Rambler's Top100
Лениградская Правда
19 ОКТЯБРЯ 2017, ЧЕТВЕРГ
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Оружие на "Эстонии"
6.12.2004
Шведское правительство в пятницу объявило о том, что проведет новое расследование обстоятельств гибели в 1994 году эстонского парома "Эстония". Это связано с новыми данными. Один из отставных служащих шведской таможни заявил, что по соглашению с военным ведомством Швеции таможенники не досматривали грузовики с парома "Эстония", в которых ввозилась российская военная электроника. По некоторым данным, ее закупала шведская разведка. Кто был поставщиком, не ясно. Согласно шведским источникам, это могли быть и российские ведомства, и посредники. Не исключено, что это было оружие, оставшееся в странах Балтии после вывода советских войск. Новое расследование станет третьей по счету попыткой выяснить причину катастрофы, унесшей жизни 852 человек.

Паром "Эстония", направлявшийся из Таллина в Стокгольм, утонул в час ночи 28 сентября 1994 года. 852 пассажира лайнера погибли. Лишь 137 человек, которые не спали, а сидели в многочисленных барах парома, остались в живых. Официальная комиссия Эстонии, Финляндии и Швеции назвала причиной крушения штормовую погоду, конструкционные недочеты в носовых воротах парома и слишком большую скорость судна. В 1999 году эти выводы комиссии поставили под сомнение специалисты немецкой верфи Meyer Werft, где была построена "Эстония". Они утверждали, что паром мог затонуть и из-за теракта или неумелых действий экипажа. Новое расследование шведской комиссии не подтвердило этих предположений. Однако история оказалась незаконченной - в пятницу правительство Швеции возобновило расследование.

- Я бы не сказала, что правительство приняло решение о начале третьего расследования гибели парома "Эстония", как сообщили некоторые средства массовой информации, - заявила "Известиям" Анна Хельсен, глава пресс-службы премьер-министра Швеции Горана Перссона. - Это скорее проверка, которая по масштабам не будет иметь ничего общего с реальным расследованием, проведенным международной комиссией в середине 90-х годов. Проверяться будут новые факты, которые появились в программах шведского телевидения и радио на этой неделе.

Новые факты, о которых говорит пресс-секретарь, - это интервью бывшего начальника шведской таможни Свена Петера Олссона. Он заявил журналистам, что десять лет назад таможня и вооруженные силы Швеции заключили договор, согласно которому таможенники были обязаны не досматривать некоторые грузовики, прибывающие на пароме "Эстония". Это соглашение касалось машин, в которых находилась военная электроника российского производства. Олссон сослался на секретность и не рассказал, насколько масштабной была перевозка военных грузов. В то же время он подчеркнул, что у него не было информации, перевозила ли "Эстония" военное оборудование в своем последнем рейсе.

Информацию о фактах перевозки военной техники подтвердил и бывший шведский таможенник Леннарт Хендрикссон.

- В середине сентября 1994 года, 12-го или 13-го числа, меня и моего непосредственного начальника вызвал начальник таможни и сказал, что на пароме "Эстония" прибудет автомобиль, который нельзя проверять. Он дал мне номер этой машины, - заявил он. - Паром прибыл 14 сентября. Я открыл все же некоторые ящики, в них была военная электроника. В авторегистре я выяснил, что машина принадлежала фирме Ericsson Access AB.

В шведских источниках ничего не сообщается о том, кто был поставщиком российской военной электроники. На сей счет появились предположения. Сорен Линдман, работавший в начале 90-х годов военным атташе Швеции в странах Балтии, заявил, что у него было задание проследить, что из военного оборудования, оставшегося после распада СССР, могло представлять интерес для Швеции. Он полагает, что с этим делом может быть связана шведская служба военной разведки KSI.

Международная комиссия, расследовавшая обстоятельства катастрофы 1994 года, не располагала этими данными. Об этом заявил Ове Викторин, командовавший в 1994 году вооруженными силами Швеции. Если выяснится, что на борту "Эстонии" все же было вооружение, это может пролить свет на все обстоятельства катастрофы.

- На сегодняшний день мы не можем сказать, находилось ли военное оборудование на этом судне, - заявила "Известиям" представитель Министерства обороны Швеции Паула Баррау. - Результаты проверки будут оглашены 21 января.

По словам Анны Хельсен, комиссию по проверке всех новых фактов возглавил судья одного из судебных округов Швеции Юхан Хиршфельдт.

Оружие на "Эстонии" возили и в советское время

Как выяснили "Известия", в советское время паром "Эстония" действительно часто перевозил военные грузы, и эти перевозки осуществлялись под контролем КГБ СССР.

- Я досматривал "Эстонию" почти 2 года, с 1985 по 1987, - рассказал "Известиям" один из пограничников, проходивших срочную службу в советское время в порту Таллина. - На ней действительно возили оружие. Насчет досмотра командиру давалась отмашка, и тогда даже нас, погранцов, внутрь не пускали. В основном нашей задачей были пассажиры, а грузы в нашу задачу не входили. Если что-то серьезное находили, то были благодарности, вплоть до отпусков. Мы знали о тех случаях, когда команду моряков разбавляли ребятами из КГБ или даже полностью их заменяли. Вот тогда совершенно никакого смысла стараться не было. Мы понимали, что вниз нос лучше не совать! А моряков разбавляли как раз для того, чтоб было поменьше лишних глаз. Возили, конечно, не танки, а ящики. Хотя позже, может быть, и танки были.
Известия, 6.12.2004


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru