Rambler's Top100
Лениградская Правда
16 ДЕКАБРЯ 2017, СУББОТА
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Дело "Аэрофлота" развалилось
12.03.2004

С приходом к власти Владимир Путин решил очистить Кремль от олигархов, как он позднее выразился, “равноудалить их” и создать собственную команду, состоящую преимущественно из силовиков. Новая элита получила приказ: перехватить финансовые потоки у опальных олигархов.

Процесс далеко еще не закончен, а начинался он как раз с дела “Аэрофлота”. В 1999 году Борис Березовский, серый кардинал Бориса Ельцина, стал предметом пристального изучения со стороны Генпрокуратуры. Ему удалось уехать в Лондон и даже спасти большую часть нажитых капиталов. Но в стране остались “подельники”, на которых можно было повесить все грехи.

Бывший первый заместитель генерального директора ОАО “Аэрофлот” Николай Глушков оказался тем самым рычагом, с помощью которого власть могла давить на Березовского.

Потом схема была потом использована и в деле медиамагната Владимира Гусинского. Как и Березовский, олигарх вынужден был следить за разрушением собственной медиаимперии из-за границы. Заложником Кремля оказался финансист компании “Медиа-мост” Антон Титов.

Обвинения, предъявленные Глушкову и Титову, оказались до смешного похожими: мошенничество и хищение.

К тому времени как Генпрокуратура арестовала Михаила Ходорковского, дело Гусинского уже подзабылось. Но, как показало дело “Аэрофлота”, держать неугодных бизнесменов на крючке можно сколь угодно долго.

Вечером в пятницу Савеловский суд Москвы признал фигурантов процесса виновными в злоупотреблении полномочиями, но снял главную статью обвинения – в хищении средств компании мошенническим путем. Чтобы прийти к такому выводу, суду и следствию потребовалось шесть лет, четыре из которых бывший топ-менеджер Глушков, потерявший в тюрьме здоровье, уже отсидел.

По делу “Аэрофлота” проходили трое бывших сотрудников авиакомпании: первый заместитель генерального директора компании Николай Глушков, заместитель по коммерции и рекламе Александр Красненкер и главбух Лидия Крыжевская. Кроме них в нем также фигурировал глава Финансовой объединенной корпорации Роман Шейнин. СМИ окрестили их “командой Березовского”.

Экс-менеджеры “Аэрофлота” обвинялись в хищении средств авиаперевозчика путем мошенничества. Николай Глушков также обвинялся в отмывании денежных средств и вместе с Красненкером и Крыжевской – в невозвращении валютной выручки из-за рубежа.

Версия следствия состояла в том, что Глушков и Красненкер ввели в заблуждение гендиректора “Аэрофлота” Евгения Шапошникова, убедив его в необходимости централизовать финансовые потоки компании за рубежом, прежде всего в швейцарской компании Andava. Зарубежные представительства по приказу из Москвы переводили на счета швейцарской компании до 80% выручки. Остальные 20% расходовались на нужды представительств.

По данным следствия, с мая 1996 года по ноябрь 1997 года через Andava прошло более $252 млн.

По некоторым данным, Andava получала 3,125% от сумм, перечисляемых на ее счета подразделениями “Аэрофлота”. А учрежденные ею дочерние фирмы нередко оформляли платежи российского авиаперевозчика как краткосрочные кредиты. Кроме того, часть денег списывали на штрафы.

По данным следствия, общая сумма штрафов якобы составляла 214 млн рублей. Примерно в эту же сумму Генпрокуратура оценила ущерб, нанесенный действиями подсудимых авиакомпании. На ту же сумму сам “Аэрофлот” позднее подал иск в арбитраж. Больше всех пострадал Николай Глушков, который был помещен под стражу еще в 2000 году и выпущен на свободу после оглашения приговора. Александр Красненкер, отделавшийся подпиской о невыезде, продолжил карьеру авиационного топ-менежера в компании “Внуковские авиалинии”. Их подельники тоже отделались подписками о невыезде.

Интересно, что в ходе следствия имя Евгения Шапошникова никогда не связывали с махинациями со средствами “Аэрофлота”.

Решение суда оказалось неожиданным: Шапошников вовсе “не был обманут или введен в заблуждение” действиями менеджеров, а “сами действия по аккумулированию валютной выручки "Аэрофлота" на одном счете принесли положительный эффект и прибыль авиакомпании в размере 8 млн неденоминированных рублей”.

То есть Глушков и Красненкер действовали правильно, оставляя средства компании за рубежом. Не подтвердились и обвинения в том, что Николай Глушков отмывал денежные средства в Швейцарии.

Тем не менее судьи сочли, что подсудимые своими действиями нанесли финансовый ущерб авиакомпании: речь идет о выплатах штрафов и платежей по векселям “Аэрофлота”. В связи с этим судья переквалифицировал обвинение со статьи “Mошенничество” на статью “Злоупотребление полномочиями”.

Глушков и Красненкер признаны виновными в невозвращении валютной выручки из-за рубежа и злоупотреблении служебными полномочиями. Экс-бухгалтера компании Лидию Крыжевскую и главу компании Финансовой объединенной корпорации Романа Шейнина суд также признал виновными в злоупотреблениях.

Красненкер, Крыжевская и Шейнин освобождены от ответственности за истечением срока давности. Глушкова суд приговорил к трем годам трем месяцам лишения свободы в колонии-поселении, но выпустил из-под стражи.

Приговор Савеловского суда показал, что Генпрокуратура за шесть лет не смогла ничего накопать на статью более существенную, чем превышение полномочий, окончательно закрепив за делом “Аэрофлота” сатус политического.

Дело Березовского закрыто: отобрать у бывшего российского олигарха ничего больше не удастся.

Газета.Ру, 12.03.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru