Rambler's Top100
Лениградская Правда
13 ДЕКАБРЯ 2017, СРЕДА
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Теперь Фемидой может стать и кухарка
13.01.2003
На прошлой неделе в 61 субъекте РФ введен суд присяжных, ранее действовавший лишь в девяти областях и краях страны. После почти 90-летнего перерыва отечественная судебная система возвращается к практике, принятой в цивилизованных странах.

В результате судебной реформы 1864 г. в России учреждался институт присяжных заседателей, который пользовался большой популярностью у большей части населения дореволюционной России. После 1917 года суды присяжных в России отменили за ненадобностью. Правосудие тогда вершил только «товарищ маузер».

Любопытно, что в настоящее время в странах общего права (common law) и особенно в странах континентальной системы права наблюдается тенденция к свертыванию деятельности суда присяжных или существенной трансформации его основных элементов. Участились роспуски состава жюри присяжных в виду нарушения присяжными уголовно-процессуальных и доказательственных правил. Произошло сужение компетенции суда присяжных снижение количества дел, направленных на его рассмотрение (США - 7,6%; Англии - 3%: Франция - менее 1% от общего числа направленных в суды дел). Вследствие этого серьезную конкуренцию суду присяжных вновь стали составлять собственно профессиональные суды и так называемые суды шеффенов, состоящие из одного-трех профессиональных судей и двух-трех шеффенов (так в Германии называют непрофессиональных судей). которые совместно принимают решение по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о назначении меры наказания.

Суд присяжных в его классической форме сохранился в странах общего права (США, Великобритания) и некоторых; европейских (Швейцарии, Норвегии, Бельгии и Австрии), в которых дела о наиболее тяжких преступлениях рассматриваются одним - тремя профессиональными судьями и коллегией из 8-12 присяжных заседателей, раздельно решающих вопросы факта и права.

В то же время большинство стран континентальной Европы, либо вообще не имеют такого института, как суд присяжных (Германия, Нидерланды), либо профессиональные судьи вместе с присяжными совместно решают вопросы виновности и назначения наказания (Дания, Греция, Италия, Финляндия, Швеция и т.д.).

И только Россия (1993), а затем Испания (1995) стали единственными странами Европы, которые возродили классический, суд присяжных после его отмены или преобразования в форму «суда шеффенов» во многих европейских государствах.

16 июля 1993 года: был принят Закон РФ, основу которого составили новые положения уголовно-процессуального законодательства под общим названием «Производство в суде присяжных», которые вошли в действующий Уголовно-процессуальный кодекс России в виде самостоятельного дополнительного раздела. Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей в качестве альтернативной формы правосудия по наиболее тяжким преступлениям было предусмотрено лишь в девяти регионах России (с 1 ноября 1993 года - Саратовская, Рязанская, Ивановская, Московская, Ставропольский край, а с 1 января 1994 года - Ростовская, Ульяновская области, Алтайский и Краснодарский края) с населением около 30 миллионов человек.

За прошедшие десять лет присяжным удалось преодолеть присущий российской судебной системе обвинительный уклон. Они стали выносить оправдательные вердикты обвиняемым в тяжких и особо тяжких преступлениях в девять раз чаще, чем обычные суды. В среднем по России судом присяжных на 1994 г. было оправдано 18,7% подсудимых, за тот же период обычными судами - всего 1,7%. За последние годы цифра оправдательных приговоров в суде присяжных упала примерно до 12%. Однако число оправданий в обычных судах не увеличилось.

Росло и число подсудимых, желающих, чтобы их дело рассматривали именно судьи из народа. В Московском областном суде даже возникла очередь обвиняемых на слушание дел присяжными. Ждать приходилось до полугода.

Однако ни законодательные, ни судебные власти остальных регионов не желали вводить на своих территориях суд присяжных, мотивируя это прежде всего материальными проблемами (судей из народа надо бесплатно кормить во время процесса, выплачивать им зарплату и оплачивать транспортные расходы).

Между тем с середины 90-х годов Конституционный суд захлестнул вал обращений граждан, не имевших возможности предстать перед судом присяжных, так как последних на данной территории просто не было. Заявители требовали от властей выполнить ст. 20 Конституции, гарантирующую суд присяжных по делам о преступлениях, за которые полагается смертная казнь. 2 февраля 1999 года конституционные судьи приняли специальное постановление, обязывающее Федеральное собрание незамедлительно внести в законодательство изменения, обеспечивающие это право на всей территории России.

Спустя три года, в декабре 2002-го, президент России Владимир Путин внес законопроект, согласно которому суды присяжных везде будут вводиться поэтапно в 2003-2004 годах, а в Чеченской республике начнут действовать только в 2007 году. С начала 2003 года коллегии присяжных начнут формироваться в 61 субъекте РФ, в том числе в таких крупных регионах, как Ленинградская, Свердловская и Новосибирская области, Республика Татарстан. Москвы среди них пока нет.

Любопытно, что, по данным фонда «Общественное мнение», если в 1997 году знали, что такое суд присяжных, или хотя бы слышали этот термин 53% опрошенных россиян, то в 2001 году доля информированных составляла уже 78%. Между тем соотношение сторонников и противников этой формы судебной практики осталось неизменным: в 1997 году хотели бы, чтобы в их городе (районе, области) действовали суды присяжных, 42% опрошенных, а против этого голосовали 5%; в 2001 году соотношение составило 44% к 5%.

По словам председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, "судейский корпус готов к рассмотрению дел с участием присяжных заседателей". Примечательно, что российские профессиональные судьи положительно воспринимают это нововведение, так как присяжные берут на себя большую часть их ответственности за чрезмерно суровый или неоправданно мягкий приговор.

А вот готова ли к повсеместному появлению судов народа Генпрокуратура, официально пока не заявлено. Никто из руководящих работников Генпрокуратуры РФ пока не делал по этому поводу никаких публичных заявлений. Но их региональные коллеги уже не могут молчать.

Вот, что недавно о восьмилетней практике работы суда присяжных рассказала на одном из совещании председатель Мособлсуда Светлана Марасанова. По ее мнению, одна из главных проблем — нежелание населения идти в присяжные: на просьбу суда откликается только каждый 16-й житель. Другая — отсутствие в кассе суда денег для оплаты труда присяжных. В Мособлсуде имел место случай, когда присяжные объявили забастовку, заявив, что не уйдут на вынесение вердикта, пока им не выплатят деньги за месяц работы. И судьям, по словам госпожи Марасановой, порой приходится оплачивать работу присяжных из своего кармана.

Новый УПК уже отобрал у прокурорских работников значительную часть прав: в частности, право на выдачу санкции на арест, обыск, выемку и т. д. Таким образом, прокуратура теряет свое значение "суперведомства" и становится всего лишь одной из сторон в уголовном судопроизводстве - расследующей и обвиняющей. Попытки прокуроров защитить свои прерогативы под лозунгом более эффективной борьбы с преступностью успехом не увенчались.

Но подлинным "ножом острым" для прокуратуры теперь станут суды присяжных, которые в течение 2003 года будут введены на всей территории России. Известно, что красноречивый адвокат способен воздействовать на присяжных более убедительно, чем прокурор. Соответственно, возрастет количество оправдательных приговоров, которые прокуратура считает своими поражениями.

Но не все так просто. Из судов присяжных можно сделать и посмешище. Это в последние годы демонстрируют Московский областной и Верховный суды, а также Мособлпрокуратура. Благодаря этим ведомствам по нашумевшему делу об убийстве депутата Госдумы Сергея Скорочкина, которое слушается с 1998 года, отменены уже два оправдательных приговора. А недавно, когда третий по счету судебный процесс уже был близок к концу, судья по ходатайству гособвинителя распустил коллегию присяжных заседателей. Причина – несанкционированное общение народных судей с подсудимыми, которые якобы обсуждали в коридоре последнюю игру "Спартака".

Мнения российских политиков и высокопоставленных чиновников по поводу введения судов присяжных:

Автор судебной реформы заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак:

«Нам сегодня говорят: решения, принятые десять лет назад, правильные - судебная реформа проведена; эффективно работают суды и правоохранительная система; зачем менять то, что хорошо устроено; судьи всех стран завидуют статусу наших судей; есть, конечно, отдельные недостатки, но они обусловлены дефицитом денег. Но я убежден, что никакие деньги без юридических механизмов функционирования судебно-правовой системы существенно ситуацию не улучшат. Мы безусловно должны значительно увеличить финансирование. Но одновременно и установить для судей механизмы ответственности перед обществом за беспристрастное отправление правосудия».

Полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном Викто Черкесов:

«Главным достоинством нового Уголовно-процессуального кодекса России является его безусловно гуманистическая направленность. Новый УПК позволит на практике реализовать все нормы российской Конституции: суд присяжных, санкционирование ареста судом. Для Северо-Западного федерального округа введение суда присяжных особенно актуально, так как в настоящее время ни в одном регионе округа этот институт судебной системы не получил развития. С введением новых уголовно-процессуальных норм мера пресечения, связанная с лишением свободы, будет применяться значительно реже. Кроме того, одним из важных положительных качеств нового кодекса является наличие в нем баланса соблюдения интересов всех участников уголовного процесса, как потерпевших, так и предполагаемых преступников. Этот момент является особенно важным в свете одновременного существования в России таких процессов, как рост преступности и стремление общества и государства к обеспечению прав и свобод человека».

Выступая на заседании Госдумы, посвященном принятию поправок к УПК о порядке введения в России судов присяжных, “яблочник” Сергей Попов предположил, что затяжка с введением судов присяжных в Санкт-Петербурге объясняется не “объективными причинами” в виде отсутствия необходимых средств, а стремлением властей провести некоторые судебные процессы без участия присяжных. При этом Сергей Попов отказался уточнить, какие именно процессы он имеет в виду.

P.S. Судя по всему, самым резонансным процессом с привлечением присяжных заседателей в Петербурге станет суд над авторитетным предпринимателем Михаилом Мирилашвили, которого обвиняют в убийствах и похищении людей. Адвокаты Мирилашвили сегодня настаивают, чтобы дело их подопечного принял к рассмотрению именно суд присяжных.
Ленинградская правда, 13.01.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru