Rambler's Top100
Лениградская Правда
18 ОКТЯБРЯ 2017, СРЕДА
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Стройка особого режима
30.12.2003
Вообще-то работы на санкт-петербургской дамбе - иначе говоря, комплексе защитных сооружений (КЗС) - приостановлены. Но грозное предписание Министерства природных ресурсов России действует только до 1 января 2004 года. Совсем остановить стройку века - кто ж позволит?

ЭКОЛОГИЯ, ДУБЛЬ

В начале 90-х строительство дамбы застопорил демократический Ленсовет: вода во внутренней части Финского залива стала слишком грязной. Вторая, недавняя остановка тоже связана с экологией: положительное заключение государственной экологической экспертизы на проект достройки дамбы отсутствует.

История, как положено, повторилась в виде фарса. Первая остановка продлилась 10 лет с лишним, вторая - меньше месяца. Причем кулаком по столу никто не стучал. 14 ноября комиссия Госстроя приняла на дамбе первый доделанный участок (от северного берега залива к Кронштадту потянулся длинный забор-волноотбойник). Следующим этапом работы пойдут на южном берегу - уже после Нового года на деньги ЕБРР. Так что природоохранители вынесли вердикт очень своевременно. И планам не повредили, и власть показали, и проблему обозначили.

В Дирекции по строительству КЗС, впрочем, считают, что проблемы никакой нет. Там делят проект на две половинки и рассуждают так: то, что доработки не требует, может, сооружается по старым чертежам. Например, волноотбойник, призванный сдержать нагонную волну из Балтийского моря, при советской власти прошел все полагавшиеся по тем временам экспертизы. Что-то придется менять в соответствии с новыми технологиями (электронные схемы вместо релейных), материалами и международными требованиями к проходу судов. Но эта часть проекта еще только разрабатывается. Какое тут заключение?

КОНСЕРВЫ В НАСЛЕДСТВО

- В сложившейся на сегодняшний день ситуации мы имеем право требовать проведения государственной экологической экспертизы только документации по корректировке техпроекта. К сожалению, - говорит Николай Гусев, начальник отдела Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Северо-Западному федеральному округу, - такова законодательная база.

Департамент не упорствовал со своим вердиктом еще и потому, что с 1 января стройка получила нового госзаказчика. Прежде у водопропускных сооружений был один хозяин, у земляных перемычек между ними - другой и т.д. Путаница мешала получению кредита ЕБРР (245 миллионов долларов) - основного источника средств на достройку дамбы. В новом году всем будет заправлять федеральное казенное предприятие (ФКП) "Северо-западная дирекция Госстроя России - Дирекция КЗС Санкт-Петербурга от наводнений".

С людьми из ФКП сели рядком, поговорили ладком и составили план. Действие предписания приостановили. Зато теперь на дамбе будут одновременно и строить по старым чертежам, и устранять претензии МПР. И то хлеб. Весной, перед возобновлением работ на КЗС, экологов и представителей контрольно-надзорных органов вообще не слушали. Экспертов возили по дамбе ("Вот это сооружение номер такой-то") и предлагали подмахнуть бумаги, не покидая автобуса.

Бумаги, между прочим, назывались "Акт преддекларационного обследования гидротехнического сооружения". Декларация безопасности - единственный способ хоть как-то критически оценить некорректируемую часть КЗС. Такую процедуру развитой социализм не предусматривал, а Россия ввела ее специальным законом 21 июля 1997 года. Дамба не продекларирована до сих пор, на пятый месяц после возобновления работ.

ДАВАЙТЕ ПОСЧИТАЕМСЯ

Виктор Люкшин, директор по строительству и эксплуатации КЗС, считает, что за безопасность дамбы опасаться не стоит. Рассказу корреспондента "МН", что рабочие кое-где приваривают новую арматуру к ржавой и заливают сверху раствором, не верит. О трещинах в судопропускниках (гигантских воротах, в нормальном состоянии открытых, а при наводнениях перекрывающих фарватер), возникших еще до начала эксплуатации, отзывается как о "рабочем моменте". "Что вы хотите - столько лет все стояло без хозяина. Разберемся, посмотрим, что требует ремонта, все приведем в исправное состояние. Главное, чтоб деньги поступали вовремя. А то мы ждем в 2004 году из казны 850-900 миллионов рублей, а в федеральном бюджете прописано только 150".

Сколько средств понадобится на "преддекларационные работы", не знает никто. Прежде чем объявить гидротехническое сооружение безопасным, закон требует оценить качество выполненных работ, их соответствие чертежам, состояние материалов, а также, например, работоспособность системы контроля. А ее на дамбе вообще придется создавать заново. По свидетельству Николая Гусева, 40 проц. кабелей срезано, а техническое состояние датчиков "не позволяет называть их контрольно-измерительной аппаратурой".

Но и эти затраты могут оказаться каплей в море по сравнению с тем, что "вылезет" из второй, дорабатываемой части проекта. Так, уже сейчас ясно, что придется прокладывать новое русло для Морского канала, без которого большегрузным судам не пройти через мелкий Финский залив. Раньше думали, что пароходная трасса просто чуть "вильнет" - окажется над автомобильным тоннелем, уступит нынешнее русло валунам и земле, а потом "вернется". Однако новые морские правила запрещают резкие повороты в фарватере, так что копать придется далеко.

Подобных нюансов много. Виктор Люкшин наотрез отказывается назвать даже примерную величину общих затрат. Как удалось выяснить корреспонденту "МН", озвученная прежде сумма на достройку КЗС - 418 миллионов долларов - не учитывает расходов ни на безопасность, ни на экологические мероприятия (если таковые понадобятся после экспертизы), ни на доработку проекта. "Забыли" и про затраты на строительство шестиполосной дороги поверх дамбы. А цифру в 418 миллионов получили по следующей схеме: взяли данные из проекта советских времен, специальный НИИ определил коэффициенты пересчета и... перевел деньги с Лениным в новые российские рубли. Дальше по курсу - в долларовый эквивалент.

ЦАРСКИЙ ПОДАРОК

Из совместного плана Дирекции и Департамента МПР следует, что проект завершения строительства КЗС увидит свет (и отправится на экологическую экспертизу) не раньше мая и не позднее августа 2004 года. Тогда же страна узнает, насколько дороже обойдется ей дамба, защищающая Петербург. Со сроками окончания стройки, по словам Виктора Люкшина, ясность наступит уже в феврале - марте 2004-го. Сейчас предполагаемый график поступления средств имеет три пунктирные линии - 2007, 2008 и 2009 годы.

- Никто на нас не давит: ни правительство, ни администрация президента, - сообщил "МН" Люкшин. - Для нас главное - город, который в начале двух предыдущих столетий переживал катастрофические подъемы воды. Слава Богу, когда президентом стал Владимир Путин, удалось достучаться и объяснить, что дамбу достроить нужно.

Кто бы спорил, только не петербуржцы, отлично знающие, что в 1824 и 1924 годах вода поднималась вверх на 4 метра (рекорд - 421см). Дамба через остров Котлин, к слову, предложенная инженером П.П. Базеном после наводнения 1824 года, теперь имеет два основания называться царским подарком. Первое - грандиозность замысла. Второе - строить, не считая деньги наперед, возможно только в России и только по "высшей воле".

Впрочем, Путин, возможно, и знает, какова истинная цена вопроса. Тогда к 2008 году, если приспеет избавиться от скипетра и державы, дамба должна быть либо доделана, либо находиться в таком состоянии, что бросить и не достроить ее будет жалко даже президенту-москвичу.

МН, 30.12.2003


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru