Rambler's Top100
Лениградская Правда
14 ДЕКАБРЯ 2017, ЧЕТВЕРГ
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Лисин против Дерипаски
8.11.2005
Морской порт Петербурга станет полем сражения двух богатейших металлургов страны — Владимира Лисина и Олега Дерипаски. Их компании — Новолипецкий меткомбинат и “Русал” — претендуют на 48,79%-ный госпакет акций порта.

Порт Санкт-Петербурга – второй по величине в России. Грузооборот по итогам семи месяцев этого года – 32 млн т. ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” контролирует четырех основных стивидоров порта. Его основные акционеры – датская Jysk Staalindustri, близкая к Новолипецкому меткомбинату (51%), администрация Санкт-Петербурга (28,8%) и РФФИ (20%). Выручка ОАО за январь – июнь 2005 г. составила 314 млн руб., прибыль – около 7 млн руб. Состояние Лисина, по оценке журнала Forbes, составляет $7 млрд, Дерипаски – $5,8 млрд.

Морской порт — это бухта, причалы и работающие на них перегрузочные компании (стивидоры). После развала СССР все это хозяйство разошлось по десяткам юрлиц, которых сейчас и “собирают” инвесторы. А питерский порт всегда привлекал самых серьезных игроков — от гонконгской Hutchison, одного из крупнейших в мире портовых операторов, до многопрофильного “Базового элемента”. Последняя “распродажа” в порту прошла три года назад. Именно тогда 51% акций ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” и получил Лисин, договорившись с их бывшим владельцем — депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Активом интересовались и Hutchison с “Базэлом”. Но Лисин “оказался быстрее”, выкупив пакет Южилина примерно за $150 млн, вспоминает один из переговорщиков. Теперь у проигравших есть шанс взять реванш: оставшиеся акции компании государство выставляет на аукцион.

Торги по 48,8%-ному госпакету назначены на 10 ноября. Стартовая цена — 802,5 млн руб., шаг — 10 млн руб. Последним сроком для приема заявок был понедельник. Называть участников аукциона в РФФИ не стали. Два из них уже известны и без РФФИ. Первого — Jysk Staalindustri — “Ведомостям” назвали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Претендент уже подал уведомление о планах консолидировать госпакет порта, говорит чиновник ФАС. А вторым претендентом стал “Русал”, что вчера официально подтвердила пресс-служба компании.

“Русал” явно покупает себе билет на войну“, — смеется топ-менеджер одного из российских пароходств. Никогда еще в российских портах не уживались два стратегических инвестора. Тем более если каждый из них способен профинансировать даже самую масштабную инвестпрограмму и не нуждается в помощи со стороны, объясняет он. Представители “Русала” комментировать планы компании не стали. Воздержались от комментариев и в НЛМК. Но источник из окружения Лисина подтверждает, что предприниматель пока не планирует расставаться со своей долей в порту. Принципиален актив и “Русалу”, констатирует близкий к “Базэлу” источник. “Базэл” пытался получить долю в нем последние два года. И уже подавал заявку на федеральный 20%-ный пакет в начале этого года, конкурс по которому был отменен, рассказывает собеседник “Ведомостей”.

Силы в предстоящей войне будут примерно равны, отмечают участники рынка. С одной стороны, “Морской порт Санкт-Петербург” — пустышка, управляющая компания без фактических активов и с минимальным оборотом, отмечает один из транспортников. Так что если “Русал” победит, Лисин может отрезать его от стивидоров, перезаключив договоры управления. Но с другой стороны, причалы, неотъемлемая часть бизнеса стивидоров, арендует именно “Морской порт Санкт-Петербург”. А у самих перегрузчиков только договоры субаренды, о чем свидетельствует конкурсная документация, имеющаяся в распоряжении “Ведомостей”. Причем большая часть договоров cубаренды заканчивается 29 декабря.

На ход аукциона все это вряд ли повлияет, уверены эксперты. Стартовая цена пакета не вырастет в разы, как это бывало с продажей угольных активов, считает аналитик “Атона” Тимоти Маккачен. “Ни НЛМК, ни "Русалу" этот пакет не нужен настолько, чтобы за него серьезно переплачивать, ведь в грузопотоке порта не только металлы, но и фрукты с автомобилями”, — замечает он. Компании могут договориться еще до аукциона, добавляет аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов. “Русал” вполне может удовлетвориться откупными, например льготами за перегрузку“, — соглашается вице-президент “Промышленных инвесторов” Владимир Ашурков, ранее работавший в порту. Все-таки русаловский алюминий составляет около 25% грузооборота порта, так что для НЛМК он один из основных потребителей, отмечает Ашурков.

Но допускают эксперты и крайний вариант — что Лисину придется откупиться от “Русала” наличными. Если Дерипаска победит на аукционе, он вполне может попробовать перепродать Лисину долю, но по более высокой цене, как он уже это делал неоднократно с лесными активами и с пакетами акций алюминиевых заводов “Суала”, рассуждает Маккачен. “В общем, спокойная жизнь Лисина закончилась”, — заключает один из транспортников.

Ведомости, 8.11.2005

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru