Rambler's Top100
Лениградская Правда
12 ДЕКАБРЯ 2017, ВТОРНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Три часа и три минуты
24.12.2004

Вчера состоялась уже ставшая традиционной большая ежегодная пресс-конференция президента России Владимира Путина для российских и зарубежных журналистов. Она длилась три часа и три минуты, оказавшись самой долгой в истории подобных мероприятий. Приводим наиболее интересные фрагменты ответов президента.

Об экономических итогах года

Примерный ожидаемый среднегодовой темп роста ВВП будет 6,8%. На душу населения в 2004 году ВВП составит около 4 тыс. долл., если говорить в долларовом эквиваленте. Это почти в три раза превышает показатель 1999 года.

Инвестиции в основной капитал в 2004 году увеличились более чем на 10%. Чуть-чуть меньше, чем в прошлом году, но цифра неплохая. Золотовалютные резервы страны увеличились почти на 70%, приближаются к отметке 120 млрд долл. Это рекордный показатель за всю историю не только Российской Федерации, но и Советского Союза.

Экономический рост способствовал увеличению реальных -- за вычетом инфляции, роста цен -- располагаемых доходов населения. Они увеличились на 9%, пенсии выросли примерно на 5%, заработная плата, по разным подсчетам -- к сожалению, точной статистики даже мне не удалось получить, -- от 10 до 12,5%. Но 10% -- это точно. Сократилось количество безработных, они у нас составляют примерно 7,4% от экономически активного населения. Вместе с тем нужно отметить, что это все-таки в абсолютных величинах большое количество людей -- 5,5 миллиона человек.

О политической реформе

Вы знаете о моих предложениях по поводу нового порядка формирования руководителей регионального уровня. Закон принят. Нам нужно выработать на практике все механизмы, которые обеспечили бы такое состояние вещей, при котором региональный руководитель чувствовал бы свою ответственность перед страной и был бы чувствителен к проблемам регионов.

Мы переходим к новому формированию парламента по партийным спискам. Здесь тоже есть вопросы для того, чтобы подумать, как реализовать с пользой для страны эти предложения на практике. Как сделать так, чтобы эти решения привели к более сбалансированной политической системе в стране, -- первое. И второе: как сделать так, чтобы эти решения подтолкнули развитие многопартийности в Российской Федерации.

Об административной реформе

Она медленно идет не в кабинете министров, она в целом в стране медленно идет. Но давайте объективно посмотрим на состояние дел. Наша страна в течение длительного периода исторического развития существовала и развивалась как суперзабюрокраченная экономика и суперзабюрокраченное государство, где чиновники присвоили себе право решать все и вся за всех. Все привыкли ждать решения от начальников. Это небыстрый процесс, но мне кажется, что мы идем по правильному пути. То, что сделано в правительстве, конечно, совершенно недостаточно, но указания направления движения правильные.

Нужно выработать критерии оценок деятельности различного уровня власти и управления -- от федерального правительства до муниципалитетов. Нужно начать оценивать не по тому, сколько денег получает тот или иной орган управления, а по результатам его деятельности. Речь идет о том, чтобы платить не за факт существования, а за качество и количество предоставляемых услуг населению. Это первое. И второе. Нужно, как я уже неоднократно говорил, постепенно выводить государство из тех сфер экономики, где оно присутствует необоснованно.

О сделке по "Юганскнефтегазу"

Теперь что касается приобретения «Роснефтью» известного актива компании, я не помню точно, как она называется -- «Байкальская инвестиционная компания»? По сути, «Роснефть» -- 100-процентная государственная компания -- приобрела известный актив «Юганскнефтегаза». На мой взгляд, все сделано абсолютно рыночными способами. Как я уже говорил, государственная компания или, точнее, компании со стопроцентным государственным капиталом, так же как и другие участники рынка, имеют на это право, они этим правом, как выяснилось, воспользовались.

О приватизации

Все вы прекрасно знаете, как у нас происходила приватизация в начале 90-х годов и как, используя различные уловки, в том числе нарушающие даже тогда действовавшее законодательство, многие участники рынка тогда получали многомиллиардную государственную собственность. Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы. Считаю это вполне нормальным.

О назначении мэров городов

Что касается назначения мэров городов, то, полагаю, мы должны оставаться исключительно в рамках действующего законодательства. Если граждане, проживающие на той или другой территории, полагают, что для решения их социальных вопросов им нужно таким образом организовать свои органы власти и управления в муниципалитете, чтобы иметь лучшую связь с губернатором, они могут провести у себя референдум и выработать иную, отличную от действующей сейчас, систему формирования муниципального органа власти. Но без решения граждан, проживающих на этой территории, менять действующую систему нельзя.

Об армии.

Денежное содержание нужно повышать и решать проблему жилья. Вот две основные проблемы. Мы будем и дальше двигаться по пути создания профессиональной армии. Мы не ставим перед собой целью сделать армию стопроцентно профессиональной, но части постоянной готовности такими будут. На первом этапе самая главная для нас задача -- обеспечить такое состояние, при котором военнослужащие срочной службы не будут служить в горячих точках. С 1 января 2005 года ни одного военнослужащего срочной службы, проходящего службу по линии Министерства обороны, в Чеченской Республике уже не будет.

О спорах в правительстве.

Я не вижу ничего страшного в этих спорах. Я считаю, что это люди, которые думают одинаковыми категориями. И ничего особенного нет в том, что члены правительства стараются добиться общих целей, но имеют какие-то разные подходы к инструментам достижения этих целей.

Я уверен, что все, что подготовлено правительством в качестве среднесрочной программы, является абсолютно необходимым для страны. Речь идет об обеспечении прав собственности, речь идет о преобразованиях в сфере здравоохранения и образования, речь идет о диверсификации российской экономики с приданием ей более инновационной направленности и о дальнейшем снижении налогового бремени.

О политике России на постсоветском пространстве.

Мы выстраиваем отношения на постсоветском пространстве в исключительно корректном режиме. Россия не пошла по югославскому варианту, Россия сделала все для того, чтобы постсоветские страны встали на ноги как самостоятельные государства. Мы со всеми нашими друзьями и партнерами на постсоветском пространстве развиваем отношения на уровне не просто добрососедства, но истинного равноправия, с полным уважением к прошлому и к будущему этих стран, с ответственностью за будущее развитие наших межгосударственных отношений.

Если говорить о всем постсоветском пространстве, то меня прежде всего беспокоят попытки решения политических вопросов неправовым способом. Вот это -- самое опасное. Самое опасное, создание системы перманентных революций -- то «розовых», то каких-то там «голубых» еще придумают. Жить нужно привыкнуть по закону -- вот это меня больше всего беспокоит, -- а не по политической целесообразности, которую определяют где-то в другом месте за тот или другой народ. Внутри общества должны созреть определенные правила, процедуры. Конечно, нужно обращать внимание, нужно поддерживать и помогать демократиям, но если мы встанем на путь перманентных революций, ничего хорошего для этих стран, для этих народов не будет.

Об отношениях с США.

Я удовлетворен тем, как развиваются наши отношения с Соединенными Штатами в целом. Соединенные Штаты -- один из наших приоритетных партнеров. У нас огромный объем экономического взаимодействия. Мы являемся безусловными партнерами при решении ряда острейших проблем современности. Это прежде всего касается совместной борьбы с терроризмом. Здесь я без преувеличения назвал бы наши отношения не просто партнерскими, а союзническими. Мы вместе с Соединенными Штатами являемся крупнейшими ядерными державами мира, и поэтому на нас лежит особая ответственность. С точки зрения контроля над вооружениями и нераспространения средств массового уничтожения. За всеми текущими, сиюминутными, полускандальными либо просто привлекающими внимание общественности вещами тактического характера я бы просил вас не забывать эти основополагающие вещи, лежащие в основе наших отношений с Соединенными Штатами. Полагаю, что в основе и наших отношений с президентом Бушем лежат именно эти вещи, наши национальные интересы. Сам Буш, на мой взгляд, является человеком очень порядочным и последовательным. У нас, мы с ним многократно это говорили публично, не всегда совпадают мнения, но я ему полностью доверяю как партнеру и знаю, что если мы с ним о чем-то договариваемся, то он предпринимает усилия для реализации этих договоренностей. Я действую в таком же направлении.

О жизни после президентства.

Я, конечно, во-первых, думаю о том, как мне построить свою личную жизнь, собственную жизнь за рубежом 2008 года. Но о возможности баллотироваться на такую высокую должность, как президент Российской Федерации, в 2012, 2016 году либо совсем уже дальше -- конечно, сейчас я об этом не думаю. Но думаю о том, как мы пройдем рубеж 2008 года. Это серьезный рубеж для страны. Нужно будет сделать все для того, чтобы должным, демократическим образом организовать выборы президента Российской Федерации.

О партийности президента.

На мой взгляд, сегодня президент в России не только гарант Конституции, но и арбитр в различных межпартийных спорах. Как институт власти, стабилизирующий элемент в стране. Поэтому мне кажется, что еще не настало время, чтобы президент был партийным. Но в будущем я, конечно, такого не исключаю.

Об уровне демократии в стране.

Демократия -- это, как известно, власть народа. В свое время она применялась в Древней Руси в прямом ее варианте (и в древнем Новгороде, и во Пскове). Это так называемое народное вече, когда народ собирается на площади и решает прямо на месте ключевые вопросы своей жизни. Но сегодня мы не можем собрать 145-миллионный российский народ, и кто громче крикнет -- тот и прав. Так было на новгородском вече. Сегодня это невозможно.

О борьбе с коррупцией.

Первое и самое главное: нужно уходить государству из экономики там, где его присутствие абсолютно необоснованно, где чиновники снимают так называемую ренту статусную, то есть получают просто деньги в карман за факт своего существования. Но без этого не обойтись. Конечно, сопровождать эти фундаментальные изменения должны и соответствующие изменения в правоохранительной сфере, в подборе кадров, в повышении уровня благосостояния чиновников, с тем чтобы они дорожили своим служебным местом.

Вот весь этот комплекс вопросов, в том числе связанных с усилением, может быть, уголовного преследования, хотя здесь должны быть определенные границы, их нельзя переходить тоже, -- плюс создание обстановки нетерпимости в обществе к проявлениям подобного рода, все это вместе и должно дать положительный эффект.

О свободе слова и регулировании Интернета.

В известном фильме, в итальянском, у главных героев есть такая фраза: «Настоящий мужчина всегда должен пытаться, настоящая девушка -- всегда сопротивляться». То же самое происходит в сфере свободы средств массовой информации и власти. Власть всегда пытается обеспечить свои интересы, уменьшить количество критики в свой адрес и так далее, а пресса и средства массовой информации всегда отыскивают все, что только можно отыскать, для того чтобы обратить внимание властей и общества на какие-то ошибки действующей власти.

Это составляет одну из фундаментальных основ демократического общества. В этом смысле мы не лучше и не хуже других стран. Для нас проблема заключается не в политической составляющей, а в экономической.

Что касается Интернета. Мне бы очень не хотелось, чтобы под предлогом борьбы с криминалом мы сделали какие-то шаги, которые бы ограничили свободу распространения информации в Интернете. Это самый демократический способ распространения информации. Поэтому я бы к возможности ограничения распространения информации в Интернете отнесся бы очень аккуратно.

Об унитарном государстве.

Я не думаю, что мы должны переходить к унитарному государству, тем более к унитарному государству советского типа. Это не создаст необходимых благоприятных условий для развития экономики и ограничит возможности общества в контроле за действующей властью.

Об отношениях с Ираком.

Отношения развиваются неплохо. Вы знаете, что у нас с Ираком традиционные и давние отношения. Многие наши компании традиционно присутствуют на иракском рынке -- и в энергетике, и в машиностроении -- и работали вплоть до самого последнего времени, вплоть до резкого обострения ситуации в Ираке. Наши компании готовы вернуться туда в любую секунду, как только будут созданы условия, обеспечивающие безопасность сотрудников.

Вы знаете, что Россия пошла на беспрецедентное списание иракских долгов, хотя мы полагаем, что Ирак, конечно, в состоянии сам расплатиться по этим долгам. Общее списание где-то приблизилось к 92--93%.

Что касается выборов, то у меня большие сомнения по поводу того, можно ли обеспечить демократичность этих выборов в условиях полной оккупации иностранными войсками.

О том, как отмечает новогодние праздники.

Мы дома обычно Новый год встречаем. Дети сейчас подросли, они хотят встречать с друзьями, мы им не препятствуем. Так что если кто-то из них будет дома, значит, будем все вместе. Если кого-то не будет -- значит, будем с женой вместе.

О монетизации льгот.

Конечно, я понимаю людей, они настороженно относятся к этим предложениям правительства, потому что очень часто государство говорило одно, а делало другое, либо совсем ничего не делало. Но сохранять прежнюю систему льготирования людей, которые нуждаются в поддержке государства, тоже было уже нецелесообразно, потому что средства выделялись большие, но до людей в значительной степени не доходили. И потом очень много чего государство пообещало, на самом деле этого не происходило. В рыночной системе прежние способы распределения, поддержки государства стали работать неэффективно. Вот в этом все дело.

Об украинских выборах.

Мы не будем предвосхищать результаты выборов. Думаю, что это было бы некорректно. Хотя социология нам известна. Мы с господином Ющенко лично знакомы, в его бытность председателем правительства Украины мы с ним общались, у нас нормальные отношения, деловые всегда были. Я не слышал об этом его заявлении, но, разумеется, мы будем всегда рады принять в Москве руководителя, которому окажет доверие украинский народ.

Что касается приезда, еще раз повторяю, господина Ющенко. У нас с ним очень добрые отношения. Что нас беспокоит? Попытки, повторяю, решать политические вопросы неправовыми методами. И уже совсем, мне кажется, недопустимо менять правила игры в ходе тех или иных процессов. Это, знаете, все равно что начали футбольный матч по одним правилам, а заканчиваем -- по другим.

Об укрупнении регионов.

Мы не будем подталкивать этот процесс. И вообще не думаю, что это является стратегическим направлением развития внутриполитической ситуации и строительства российской государственности. Нам не нужно три, четыре, пять огромных регионов, ни к чему это. Но, повторяю, там, где это обоснованно, экономически прежде всего, мы такие процессы будем поддерживать.

О реформе образования.

Тот эксперимент (единый госэкзамен. -- Ред.), который проводится сейчас, в целом показывает свою эффективность. Будем дальше идти по этому пути, анализируя все плюсы и минусы.

О ЖКХ

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства очень остры в России на протяжении многих лет. Еще в Советском Союзе они были не менее острыми. Сегодня потребности жилищно-коммунального хозяйства в России -- примерно 1,5 трлн руб. Регионы страны в следующем году планируют истратить на эти цели где-то 340 млрд руб. при соответствующей поддержке федерального бюджета. В коммунальном хозяйстве наблюдаются огромные потери тепла, электроэнергии. И ясно, что до сих пор не созданы необходимые условия для развития этой сферы. Это как раз та область, куда сколько ни давай денег, все равно будет мало.

Время новостей, 24.12.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru