|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Что такое ЛОМОграфия
4.02.2004 00:01
- Знаешь, что такое ломография? - спросил заместитель главного редактора газеты.
- Наверное, графическое изображение лома, - ответил обозреватель "Известий" и уехал в командировку. На завод "ЛОМО", которому в среду, 4 февраля 2004 года, исполняется 90 лет. - Примерно так оно и есть, - подтвердил заместитель генерального директора завода "ЛОМО" Лазарь Залманов. - Отцом ломографии надо считать Путина, - добавил полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Ломолюди живут своей ломожизнью. Общаются с ломоподобными. Слушают ломомузыку. Питаются ломоедой. Они выскакивают из-за угла и клацают у вас перед носом затвором своей ломокамеры. А потом еще раз - клац! Не бойтесь, они не опасны. Ломограф - это человекофотокамера. Количество ломолюдей не поддается счету. У них шестьдесят посольств по всему миру. Их главное гнездо - в Австрии. Это стиль жизни. Десять заповедей ломографа: 1. Всегда иметь при себе камеру. 2. Снимать в любое время дня и ночи. 3. Ломография - часть твоей жизни. 4. Снимай от бедра. 5. Подходи к объекту съемки как можно ближе. 6. Не думай. 7. Будь быстр. 8. Ты не знаешь заранее, что получится. 9. Да и после съемки не знаешь тоже. 10. А теперь забудь все правила и снимай. Они снимают от бедра, не прицеливаясь. Все подряд. Камень, собственный ботинок, ваш глаз, нос, унитаз, вывеску, морковку, трехногую собаку, солнечный блик в луже, маслину в коктейле... Они изводят километры пленки, а потом клеят из маленьких фоток большие панно - ломостены. Изображение жизни как она есть. Жизнь, размазанная по стене Летом 1992 года австрийские студенты Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер, будучи в Праге, купили фотоаппарат. Потому что бродить по Праге без фотоаппарата нельзя. А поскольку студенты были стеснены в средствах, они купили самый дешевый аппарат, какой нашелся в фотолавке, - "ЛОМО-компакт". За 12 долларов. Они снимали "навскидку", не глядя в видоискатель. Вернувшись в Вену, отпечатали снимки, но в альбом клеить не стали, а сложили из них панно. И не как-нибудь сложили, а грамотно - цвет к цвету, сюжет к сюжету, потому что Маттиас и Вольфганг были студентами Венской школы искусств. Получилось очень мило. Отойди подальше от панно, а затем потихоньку приближайся к нему... Получается эффект посадки на планету: сперва видны материки и океаны, потом большие города, потом улицы, потом люди, потом их лица, трехногая собака, солнечный блик в луже, маслина в коктейле... Студенты обрадовались, заявили друзьям, что изобрели новый вид искусства, и назвали его ломографией. Они нащелкали еще кадров и решили устроить выставку. Однако для выставки необходимо помещение. Чтобы получить помещение, нужно обратиться в муниципалитет Вены. А чтобы обратиться, нужно официально зарегистрировать организацию. Так в 1992 году возникло Ломографическое общество. Маттиас с Вольфгангом стали его президентами. А потом друзья студентов захотели принять участие в процессе. И друзья друзей тоже. Однако опыты с японскими фотокамерами не принесли желаемого эффекта. Нужна была русская - "ЛОМО-компакт". Маленькая и простая, как лом, в обращении камера давала не всегда ясные снимки - смазанные, с цветными бликами. Зато жизненные. Жизнь, размазанная по стене, - главная фишка ломографии. Следующие два года президенты потратили на то, чтобы объездить все страны, где можно купить камеры "ЛОМО", - от Болгарии до России. Они скупали их по дешевке оптом и в розницу, а потом продавали своим последователям. По сто долларов за штуку. Тем временем сообщество ломографов ширилось. Они устраивали выставки в Париже, Нью-Йорке, Берлине, Токио. Новым ломолюдям требовались новые ломокамеры. Но их больше не было. Закончились. И тогда два президента написали письмо на завод. Вы слышите - грохочут молотки Объединение "ЛОМО" - очень серьезное предприятие. Оно выпускает головки самонаведения ракет, перископы для подводных лодок, лазерные прицелы для танков, системы управления огнем для кораблей, телескопы для спутников-шпионов. И еще массу полезных вещей. Фотоаппараты для ОАО "ЛОМО" - вещь несерьезная, "нагрузка", которую обязано было выпускать всякое оборонное предприятие. Производство "нагрузки" курировал замминистра оборонпрома Петр Корницкий. Лично. В 1980 году он привез на завод японскую камеру Cosina CX-2, которая досталась ему на международной выставке кинофотоаппаратуры в Кельне. Привез и сказал: "Мы должны сделать точно такую". Фотоаппарат развинтили, изучили, все 450 деталей скопировали, но собрать точно такой не получилось. Замминистра требовал, чтобы камера была как японская - и снаружи и внутри. Снаружи - пожалуйста, но электронный затвор повторить не удалось. Технологии не хватило. Тогда аппарат упростили, получили авторские свидетельства, назвали "ЛОМО-компактом" и в 1984 году запустили в производство. И вот идет замминистра вдоль конвейера, где собирают новый советский массовый фотоаппарат. И видит замминистра в руках у сборщиц молотки. Сборщицы постукивают ими по аппаратам, плющат клепочки, сбивают заусеницы, доводят изделие до ума. Замминистра схватил молоток, потряс им и громко закричал - по поводу технологии что-то. Сборщицы "ЛОМО", постукивая молотками, выдавали 1 миллион 700 тысяч фотоаппаратов в год. Первые шесть тысяч "компактов" вручили делегатам XXVII съезда КПСС. Никто не знал, что это последний съезд. Когда умер "Союзкультторг", а в магазинах появились импортные "мыльницы", возникла проблема - как освободить склады от ненужной продукции. От фотокамер избавлялись как могли. То питерским школьникам на 1 сентября подарят 70 тысяч аппаратов, то бизнесменам раздадут под честное бизнесменское слово. Австрийская шутка Когда пришел факс из Вены, на заводском складе еще оставались детали для производства шести тысяч "компактов". В письме говорилось о том, что австрийские ломолюбители нуждаются в новых ломокамерах и поэтому готовы вступить в переговоры с руководством завода, ибо в магазинах Восточной Европы все "компакты" кончились. Дело было 1 апреля 1994 года, поэтому руководство завода, прочитав письмо, грустно улыбнулось и отправило его в корзину для мусора. В декабре того же года у проходной оборонного предприятия на улице Чугунной были замечены два молодых иностранца с длинными волосами, в потертых кожаных пальто. Заместитель генерального директора Лазарь Залманов вступил с иностранцами в переговоры прямо у заводских дверей, под тремя орденами Ленина. Маттиас с Вольфгангом предложили продать им все оставшиеся камеры. По дешевке. Тогдашний генеральный директор ЛОМО Илья Клебанов уперся: "Они давали безумно мало, ниже себестоимости, и мы не согласились". Маттиас с Вольфгангом пошли иным путем. Дипломатическим. Чуть погодя в Питер с официальным визитом прибыли депутаты австрийского парламента. Во время встречи с Владимиром Путиным, бывшим в то время главой комитета по внешнеэкономическим связям, они, как выражается Клебанов, "накапали" на него. Путин надавил на Клебанова, сказал, что и заводу, и городу сделка принесет выгоду. Клебанов ответил, что выгоды никакой, но контракт подписал. На шесть тысяч камер. По 14 долларов за штуку. Двадцать сборщиц цеха товаров народного потребления вновь застучали молотками. На заводе решили, что ломомода просуществует недолго и шести тысяч фотоаппаратов ломографам хватит на всю жизнь. Но через полтора года детали на складе закончились. В Вену ушел факс: все, ребята, спасибо за сотрудничество, до свидания. Но Маттиас с Вольфгангом не желали терять золотую жилу. Они примчались на завод. Им стали объяснять, что деталей больше нет, что электронные платы делали в Литве, которая стала заграницей, что металл нынче дорог и чтобы заново наладить производство деталей, нужно слишком много денег. Поэтому ничего не выйдет. А тут как раз на завод приехал клиент. Страшно выгодный. Клебанов давно обхаживал его. Речь шла о поставках за границу крупной партии микроскопов. После переговоров выгодный клиент попросил продать ему ломокамеру. И объяснил: дочь попросила. Потому как у них в школе считается особым шиком иметь "ЛОМО-компакт". После этого Клебанов заключил новый контракт со студентами. На 2,5 тысячи камер в месяц. По 24 доллара за штуку. Студенты стали эксклюзивными продавцами ломокамер во всем мире. Пятьдесят сборщиц цеха изделий народного потребления вновь застучали молотками. Ломосекта Что фотографу брак - то ломографу удача. Но вот фотографы стали работать под ломографов. Новый виток моды. Ломоодежда, нижнее ломобелье, архитектурный ломодизайн, "Формула-1" заказывает рекламу в ломостиле. Би-би-си снимает фильм про захлестнувшую мир ломомоду. Вот только русских подростков эта мода почти не коснулась. Согласно контракту, продажа культовых камер в России заводу запрещена. Западные газеты публикуют заметки про двух австрийских парней, спасших от банкротства российский оборонный завод. Красивая сказка. В худшие времена предприятие спасало изделие ГСН 9Э410. Головка самонаведения для ракет. Очень ходовой товар. Экспортируется в пятнадцать стран. От фотокамер же - никакой прибыли. "По нулям". Фотокамеры здесь выпускают исключительно для поддержания имиджа. Чтобы марка ЛОМО за границей звучала. А там, глядишь, вслед за камерами и другая продукция на экспорт потянется. Ломография - фотографическая секта. Как и всякая секта, она приносит создателям прибыль. Маттиас с Вольфгангом больше не студенты. Они постриглись, сменили потертые кожаные пальто на костюмы и галстуки. Теперь они - владельцы магазинов, рекламной фирмы, четырехэтажного дома в центре Вены. Владельцы ломостиля. Камеры "ЛОМО-компакт" продаются в Европе, Азии, Америке, Африке. По 150 долларов за штуку. В Японии - по 200 долларов. Австрийские парни заключили новый контракт с заводом. На 550 тысяч ломокамер. До 2013 года. Семьдесят сборщиц цеха товаров народного потребления продолжают стучать молотками. Маттиас Фигль, сопрезидент Международного ломографического общества: "Ломолюбовь - это надолго" - В чем смысл ломографии? - Ломография занимается новыми визуальными мирами. - Сколько на свете ломографов? - Отсюда, из Вены, при помощи Интернета мы поддерживаем связь примерно с 200 000 зарегистрированных ломографов из Европы, Ближнего Востока, Африки, Америки. Сколько еще незарегистрированных - я не знаю. - Как вам пришла мысль создать ломографическое сообщество? - Первую камеру я купил случайно в одном фотомагазине в Праге. Она была очень дешевая, и мне посоветовали ее купить как очень хорошую. Потом все обитатели студенческой квартиры, где я жил со своими друзьями, пришли в восторг от камеры. Особенно от эстетики фотографий, сделанных ею: цвета были интенсивными, снимки излучали некое тепло. Все мои друзья захотели получить такую же камеру. А потом и друзья друзей. Спустя несколько месяцев почти все студенты школы искусств имел такую же камеру. А потом мы с друзьями решили организовать выставку ломофотографий. Мы пригласили всех обладателей ломокамер принять в ней участие. Чтобы получить для выставки помещение, мы организовали культурный союз - общество любителей ломографии. Первая выставка имела большой успех. Было много посетителей, и каждый хотел заполучить ломокамеру и вступить в наше объединение. Мы организовывали выставки еще и еще и благодаря этому становились все известней. После первой выставки в Москве мы впервые встретились с руководством завода "ЛОМО". С тех пор мы друзья и деловые партнеры. - Не повредило ли вашему бизнесу появление фотокамер, вмонтированных в мобильные телефоны? - Ломокамеры не конкурируют с другими фотоаппаратами. Большинство ломографов, которых я знаю, имеют и цифровые аппараты, и мобильники с камерами. Тем не менее они не отказывают себе в удовольствии снимать ломокамерой. Десять лет назад компакт-диски вытеснили виниловые пластинки. Тем не менее пластинки до сих пор в ходу - среди музыкантов и диджеев. Ломографы влюблены в ломокамеру - и, думаю, это надолго. Справка "Известий" 90 лет назад, 4 февраля 1914 года, Российское акционерное общество оптических и механических производств объявило о начале своей деятельности. В начале XIX века монопольным производителем оптических артиллерийских прицелов была Германия. И когда стало ясно, что война с Германией неизбежна, встал вопрос о строительстве оптического завода в России. После национализации в 1918 году завод вместо орудийных прицелов стал выпускать гири, дезинфекционные насосы, утюги, лопаты, коловороты, щипцы для завивки волос. В тридцатые годы завод вновь стал выполнять оборонные заказы. Во время Великой Отечественной он был обозначен на гитлеровских картах как один из важнейших объектов СССР. На завод было сброшено без малого 2000 бомб. В мирное время завод стал выпускать мирную продукцию: кинокамеры, проекционные аппараты, аудиосистемы, телескопы. Крупнейший в России телескоп на горе Архыз создан на ЛОМО. Перестройку и приватизацию завод пережил благодаря спросу на его продукцию. Системы самонаведения для передвижных зенитных ракетных комплексов "Стрела", микроскопы, телескопы закупают многие страны мира. В нынешнем году завод "ЛОМО" запускает в производство новый аэродромный аэронавигационный комплекс. Академия наук ведет переговоры о строительстве оптического телескопа с диаметром зеркала 8 метров. Это будет самый большой телескоп России.
Известия ,
4.02.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |