Rambler's Top100
Лениградская Правда
12 ДЕКАБРЯ 2017, ВТОРНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Черные дыры черной металлургии
10.03.2006

Металлургическая отрасль, как известно, имеет одно из ключевых для российской экономики значений. Предприятия промышленности обеспечивают порядка 18% валютной выручки страны, таким образом, занимая второе место после топливно-энергетического комплекса.

Развитие металлургии в 2003-2004 гг. проходило очень динамично. Увеличение цен на промышленные металлы было обусловлено постоянно растущим спросом, как со стороны Соединенных штатов, так и со стороны азиатского региона, в частности – Китая. Однако прошедший 2005-й год оказался, по мнению ряда аналитиков, переломным для металлургии всего мира. Растущий ценовой тренд исчерпал себя уже к середине 2005 года. Наращивание внутреннего производства в Китае и замедление темпов роста экономик развивающихся стран вызвали падение цен более чем на 25%.

Падение цен на продукцию черной металлургии для российских предприятий повлекло за собой снижение темпов роста отраслевой выручки. Так, рост совокупного объема реализации предприятий отрасли в 2005 году, по оценкам экспертов, не превысил отметки в 20%, в то время как годом ранее рост составлял все 60%.

Несмотря на сложившуюся на мировом рынке черной металлургии конъюнктуру, в целом показатели рентабельности российских производителей (несмотря на некоторое снижение) сейчас намного выше, чем у иностранных конкурентов. Российские сталевары имеют массу преимуществ – прежде всего это более низкие затраты на энергоресурсы и рабочую силу, а также наличие у большинства комбинатов собственной ресурсной базы, позволяющей обеспечить стабильность в поставках и снизить риски повышения цен на сырье.

Казалось бы, наличие у России столь значимых плюсов должно значительно увеличить конкурентоспособность отрасли на мировом рынке. Однако, Россия, хоть и входит в пятерку крупнейших мировых производителей стали (по данным Международного института железа и стали, IISI), но все-таки значительно уступает странам азиатского региона – КНР, Японии и Южной Кореи.

Что же сдерживает развитие металлургической отрасли в нашей стране? Раз от раза, вне зависимости от темы обсуждения, к основным факторам сдерживающими развитие металлургической промышленности России, относят и высокую степень износа основных производственных фондов, и низкий технический уровень оборудования, и наличие устаревших, неэффективных технологий, и недостаточный объем инвестиций… Но думается, что к столь стандартному перечню стоило бы добавить еще один, не менее стандартный для российского рынка в целом, пункт: коррупцию и взяточничество, причем как на уровне власти, так и на уровне самих предприятий.

Как украсть миллионы?

В России воровали всегда. По законам жанра не украсть, имея такую возможность, все равно как прийти на базар и не поторговаться. Не даром, с началом перестройки, предприниматели, дабы обезопасить свой бизнес, стали спешно обзаводиться всевозможными службами безопасности. Иметь при себе собственных соглядатаев и сторожей стало не просто необходимо, но и модно. Прослушивающие устройства и камеры видеонаблюдения везде, вплоть до туалетов, уже перестали быть чем-то из ряда вон… И каждый из сотрудников более-менее крупного предприятия находится, как говориться, «под колпаком».

Хотя нет, не каждый. Ведь есть еще и сами «колпачники», сторожа, хранители правопорядка местного, корпоративного масштаба. Эти одиозные личности заслуживают отдельного внимания. Контролируя жизнь «муравейника», зная кто когда и с кем выходил на перекур, о чем говорил, они сами остаются без надзора, чем зачастую безнаказанно пользуются. По неофициальной статистике, в большинстве наиболее крупных хищений на российских предприятиях черной металлургии, так или иначе фигурируют имена тех, в чьи обязанности входит предотвращение подобных деяний. В национальных русских традициях – иметь возможность своровать и не сделать этого, все равно что…

Вот один из последних, и надо отдать должное – характерных, примеров. В декабре прошлого года отделом Генпрокуратуры России в Уральском федеральном округе был арестован бывший заместитель гендиректора по безопасности ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (ОАО НТМК) Константин Кислицкий. Как писали СМИ, по данным следствия, Кислицкий организовал аферу – подделав документы, он умудрился похитить векселя Сбербанка РФ на сумму 22 млн рублей.

Произведенные на НТМК рельсы поставляются заказчикам в специальной упаковке и оснастке, за которую филиалы ОАО «Российские железные дороги» вносят залог. Когда оснастка возвращается на НТМК, на комбинат приезжают представители ОАО РЖД, получающие залог обратно в виде векселей Сбербанка РФ. Сведения о поступлении оснастки Кислицкий передавал директору ООО «Уралметпром-холдинг» Сергею Скляру. Тот подделывал доверенности от филиалов ОАО РЖД, по которым его сообщники, используя фальшивые паспорта, получали векселя.

В итоге Константину Кислицкому (кстати сказать – в июне 2005 года он уволился с НТМК по собственному желанию), было предъявлено обвинение по части 3 статьи 159 УК РФ («Мошенничество»).

Но это только один из примеров воровства. Вообще же применяемых схем – множество. Но так как чувство безнаказанности порождает потерю бдительности, а вслед за ней и отсутствие необходимости выдумывать сложные махинации, применяемые «колпачниками» механизмы зачастую не отличаются особой замысловатостью.

Наиболее распространенный способ, не описанный разве что в школьных учебниках, – завышение объемов выявленных хищений. Технология проста, как дважды два. Если приводить пример на основе будничной жизни металлургов, то вынесенная рабочим Хрюкиным с территории завода «арматурина» (при условии того, что сам Хрюкин при перетаскивании своего трофея через забор будет пойман с поличным) к концу года может с легкостью «превратиться» не то, что в трехтонный бунт, а – в вагон «украденной Хрюкиным» готовой продукции!

Арифметика превращения железяки в вагон металла проста: если помножить «арматурину» сначала на 4 смены, отработанные Хрюкиным за неделю, потом на количество недель и месяцев в году, а потом и на стаж его работы на предприятии, то получается что Хрюкин за все время работы мог вынести, в зависимости от количества смен и стажа, вагон арматуры. Он МОГ вынести, а раз мог – значит вынес!

Что там на самом деле было с Хрюкиным, доподлинно вряд ли когда-нибудь станет известно, так как после того, как его ловят с этим самым поличным, он увольняется, а служба безопасности честно рапортует начальству: «Злоумышленник схвачен в момент совершения преступления! В настоящий момент уволен без сохранения выходного пособия!»

А под конец же отчетного периода выясниться, что рабочий Хрюкин за это время умудрился украсть с родного завода почти вагон, а может два, а то и три, в зависимости от жадности «колпачников», арматуры! Причем обычно сам несчастный Хрюкин об этом не сном не духом, а якобы украденное им, под надзором «служителей порядка» преспокойно отправляется обходными путями к новым покупателям.

И таким вот бесхитростным способом списываются целые составы с металлом. Невероятно, подумает обыватель, но поверьте, уважаемые, воруют с вселенским размахом. Такие масштабы воровства не снились даже Остапу Бендеру. Да по сравнению с этими сторожами герой Ильфа и Петрова всего лишь мелкий жулик, «орудующий» на колхозном рынке Бердянска.

В нашем случае все начиналось, скорее всего, не более размашисто, чем у товарища Бендера. Однако жадность, как известно, болезнь прогрессирующая. Раз за разом увеличивая объемы, украденная металлопродукция в геометрической прогрессии превращается в вагоны, а вагоны – в целые составы…

Характерным примером работы данной схемы могут служить события прошлого года. В соответствии с документом, попавшим в наше распоряжение, и основанном на данных проверки ОБЭП, с территории одного из крупнейших предприятий черной металлургии России – ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» – «исчезло» в общей сложности 400 вагонов металлопродукции, что по экспертным оценкам эквивалентно примерно $ 25 млн!

Несмотря на незамысловатость исполнения, схема, безусловно, не лишена элегантности. Хотя, конечно, при таких масштабах одним изяществом не обойтись, необходим некоторый навык, хотя бы в области организации железнодорожных перевозок. И такой человек, обладающий в должной мере, как безграничной властью, так и навыками организации грузоперевозок, на Магнитке есть. В общем-то, достаточно одного этого умозаключения, что бы понять с чьей подачи был осуществлен данный сценарий. Если внимательно посмотреть на сайт ОАО «ММК» (www.mmk.ru), в частности раздел «Органы управления», то обстоятельство что Николай Владимирович Лядов, директор «ММК» по безопасности, окончил Магнитогорский горно-металлургический институт по специальности «организационная перевозка и управление на транспорте» (а затем долгое время работал на комбинате на различных должностях именно в подразделениях, ответственных за организацию и контроль транспортировки сырья и продукции) – уж простите, но просто не может не броситься в глаза. Такие «два в одном» – и знания, и высокий пост, не могли не быть использованы их обладателем в его личных, как вы понимаете, корыстных целях. Ведь иметь возможность своровать и не сделать этого, все равно что…

В принципе, в данной афере остались открытыми только два вопроса: кому г-н Лядов сумел продать 400 вагонов металлопродукции? И кто из добросовестных покупателей недополучил указанный объем продукции? Некоторые источники утверждают, что конечный пункт назначения груза находится в Западной Европе, правда попасть ему туда помогла одна прибалтийская компания аффилированная с одним крупным банком, а недополученные объемы металла и, соответственно, выручки пришлись в основном на дистрибуторов, обслуживающих Центральный и Северо-Западный регионы России.

Кроме того, для подобной сделки Лядову необходима была и мощная поддержка со стороны железной дороги. Но на сей счет у нашего героя – полный порядок. Дело в том, что уже давно не является секретом информация о более чем «партнерских» отношениях между дочерней компанией ОАО «ММК» – «ММК-Транс» и ОАО «Российские железные дороги». С момента своего создания (конец 1999 года) главной задачей «ММК-Транс» было комплексное обслуживание «ММК» в области железнодорожного транспорта. Используя налаженную систему грузоперевозок не так сложно транспортировать необходимый груз до места своего назначения.

Намного сложнее пройти нешуточные кордоны на собственном предприятии. Система контроля за вывозом продукции на Магнитке более чем серьезная, основанная на современном техническом и информационном обеспечении. Каждый выходящий за пределы завода вагон снабжен отдельной накладной, хранящей информацию о транспортируемой продукции и ее объемах. При выезде, номер накладной заносится в специальную базу данных, информация в которой хранится несколько. Правда, в установленной на предприятии системе контроля товародвижения заложен один существенный нюанс. На этапе отгрузке цепочка прохождения информации по системе прерывается и подвергается, так сказать, «воздействию человеческого фактора». Дело в том, что указание об отгрузке вагонов делается не системой, а мастером по отгрузке, которому также ничто человеческое не чуждо. Таким образом, смысл работы баснословно дорогой системы на предприятии практически полностью утрачивается. К слову сказать, с внедрением IT-системы на предприятии был полностью уничтожен весовой контроль отгружаемой продукции. Нетрудно представить, какие «возможности» открылись в результате таких «инноваций». И стоит ли указывать, что инициатором установки системы Oracle был в свое время все тот же г-н Лядов. А когда по настоянию аудиторов (и несмотря на жесткое сопротивление службы безопасности) произошла смена компании, осуществляющей сервисное обслуживание информационный системы, стоимость сервисного контракта снизилась более, чем в два раза. Впрочем, это конечно, мелочь. Ведь здесь самый главный вопрос – кто контролирует процесс, у кого в руках первоначально оказывается полученная информация? Как вы уже, наверное, догадались – у службы безопасности под началом г-на Лядова. Секрет вывоза украденных вагонов так же не замысловат. После пропуска «своего» состава с абсолютно официальной накладной, вся информация, считанная с ее маркировки, из базы данных удаляется. А накладные в последствии присваиваются уже легальным вагонам. Таким образом, дважды используя накладную, Лядову, видимо, и удается совершенно беспрепятственно вывозить металлопродукцию с территории родного предприятия.

Если же возвратиться к первоначальной теме о положении металлургической отрасли России на мировом рынке и вопросу коррупции, наверно стоит отметить забавную историю по махинациям г-на Лядова. Представителям в России вышеупомянутой прибалтийской компании, выступившей ключевым посредником на сделке по продаже 400 вагонов металла, Лядов предложил сделку, заключив которую прибалтийские бизнесмены обеднели бы не много ни мало на 5 миллионов долларов США.

Истории из жизни

Нуждается ли охрана в охране? Как показывает практика – нуждается. Прозорливость г-на Лядова намного дальше выдумки схем воровства с родного предприятия. Во избежание возможных осложнений Николай Владимирович обезопасил себя достойным окружением – недаром на должности его заместителя трудится брат начальника ФСБ Магнитогорского района!

Дело в том, что продажу 400 вагонов обсуждал весь Магнитогорск. И естественно интерес к прошедшей сделке проявил сам ОБЭП. За закрытие заведенного оперативниками дела г-н Лядов и просил со своих же фактически партнеров вышеуказанные 5 миллионов долларов США. За свое будущее глава СБ Магнитки не беспокоился. Имея такой тыл, он действительно мог не опасаться за последствия для себя – заместитель выкрутит. А вот «партнерам» было чего бояться – если дело не будет закрыто, могла вскрыться вся цепочка, а «потянувшаяся ниточка» выведет на конечного покупателя с громким именем.

Чем закончилась эта история доподлинно не известно. Однако, стоит отметить, что факт наличия крепких связей с ФСБ не всегда служит столь прочной броней, на которую (при таких-то размахах!) рассчитывает г-н Лядов.

Естественно, что все крупные контракты Магнитки визируются различными контролирующими подразделениями предприятия, в том числе и службой безопасности. Несколько лет назад, г-н Лядов сорвал довольно крупную сделку с одной из крупнейших дистрибуторских групп, поставляющих металл в ряд регионов страны, и, как утверждают злые языки, за солидный откат от их конкурентов. Этого ему не простили. Однако Лядову было все равно. В тот период он верил в свою вседозволенность и превосходство над окружающими. Имея такие связи можно, как ему казалось, ни о чем не беспокоиться. Но, наступив однажды на хвост льву, будьте уверены – рано или поздно вы станете его закуской. Г-н Лядов своими мозгами железнодорожного логиста этого явно не осознавал. Обиженные бизнесмены с помощью своих бывших коллег из ГУВД столицы подготовили ему «теплый прием». И вот по приезду в служебную командировку в Москву он был задержан в одной из гостиниц по обвинению в хранении огнестрельного оружия и даже провел некоторое время в КПЗ. Невероятными усилиями, а скорее везением, Лядову удалось выкрутиться. Однако, как утверждают источники, знающие г-на Лядова лично, урок не пошел ему на пользу. Тогда, благодаря своим связям ему удалось «отмазаться», но, это был последний случай, когда ему помогли высокие покровители.

«Последний» не потому, что больше ничего такого с Лядовым не приключалось, а потому что Лядов, по каким-то одному ему известным причинам, умудрился переругаться с большинством своих покровителей, включая не только местную администрацию, но и столичных власть имущих.

Казалось бы – зачем? Сиди себе тихонько, жизни радуйся. Ан – нет! Как в знаменитой пушкинской сказке: мало нам было целого корыта, нам дворец подавай, а за ним – и «владычества». Только не над теми властвовать собрался наш комбинатор. Как золотая рыбка, ни чего не сказав, возмущено уплыла от героев Пушкина, так и великие покровители оставили своего подопечного без поддержки.

А без тыла, при такой жизни, ой как опасно – мало ли что может случиться?! Того и гляди, окажется г-н Лядов на месте тех самых пойманных за воровство «Хрюкиных», за счет которых наживал свое богатство. Только в его случае простым «увольнением без сохранения выходного пособия» не обойдется…

Оставим и несчастных рядовых работников «Хрюкиных», и владельцев комбинатов, холдингов и компаний, за чей счет наживаются «колпачники», на совести последних. Но если смотреть на описанную ситуацию в масштабе всей страны (а такие «лядовы» есть практически на каждом предприятии, вне зависимости от сферы деятельность), и применить для подсчета потерь госбюджета придуманную ими же схему, то у нас получиться: количество «лядовых», умноженное на количество работающих в стране предприятий, потом – умноженное на почти 15 лет рыночных отношений, у нас получается… Страшно подумать!

Данная тенденция представляется крайне опасной в частности для владельцев Магнитки и игнорировать указанные явления чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до потери бизнеса. Посудите сами: в одиночку г-ну Лядову осуществить столь грандиозные схемы по уводу прибыли от собственников не под силу. Для этого необходимо иметь четко отлаженную схему от ворот Магнитки до как минимум государственной границы России. А значит необходимо иметь тесные контакты и на железной дороге, и в силовых структурах и на таможне.

В целом можно с уверенностью утверждать, что на российском рынке черной металлургии стараниями г-на Лядова происходит усиление позиций небольшой группы отечественных и зарубежных финансово-промышленных теневых структур, преследующих собственные коммерческие, а возможно и политические цели, стремящихся лоббировать  свои узкие интересы, которые большей частью идут вразрез с интересами владельцев и тем более государственными.

Олег Нехрись, Татьяна Заполь, 10.03.2006


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru