Rambler's Top100
Лениградская Правда
24 ОКТЯБРЯ 2017, ВТОРНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Завхоз всея Руси
28.08.2003
Два месяца назад губернатор Петербурга Владимир Яковлев был назначен вице-премьером по ЖКХ, транспорту, строительству и архитектуре. В общем, "завхозом всея Руси". Первый месяц он молчал и входил в курс дела. На второй месяц - заговорил, начав излагать свои взгляды в подведомственной сфере. "И гражданам, и предприятиям надо понять одно - за все надо платить. Нам придется принимать непопулярные решения, связанные с ростом тарифов. Без этого ситуацию с ЖКХ не выправить". "Для меня главное, чтобы люди усвоили простой постулат: бесплатный сыр бывает только в мышеловке". "Мне часто отвечают, что, мол, тарифы растут, а качество услуг ЖКХ не улучшается. Оно и не может улучшиться, потому что когда надо было, чтобы тарифы росли, они стояли на месте". "Чтобы поддержать такое разваливающееся хозяйство, нужны большие деньги. И с каждым годом все большие". Что ж, Владимир Анатольевич не изменил своим принципам, не раз продемонстрированным в "Северной столице". ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ПЕТЕРБУРГА Карьера Владимира Яковлева вплоть до его сенсационного вознесения в кресло питерского губернатора была на удивление стандартной: тридцать лет начиная с 1965 года он методично поднимался по строительно-хозяйственным ступеням. Мастер на стройке, главный инженер ремонтно-строительного управления, управляющий ремонтно-строительным трестом... В 1980 - 1982 годах был зампредом одного из районных исполкомов Ленинграда. С этим была связана единственная его служебная неприятность: получил выговор "за личную нескромность" (купил автомашину вне очереди) и был отправлен обратно в жилищное хозяйство, где вновь преуспел: в 1987-м - заместитель начальника жилуправления Ленгорисполкома, затем - уже в демократические времена - главный инженер городского управления жилищного хозяйства. А в июне 1993-го - резкий скачок наверх: мэр Анатолий Собчак создает комитет по управлению городским хозяйством и назначает Владимира Яковлева председателем. Став, по сути, главным инженером Петербурга и войдя по должности и по влиянию в первую пятерку городских политиков, Яковлев на протяжении двух с половиной последующих лет был "человеком тени". Он не баллотировался ни в какие выборные органы, не делал никаких политических заявлений, его редкие выступления в СМИ были посвящены исключительно профессиональным вопросам - содержание жилья, благоустройство, отопление... И когда он стал губернатором, оппоненты частенько называли его то "сантехником", то "прорабом", то "завхозом Северной столицы". Яковлев не обижался - будучи человеком жилищно-коммунальной Системы, он вовсе не считал оскорблением соответствующие ей эпитеты. С одной стороны, иметь губернатора-"сантехника" было неплохо: в отличие от предшественника, он досконально знал городское хозяйство. Но, с другой стороны, он был - и остался - защитником ведомственных интересов жилкомхоза. И искренне полагал, что все беды исключительно в том, что граждане мало платят за жилищно-коммунальные услуги. БУМАГИ И ОВРАГИ Именно этой фискальной философией была проникнута попытка Владимира Яковлева провести в Петербурге весной 1997 года жилищно-коммунальную реформу. Тогда он тоже говорил: тарифы давно следовало повышать, но из политических соображений это решение не принималось. Повысим - и все заработает. Реформу начали с двукратного повышения квартплаты, обещав малоимущим гражданам жилищные компенсации. Кроме этого, существовавшие в каждом районе жилищные предприятия принудительно разделили на одного "заказчика" (которого назвали РЖА - районным жилищным агентством) и пять - семь государственных "подрядчиков" (с непроизносимым названием ГУРЭП). Предполагалось, что ЖКХ, начав получать больше денег, станет привлекательным для коммерческих структур, которые станут конкурировать с ГУРЭПами (впоследствии их предполагалось приватизировать), после чего дома будут обслуживаться дешевле и качественнее... Гладко все это выглядело только на бумаге. Но, во-первых, мгновенно "захлебнулись" пункты, где оформляли жилищные компенсации: очереди живо напомнили эпоху всеобщего дефицита, а процедура сбора десятка справок для доказательства низких доходов выглядела откровенно унизительной. Во-вторых, частный капитал и не подумал приходить в ЖКХ, поскольку выгода оказывалась не больно-то высокой, а соответствующие структуры вместе с материально-технической базой пришлось бы создавать "с нуля" - после чего конкурсы стали пустой формальностью. В-третьих, выяснилось, что из денег, собираемых в качестве квартплаты и "усиленных" бюджетными дотациями на содержание ЖКХ, до подрядчиков почему-то доходит примерно треть (попытки депутатов Законодательного собрания выяснить, куда исчезает остальное, не закончились ничем). В-четвертых, многократно увеличились накладные расходы, поскольку для содержания ЖКХ построили систему, куда более громоздкую, чем раньше. И наконец, обнаружилось, что в "реформированной" системе ЖКХ и заказчики, и подрядчики являются коммерческими структурами, а значит, должны платить НДС. Когда же НДС загнали в квартплату - выяснилось, что надо увеличить бюджетные дотации на содержание жилья. Те самые, необходимостью уменьшения которых горожанам объясняли суровую необходимость повышения квартплаты... В итоге уже через три месяца после начала столь "удачных" реформ их, по данным опросов, поддерживал только один (!) процент населения, а на улицах собирали подписи за отставку губернатора. В конце концов реформу тихо свернули - в каждом районе все созданные ГУРЭПы объединили в одну структуру, дворники и сантехники вернулись в штат РЖА, и система полностью вернулась назад к той, которой была до реформирования. Правда, квартплата назад не вернулась... Зато на любое обращение в РЖА с просьбой что-нибудь отремонтировать до сих пор следует ответ: ничего не можем, денег хватает только на зарплату. Естественный вопрос - а зачем вы, ребята, в таком случае вообще нужны? - повисает в воздухе. НА ФИСКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ Все семь лет своего правления Владимир Яковлев двигался исключительно по "фискальному направлению" жилищно-коммунальной реформы. Защищая интересы монополистов, он категорически противился принятию законов о контроле за тарифами монополистов и о регулярном аудите монополий. Он наложил вето на закон о заключении договоров между городом и монополистами, где было бы четко указано, какие услуги и на каких условиях должны оказываться. Он легко соглашался повышать тарифы и вводить новые платежи - как, например, плату за "санитарное содержание придомовых территорий", которые как не убирали до этого, так и не начали убирать после введения платы. Он лоббировал введение платежей за капитальный ремонт для жителей государственных домов, "забыв" о законодательной норме, разрешающей делать это только при условии перевода обслуживания жилого фонда на конкурсную основу. При нем рост жилищно-коммунальных тарифов в несколько раз обгонял инфляцию: за три года, при инфляции в 60 процентов, квартплата выросла в четыре раза, а горячая вода и отопление подорожали в шесть раз. Сегодня Владимир Яковлев - уже в ранге вице-премьера - говорит, что "целые десятилетия граждане России платили за коммунальные услуги чисто символические суммы - еще 15 лет назад кубометр воды в нашей стране стоил 0,02 копейки". Что "в советское время система ЖКХ изначально создавалась как экономически убыточная". Что "на сегодняшний день на многих электростанциях установлено оборудование 20 - 30-х годов прошлого века, а системы очистки воды во многих районах страны просто не существует"... И делает из этого все тот же вывод: надо больше платить жилкомхозу - и все наладится. Однако давно известно: если жилищная система будет просто получать больше денег, никаких изменений в ней не предвидится. Что касается тех проблем, которые на самом деле актуальны для ЖКХ, то о них вице-премьер не говорит ничего. Ни о том, что надо вводить процедуры "прозрачного" назначения тарифов. Ни о том, что надо устанавливать счетчики воды и тепла и исчислять плату за соответствующие услуги исключительно по их показаниям. Ни о том, что надо дать объединениям граждан право выступать заказчиками жилищно-коммунальных услуг (с передачей им соответствующих денежных средств). Впрочем, осуждать его за это трудно: каждый руководит так, как умеет. Все вопросы - не к вице-премьеру, а к тому, кто его на этот пост назначил. И кто, между прочим, имеет почти трехлетний опыт совместной работы с ним в одном городском правительстве. А потому - иллюзий насчет его способностей и взглядов питать не должен...
Московские новости, 28.08.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru