Rambler's Top100
Лениградская Правда
22 ОКТЯБРЯ 2017, ВОСКРЕСЕНЬЕ
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Путин дал старт выборам в ГД
3.09.2003
Во вторник Владимир Путин подписал указ о проведении парламентских выборов. Значит, в стране начался новый этап борьбы за власть, который завершится не 7 декабря - в день думских выборов и даже не 14 марта - когда мы выберем президента, а ближе к лету-2004, когда уже новая Дума утвердит внесенную только что избранным президентом кандидатуру премьер-министра, будут назначены на должности ключевые министры и чиновники администрации президента. Пока же - в ближайшие три месяца - можно будет наблюдать жесткую борьбу политических партий (и стоящих за ними группировок) за скромное право писать законы в течение следующих четырех лет. Хроника пикирующих выборов В этом году старт политического сезона связан не с началом работы Думы и Совфеда, а со скромным заседанием Центризбиркома, которое пройдет сегодня. ЦИК утвердит "календарный план мероприятий" и состав некоторых окружных комиссий. Дальше все - крупные и не очень политики, партии и органы госвласти, СМИ и пиаровские структуры, наконец, мы, избиратели, - будем жить по этому плану и по правилам, закрепленным в избирательных законах. Эти правила, возможно, не всегда разумны, но обязательны к исполнению. До 10 сентября из Минюста в Центризбирком должен прийти список партий, допущенных к выборам. По информации "Известий", глава ЦИК Александр Вешняков уже направил на этот счет письмо в ведомство Юрия Чайки. Сейчас в минюстовском списке "допущенных" (или проще - тех, кому нельзя отказать по формальным основаниям) 43 партии. Это вовсе не значит, что избирательный бюллетень превратится в "простыню", в которой будут перечислены четыре десятка партпретендентов. По прогнозу Вешнякова, там будет значиться 15-20 партий. Во-первых, не всем под силу собрать 200 тысяч подписей своих сторонников или внести залог в 37,5 млн рублей (не много желающих дать больше миллиона долларов (!) за непонятные перспективы). Во-вторых, даже если большинство партийцев справятся с этой задачей, часть из них "отфильтруют" в ЦИК. У одних подписи окажутся некачественными, у других - финансовые отчеты. С 22 сентября партийцы понесут в Центризбирком свои документы, а через месяц мы сможем узнать, кто из них останется в бюллетене. "Простыни не будет", - пообещали "Известиям" в ЦИК. Чиновники в администрации президента говорят, что в этом есть политический подтекст: чем меньше толчеи на выборах, тем проще пройти партиям-гигантам, а судьба карликов мало кого волнует. Черные дыры выборов Именно так называли одномандатные округа на прошлых выборах. Предсказать, что за сила придет в Москву из далеких регионов и как поведет себя в палате, было сложно. Чаще всего одномандатники распределялись по фракциям тех партий, которые их поддерживали, а беспартийные примыкали к тем, кто им ближе по взглядам. При этом служили они верой и правдой не партиям и не верховной власти, а губернаторам своих регионов. Это особенно хорошо было видно во время бюджетных дебатов - в схватке за региональную копейку парламентарии шли поперек всякой партдисциплины. Сейчас к одномандатникам - особое внимание. С благонадежными уже провели беседы в администрации президента, остальным дали понять: ждите серьезной конкуренции в своих вотчинах. Политическая подоплека этого интереса проста. Кремль надеется сформировать пропрезидентское большинство если не за счет депутатов-списочников, то за счет одномандатников. Дотошные политтехнологи уже подсчитали, что одномандатников-оппозиционеров в следующей Думе станет 40-50 депутатов. Остальные 175-190 составят авангард пропрезидентских фракций. В Центризбиркоме считают, что схватка за округа по своему накалу не будет уступать межпартийной битве на федеральном уровне. В этом есть свои минусы. Если на прошлых выборах в 8 округах они не состоялись (либо победил кандидат "против всех", либо явка провалилась), то на нынешних, как признаются в ЦИК, "таких округов может быть больше". Люди могут проголосовать ногами - если уставшего от "партийного ТВ" избирателя еще доконают забитые агитпродукцией почтовые ящики и заклеенные плакатами подъезды, ему будет не до выбора ни сердцем, ни разумом. Организация думских выборов обойдется в 3,5 млрд рублей (следующих за ними президентских - в 4,5 млрд). Это официально. По бюджету. Этими деньгами будет распоряжаться Центризбирком, но большую их часть "съедят" местные избиркомы. Однако эти деньги - лишь малая доля реальных выборных затрат. Чтобы привлечь избирателя на свою сторону, партии потратят гораздо больше. По закону бюджет избирательного фонда каждой партии может составить 250 млн рублей (одномандатника - 6 млн). Собственно, на эти-то деньги - и только на них! - партии должны заказывать рекламу, устраивать съезды, печатать листовки и устраивать всевозможные шоу. Те, кто профессионально занимается выборами, знают: реально они тратят другие суммы. На порядок больше. - Посмотрите сами, официально на все получается около 8,3 млн долларов. Разве это деньги? - риторически поинтересовался у корреспондента "Известий" один из технологов. - На них нельзя провести нормальную кампанию! 200-300 миллионов, а то и 400 уходит на победу кандидата в палату представителей или сенат США. А у нас страна не меньше... - Так почем все же стоит провести кампанию? - Претенденты на первое, второе, третье места должны потратить от 200 до 300 млн долларов. На четвертое или пятое - от 50 млн. Да и то это для партий, которые у нас на слуху. Проблема тех, кто не на слуху: на раскрутку нужно от 100 млн, а таких денег реально нет. В результате миллионов 10-15 вылетают в трубу. А точнее, "осваиваются" технологами и пиарщиками, а партия получает процента полтора-два голосов. Найти такие деньги нелегко, но можно. Во-первых, партиям дают деньги крупные бизнес-структуры, заинтересованные в лоббировании своих проектов в Думе. Во-вторых, партийцы охотно меняют спонсорскую помощь на места в своих списках. При этом стоимость проходного мандата может потянуть на 10 миллионов. Этот "обмен" успешно практиковался на выборах в 1995 и 1999 годах. Есть все основания полагать, что по этому показателю выборы-2003 не исключение. Затраты одномандатника скромнее. Если он давно держит за собой округ и пользуется поддержкой одновременно и губернатора, и Кремля, то спокойно уложится в $70-100 тысяч. Правда, соискателям мандатов от мегаполисов придется выложить на свою кампанию 1,5-2 млн. Есть ощущение, что скованность от новых правил освещения избирательной кампании ощущают только журналисты. Пока они обсуждают, чем "информирование о ходе избирательного процесса" отличается от "агитации" (новая версия закона о выборах предписывает, чтобы вся "агитация" была официально оплачена из официальных фондов, а иначе она недопустима; при этом четко не разъясняет, чем "агитация" отличается от незапрещенного "информирования" о ходе выборов), а пиарщики и технологи небезуспешно ищут пути обойти закон. На ТВ уже замелькала как бы "невинная" реклама книги одного из лидеров "патриотического блока". В ближайшее время книги напишут еще несколько претендентов на думские кресла. "Нет. Это не предвыборная реклама, - заверит вас кандидат или его адвокат, - это издательство раскручивает свой чисто коммерческий проект". Не придраться. Во всяком случае, они так считают. - Очень рассчитываю, что ЦИК сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить законность выборной кампании, обеспечить нормальный соревновательный процесс, без грязи, которая, как правило, возникает в ходе дебатов в месяцы, предшествующие выборам", - напутствовал Владимир Путин главу ЦИК. В Центризбиркоме заверяют, что поблажек не будет. Специалисты ЦИК собираются мониторить любую рекламу кандидатов и партий, а после сверять ее рыночную стоимость с затратами из избирательного фонда. Электорат устал - Избиратели заинтересованы, чтобы в органы власти приходили профессионалы, которые могли бы реализовывать те обещания, которые они дают в предвыборной кампании, - сказал во вторник Путин. Парадокс. С одной стороны, эксперты в унисон говорят, что "все уже схвачено и поделено" (появляется даже своеобразный список победителей). С другой - эти же люди прогнозируют "жесткое противостояние партий". Уникальность выборов-2003 в том, что впервые это будет не противостояние идеологий (1993 и 1995 годы - КПРФ и партия власти) и не борьба двух партий власти за место под солнцем (1999-й - "Отечество" и "Единство"), а соперничество отдельных группировок за право контролировать законотворчество в ближайшие четыре года. За последние четыре года партии перестали выражать интересы социальных групп и переключились на обслуживание интересов бизнес-сообщества. Отсюда и разочарование людей в начавшейся кампании и, соответственно, борьба за явку избирателей. Вешняков убежден, что на выборы придет не меньше народа, чем четыре года назад, - 65-70% избирателей. Это оптимистичный прогноз. Эксперты же упорно говорят об "усталости электората" и его "желеобразности". Удастся или нет сломать инертный сценарий этой кампании - вопрос уже первого этапа кампании. В противном случае инертной может оказаться и президентская кампания, в которую плавно перетечет думская. Впрочем, спокойствие или даже вялость политических кампаний и даже целых политических сезонов - сами по себе не порочны. Это зависит от того, чем заканчиваются такие сезоны - общенациональным процветанием или же очередным экономическим, стало быть, политическим кризисом.
Известия, 3.09.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru