Rambler's Top100
Лениградская Правда
24 ОКТЯБРЯ 2017, ВТОРНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Морские ворота в лицах
19.09.2003

В одном из последних выступлений министр внутренних дел РФ Борис Грызлов заметил, что организованная преступность все настойчивее пытается пробиться в сверхприбыльные секторы российской экономики. В качестве примеров глава МВД привел ситуацию в нефтедобывающей и лесозаготовительной отраслях, заметив при этом, что "криминал усиливает активность и в других сферах". Наглядным примером к последнему утверждению может служить история морских ворот северной столицы. Правда, "активность" в случае с Петербургским морским портом была "усилена" еще в начале 1990-х. Уже десять лет важнейший перевалочный узел страны обслуживает интересы криминально-олигархических кланов.

Смерть капитана

Своеобразный аккорд десятилетнего портового беспредела прозвучал в минувшем мае. В парадной собственного дома был найден мертвым капитан Морского порта Михаил Синельников. На следующий день в припаркованном автомобиле взорвали его помощника по охране и безопасности Сергея Боева.

Следствие выдвинуло несколько версий. Все они так или иначе связаны со служебными обязанностями Синельникова и коммерческой деятельностью Боева. Детали расследования не разглашались, но осведомленные люди неофициально рассуждали о вероятных заказчиках. Эти рассуждения сами по себе проливали свет на истинное положение дел в порту. Даже поверхностное знакомство с некоторыми фигурами, вовлеченными в деятельность "морских ворот", дает представление о глубине криминальной пропасти, разверзшейся в Невской гавани.

Прилагательное "портовый" с некоторых пор стало синонимом "авторитетного". Портовый -значит при деньгах и, что называется, "на пальцах". Притом необязательно плакатный "братан" - персонаж может быть вполне интеллигентным человеком с заслуженным во всех отношениях прошлым.

Все могут Короли

Особенно если они родом из ГБ. Как, скажем, Андрей Владимирович Король, начинавший свою деятельность простым опером в отделе контрабанды питерского "Большого дома".

Продемонстрировав незаурядный розыскной талант, Андрей Владимирович за короткое время дорос до начальника отдела - в сферу его компетенции входил порт и деятельность тамошних пограничников. Показатели раскрываемости в этот период росли как на дрожжах -правда, тогда же появились слухи, что некий предприимчивый чекист сумел договориться с "погранцами" и неплохо нагревался на денежных вознаграждениях за проводку контрабандных грузов. Дела постепенно шли в гору, и в 1991 году была открыта фирма по хранению и продаже конфиската, она процветала до 1996 года, когда Короля едва не "детронизировали". К его счастью, с электропроводкой вовремя случилось короткое замыкание. Склады с конфискатом полыхнули ярким пламенем. Расследовать в служебном порядке стало нечего.

В то же самое время на портовой "поляне" появились другие игроки. Одним из главных служебных достижений Короля, выступавшего в оперативном тандеме с коллегой по ФСБ, которого чаще называют по отчеству Валентинычем, было сотрудничество с ныне покойным Константином Карольевичем Яковлевым. Иначе говоря - Костей Могилой, "воровским смотрящим" по Петербургу. Морской порт был одной из главных жемчужин воровской короны. Носит эту корону бывший патрон Могилы -главный персонаж многочисленных недетских сказок Дед Хасан.

В 1996 году человек с такой кличкой засветился в питерском порту. По его приказу владелец ИЧП с идиллическим названием "Доброта" некто Гулиев оформил на себя территорию складов по торговле кофискатом. Тем самым оборотистые чекисты были вдвойне застрахованы от возможных неприятностей после упомянутого пожара.

И все бы ничего, если бы не "заслон на пути бандитизма", установленный Королем. В порту открылась тогда охранная фирма "Заслон", оформленная на не слишком примечательных лиц, но, как поговаривали в народе, реально контролируемая "кем-то из ЧК", а также известным авторитетом Витей Мурманским. Деятельность предприятия проходила по схеме, апробированной еще в 1991 году, и через некоторое время на конфискованную дармовщинку, как бабочки на огонек, стали слетаться господа типа знаменитого Андрея Маленького. После долгих перипетий (и череды "убоев") Король уволился из ФСБ и всплыл на 3-м причале Морского порта в роли начальника службы безопасности.

"Кого там Костя приводил?.."

Именно конфликт с руководителями 3-го причала стал, по одной из версий, причиной гибели капитана Синельникова. Версия более чем неофициальная - 3-м руководят люди в высшей степени авторитетные. А потому любое сходство с реально существующими физическими и юридическими лицами является чисто случайным.

Повторимся, всякое сходство возможных заказчиков с вероятными исполнителями и наоборот исключается. Возможны лишь случайности. Совершенно случайно, к примеру, через десять дней после Синельникова нашел свою смерть Костя Могила. Совершенно случайно из тени Деда Хасана одновременно вышли Андрей Мироедов и Артур Кжижевич - оба теперь претендуют на вакантное место питерских "смотрящих". И на контроль за портом.

Но там, как говорится, "нас и без вас много". Есть еще одна портовая сила, с которой опасно ссориться. Это - группа поддержки инициатив г-на Ильи Трабера, в свое время консолидировавшего крупный пакет акций в активах компании ОБИП ("Объединение банков, инвестирующих порт"). Он же, по слухам, заведовал распродажей имущества "Балтийского морского пароходства", а в настоящее время с тем же упорством работает над возвращением распроданного государству. Схемы ренационализации, поднимаемой на щит коммунистической оппозицией, тоже предусматривают неплохую "дельту" для организаторов процесса. Хоть приватизируй, хоть национализируй - главное, держать руку на вентиле, в любом случае внакладе не останешься.

Красная зона

Кстати, о коммунистах. Из всего вышеизложенного может сложиться впечатление об ОАО "Морской порт СПб" как о лоскутном одеяле, за которое тянут со всех концов. И это будет ошибкой - хозяин в порту есть. Это один из крупнейших - и скромнейших! - членов олигархического сообщества, депутат Госдумы фракции КПРФ Виталий Южилин. Настоящий "человек и пароход".

Основной пакет акций порта давно принадлежит именно ему. Каким образом коммунист пробился в олигархи - отдельный вопрос, но что-то рассказывали о многоэтапной продаже контрольного пакета в оффшоре при участии иностранных посредников через цепочку подставных лиц. Подстраховавшись священным правом частной собственности, коммунист Южилин приобрел в порту эксклюзивные права выгодных коммерческих транспортировок. При этом работа ведется по классическим канонам самого "дикого капитализма". Игнорируются не только экологические стандарты, но и элементарные правила безопасности, что уже вызывало скандалы по всей Европе. "Южилинские лохани" с токсичными и пожароопасными грузами успели пометить своими протечками обширные аквапространства с Балтики по Атлантику.

Контролируя приличный сектор в портовом бизнесе, Южилин не забывает и о политической борьбе. Заметно укрепившиеся в регионе позиции КПРФ - НПСР - его исключительная заслуга. Разделить с ним лавры вправе разве что некий младший товарищ, якобы бывший заместитель коммерческого директора, ныне занимающийся перспективным планированием и социальными вопросами. Именно этот товарищ комсомольского возраста, появившийся в Петербурге три года назад и отрекомендовавшийся "представителем красных олигархов", организовал в прошлом году финансирование относительно успешной ЗакСовской кампании местных "комми". Деньги при этом отмывались как раз в порту. "Черный нал", по слухам, принимался в соответствующем офисе, приходовался через липовые расписки, после чего развозился по ячейкам. С приветом от "красного олигарха".

Отставные чекисты и коммунистические олигархи, бандиты и воры в законе... Полный букет - куда дальше, чего лучше? Со своим заявлением об "усилении активности" министр внутренних дел не ошибся, но явно запоздал. Впрочем, время переломить ситуацию еще есть: пока сложившиеся в порту расклады не закреплены политически, по итогам электорального цикла.

Война за Морской порт продолжается МК в Питере, 03.09.2003

Затопленные миллионы Версия-СПб, 09.12.2002

Лицемерие или запах нафталина Известия-СПб, 29.11.2002

Морской порт лихорадит от "авторитетов" МК в Питере, 18.09.2002

Воротилы "Золотых ворот" Версия, 09.10.2001

"Заказчиком убийства Маневича является губернатор Санкт-Петербурга Яковлев Владимир Анатольевич..." Новая газета, 01.10.2001

Смена, 19.09.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru