Rambler's Top100
Лениградская Правда
19 ОКТЯБРЯ 2017, ЧЕТВЕРГ
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Не "Тихий Дон", а тихий ужас
14.11.2006

Целыми семьями, включая детей и стариков, по вечерам припадают вешенцы к своим телевизорам. На экраны вышел наконец "Тихий Дон", созданный по роману их земляка Михаила Шолохова. Повышенный интерес к фильму понятен. На пленке отсняты родные донские места, а среди актеров - едва ли не половина жителей станицы и окрестных хуторов.

Съемки, длившиеся около полутора лет, окончились 15 лет назад. Но местный люд помнит о них, будто они были вчера. Вот что рассказала пригласившая меня к себе в гости Нина Майборода, главный хранитель Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. Она не только сама участвовала в съемках, но и помогала Сергею Бондарчуку организовывать массовые сцены:

- Помню, в апреле 1991-го, в очередной приезд, киногруппа попала в Вешенскую с опозданием. Ей нужно было снимать зимние эпизоды, а у нас в разгар весны неожиданно грянула 27-градусная жара. Лед с Дона ушел за одну ночь. Но операторы выход нашли - постелили близ заборов клеенки и засыпали какой-то белой крошкой, на снег похожей. Пиротехники на крыши залезли, поджигали специальные шашки, чтобы казалось, что печи топятся, дым из труб валит.

Одна сцена у нас долго не получалась. По сценарию приехавший к казакам Штокман убеждает поверить новой власти. На его лозунги и призывы мы должны были реагировать враждебно. Но ропот у нас получался какой-то вялый. Тогда Сергей Федорович Бондарчук разозлился и сказал: "Вы что, жизнью довольны? Масло и сахар - по талонам, зарплату теперь выдают чайниками да просроченными консервами..." Народ оживился, загудел. Сцену сняли с первого дубля.

- Много ли платили участникам массовых сцен? - интересуюсь я у Нины Григорьевны.

- По 65 рублей за день. Деньги небольшие, но с учетом тогдашней гиперинфляции они были весьма кстати. Однажды профессиональные актеры забастовали, не вышли на работу. Итальянский продюсер как-то выкрутился, расплатился с ними.

- В съемочной группе было немало итальянцев, как они переносили суровую русскую зиму?

- У них костюмы были с подогревом. Те, кто не в кадре, - операторы, водители, визажисты - лица масками закрывали. Грелись они горячим шоколадом, хотя и от русской водки тоже не отказывались.

- Говорят, у Руперта Эверетта, исполнившего роль Григория, дублер был?

- Был, Володя, рыжеволосый такой. Самые опасные скачки на коне - его. Однажды гримеры лишь в последний момент заметили, что его огненная копна сзади из-под шапки видна. Красили волосы черной краской "под Григория" перед самой съемкой. Через полдня у бедолаги шапка к голове примерзла.

...Сергей Слепухин - высокий казак с мощной грудью и колоритными усами - сейчас работает методистом в местном Доме культуры. У Бондарчука кастинг прошел с первого раза, хотя были и другие претенденты. Сергей Федорович доверил ему роль с текстом. Сергей, первый юртовой атаман возрожденного казачества, в "Тихом Доне" сыграл само собой - юртового атамана. Для съемки отдельных эпизодов его даже приглашали в Москву, на "Мосфильме" он провел две недели. На память о съемках у него осталась уникальная фотография, где Слепухин рядом с голливудской звездой - Рупертом Эвереттом.

Об исполнителе роли Григория в станице разговоров нынче, пожалуй, особенно много. "Позор - на роль казака взяли "голубого", - не согласны вешенцы. Другие возмущаются: актер заявил в одном из своих интервью, будто во время съемок жил "в избушке".

В той "избушке" я побывала. Добротный дом со всеми удобствами площадью больше ста квадратных метров. Четыре комнаты, просторная кухня, в спальне, где обитал киноактер, до сих пор стоит та же кровать, на которой утешался он вместе со своим любовником. В другой комнате жила переводчица, в третьей была гримерная, а в зале стояла аппаратура, на которой Руперт просматривал отснятый материал. Хозяйка, Татьяна Жаркова, приглашает меня в ванную: "Видите на дне коричневые полосы? Это Руперт мне ванну испортил. Грим здесь смывал". Денег у нее, чтобы заменить ванну, пока не нашлось.

Кстати, насчет "избушки" Татьяна не очень обиделась. Руперт показывал ей изданную им книгу о геях, где на нескольких страницах помещены фотографии его трехэтажной виллы с большим числом спален, ванных комнат и огромной лужайкой перед входом. По сравнению с этим особняком дом Татьяны на дворец явно не тянет.

Лабрадор, в котором Эверетт души не чаял, заболел от укуса клеща. Самолетом его отправили за границу на лечение в какую-то клинику. Больше он в Вешенскую не вернулся.

В дни съемок многие вешенцы переселялись в летние кухни и сараи, а в свои дома пускали квартирантов, которые неплохо платили. У Аси Мрыхиной жила Наталья Андрейченко, исполнительница роли Дарьи. Как сообщила мне Ася, Наталья очень заботилась о фигуре, никогда не позволяла себе мучного и сладкого. К ней муж приезжал, Максимилиан Шелл, вместе с детьми. Целыми днями какую-то статью писал, потом ее потерял. В поисках перевернули весь дом, даже мусорник подвергли обследованию. А после он ее нашел, уже в Германии, в собственном портфеле. Наталья очень огорчалась, что ее дети почти не знают русского языка. Она приглашала в дом местных ребятишек, дарила им игрушки и сладости, чтобы они почаще играли с ее Митей и Настей.

В общем, пока я узнавала подробности того, как снимался фильм, разговор шел в спокойных тонах. Но как только речь зашла о самом фильме, тут страсти накалились.

- Разве казак когда-нибудь носил ружье на левом плече? - сверлил меня вопросом Алексей Кочетов, заведующий информационным отделом музея-заповедника. И сам же отвечал: "Никогда!" "А почему Григорий вышагивает в расстегнутой шинели, поверх которой стянут ремень? - в разговор вступает бывший атаман Сергей Слепухин. - Ремень у казака должен быть застегнут только на гимнастерке. А он будто распахнутый халат поясом пристегнул".

Досталось от станичников и Аксинье в исполнении Дельфин Форест, что ходит по станице без платка, фривольно распустив волосы. У казаков считается, что, если замужняя женщина выйдет на улицу с распущенными волосами, она навлечет беду на семью. Простые станичники, выросшие на донской земле да к тому же почти наизусть знающие "Тихий Дон" Шолохова, грудью встали на защиту романа. С ними я посмотрела пару серий и услышала комментарии, которые хочу привести, сохранив местный колорит речи.

...На экране видно, что Аксинья не взяла коня за уздечку, провожая мужа на войну. Местная казачка Валентина Солдатова съязвила: "Видать, и конь эту цыганку испужалси!" Тут же выяснилось, что и ребенка Аксинья держит не так: "Вместо дитя дровеняку завернула". Пустые ведра на ее коромысле зоркие глаза бабулек тоже заприметили. Бурную реакцию станичников вызвала сцена, где Пантелей Прокофьевич, узнав, что Григорий жив, бросает толпе конфеты: "Кидаить конфеты. А их в бумажках тады не было. Толькя подушечки, что к рукам прилипають, да сахар грудками". А те кадры, где он на поминках по Григорию ест руками, вызвали у казака Алексея Калинина самый настоящий гнев: "Пантелей весь усуслился и руками йисть паминную лапшу. Да сроду такого у нас не было". Казачки Клавдия Захарова и Валентина Борщова прошлись по внешности Аксиньи и Дарьи: "Кофты порасстябнули, а за пазухой чисто не на што глянуть". (Кстати, казачки всегда ходили в закрытых, под горло, блузках и с длинными рукавами).

Появляются новые кадры. Степан сказал, что бить Григория не собирается. Тут же последовала реплика Клавы Захаровой: "А чаво с ним разбираться? Григорий худой, как серник (спичка. - Авт.). Степан на няво дунить, и он как перушко слятить с коня, да прямо в Дон". А уж что касается "голубизны" актера, естественно, и она не осталась без оценки местной публики: "Как Петра целовать (до скольких разов!), у Григория глаза гарять. А как к Аксинье подходить, у няво такая лицо, будто надысь (вчера. - Авт.) гумно сгорело". И, уж совсем распалившись, казаки в присутствии корреспондента высказались сердито: "А хто озвучивал, в их адрес весь наш район посылает нецензурные слова полового назначения". ("Што" казаки не говорят. Они могут сказать, к примеру, "черте-че"). Непозволительно, считают местные, что Никита Михалков даже вешенцев называет неправильно, произнося в первом слоге под ударением "е" вместо "е". В фильме Сергея Герасимова, считают они, "ухо ничто не резало". И вообще Аксинья и Григорий были свои, будто тут родились и выросли. Недаром на крутом берегу Дона в Вешенской им поставлен памятник. Григорий лицом схож с Петром Глебовым, а Аксинья "ну точь-в-точь Элина Быстрицкая". Подытоживая разговор, Валентина Солдатова всплеснула руками: "Чаво понаделали! Зачем этот фильм суды везть и тут показывать? Это ж не "Тихий Дон", а тихий ужас".

МОЙ ТЕЛЕФОН РАСКАЛЕН ОТ ЗВОНКОВ

Корреспонденту "Труда" удалось побеседовать с дочерью писателя, Светланой Михайловной Шолоховой.

- Как вам фильм?

- Я посмотрела половину первой серии и выключила телевизор. Смотреть на замороженного, бесчувственного Григория и неестественную, патлатую, словно цыганка, Аксинью у меня нет желания. Дальнейшее развитие сюжета узнаю от возмущенных станичников. Мой телефон раскален от их звонков. Ругают фильм почем зря. На мой взгляд, получилась какая-то развесистая клюква.

- А почему так случилось, как вы полагаете?

- Скажу так, этот фильм - большая трагедия Сергея Бондарчука. Он хотел снять его в основном для Запада. Наши власти средств не выделили, а иностранные деньги лишили его творческой свободы. Видимо, ему не дали сделать фильм таким, каким он его замыслил. Я видела, как во время съемок Сергей Федорович нервничал, был подавлен. Да и до монтажа режиссер, к сожалению, не дожил.

- Михаил Александрович давал ему добро на экранизацию "Тихого Дона"?

- Да, разрешение Шолохова было. Хотя в принципе отец всегда считал, что экранизация любого романа - дело нестоящее. Первоисточник при этом всегда страдает. У зрителя возникает неверное представление о произведении. Вместе с тем фильм "Судьба человека" того же Сергея Бондарчука Михаил Александрович ценил очень высоко, потому и согласился на экранизацию режиссером "Тихого Дона". Но "Судьба человека" - это другой жанр. Рассказ проще переложить на язык кино и передать нюансы произведения. Отец считал, что для киноэкрана и театральных подмостков нужно создавать отдельные произведения.

- До конца фильм так и не посмотрите?

- Мне волноваться вредно. Здоровье в 80 лет не ахти какое. Полагаю, что этот фильм не стоило выкупать и тратить на него деньги.



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru