае сложно кивать на мнимые трудности перевода. Дело-то не в оценках, а в фактах...

Известия, 9.01.2007

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru