Лениградская Правда
24 NOVEMBER 2024, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Иваныча обвиняют в убийстве и покушении
19.11.2003 00:01
В канун 15-летия создания подразделения по борьбе с организованной преступностью в Петербурге был задержан известный бизнесмен Александр Ткаченко - известный не только своей предпринимательской деятельностью, но и тем, что его имя на протяжении многих лет связывают с лидерством в так называемой «пермской» организованной преступной группе в Петербурге. Правда, задержание Александра Ткаченко, в определенных кругах именуемого Ткачом или Иванычем, к 15-летней годовщине создания УБОП провели не борцы с оргпреступностью, а их коллеги по цеху - сотрудники Управления уголовного розыска ГУВД.

47-летний Александр Ткаченко был задержан в одном из ресторанов Гранд-отеля «Европа» 11 ноября. Говорят, за несколько дней до этого печального события Ткаченко вернулся из Цюриха, где он реализует свои деловые интересы. По всей видимости, подобное «гостеприимство» Петербурга стало для Ткача несколько неожиданным. Насколько же неожиданным оказалось обвинение, которое через два дня было предъявлено Ткаченко городской прокуратурой, пока сказать сложно.

Как стало известно корреспондентам АЖУРа, Ткаченко вменяют организацию покушения на убийство своего бывшего охранника - сотрудника охранного предприятия «Балтик-Эскорт» Александра Пилуева в апреле прошлого года, а также организацию убийства еще одного человека, персональные данные которого следствие предпочитает пока не разглашать. О последнем, в свою очередь, известно то, что его правоохранительные органы подозревают в участии в деятельности так называемой «пермской» ОПГ И самое главное - по неподтвержденным пока данным, этот человек мог быть исполнителем покушения на Александра Пилуева, что, возможно, стало причиной его последующего устранения. Что касается мотива покушения на Пилуева, то в качестве такового правоохранительные органы называют особенности характера арестованного, а именно - его мнительность и подозрительность. Говорят, что Ткаченко грешил на Пилуева, будто тот «стучит» на него в соответствующее ведомство. Насколько эта версия соответствует действительности, покажет следствие.

После задержания Ткача по месту его жительства и в ночном клубе «Классик» на Васильевском острове были проведены обыски. В одном из помещений упомянутого клуба, владельцем которого, по неподтвержденной информации, является Ткаченко, был обнаружен автомат иностранного производства со снаряженным магазином. .Где и как могло использоваться это оружие, в настоящее время устанавливается. Сам же Ткаченко уже помещен в один из следственных изоляторов Петербурга - суд удовлетворил ходатайство прокуратуры об избрании ему в качестве меры пресечения содержание под стражей. Компетентные же люди полагают, что обвинение, предъявленное Ткаченко, в ближайшее время может пополниться новыми эпизодами.

Из первых рук

«Он решил, что будет безопаснее, если меня не станет...»

Один из двух эпизодов, инкриминируемых Александру Ткаченко, - покушение на убийство сотрудника частного охранного предприятия «Балтик-Эскорт» Александра Пилуева 7 апреля прошлого года. Пилуев более трех лет работал личным телохранителем Ткаченко, а потому тот факт, что в покушении на охранника обвиняют его бывшего клиента, кажется особенно интригующим. Впрочем, наш разговор с Александром Пилуевым начался издалека, с момента его знакомства с Александром Ткаченко:

- Это случилось в июне 1998 года. Я работал тогда охранником в арт-клубе «Манхэттен», что на Фонтанке. Как-то раз меня срочно вызывают в офис - по распоряжению руководства я направлялся на личную охрану некоего бизнесмена, который в тот момент как раз лечился после покушения. Это и был Александр Ткаченко, он лежал в Военно-медицинской академии, куда я, получив оружие, срочно поехал, чтобы приступить к своим обязанностям. С тех пор я проработал личным телохранителем Александра Ивановича три с половиной года. Я был у него единственным телохранителем и, кроме личной безопасности, выполнял всякие мелкие бытовые поручения - сбегать в магазин, в аптеку. Как-то я предложил ему нанять второго охранника - одному тяжело: я уходил на работу, когда жена еще спала, а возвращался, когда она уже спала, так могло продолжаться ежедневно без выходных по нескольку месяцев. Александр Иванович от второго охранника отказался. «Нет, Саша, - сказал он мне, - я к тебе привык, я тебя знаю, я тебе доверяю, а посторонних людей рядом с собой я не хочу»...

- То есть у вас были хорошие отношения?

- Более чем. Он всегда мне аккуратно и очень хорошо платил, когда было время еды, мы всегда сидели за одним столом, причем я мог за его счет заказывать себе все, что мне хотелось, и в любых количествах. Он дал мне «волгу», чтобы я имел машину в свободное от работы время, устроил нам с женой недорогой отдых в Египте и так далее, и так далее. При этом я никогда не присутствовал при деловых переговорах - Александр Иванович этого не хотел, да и мне было ни к чему. Когда начинался серьезный разговор, я шел в соседнюю комнату играть в бильярд, выходил из машины и полчаса мок под дождем, садился за другой столик в кафе. Мне казалось, что Ткаченко ценил во мне это качество - я демонстративно сторонился его дел.

- Тем не менее вы, насколько я знаю, от него ушли. Значит, произошел какой-то конфликт?

- Конфликта не было, просто меня перестали устраивать финансовые условия. Понимаете, телохранителю платят за день работы: когда я месяц охранял Александра Ткаченко, то он мне платил за 30 рабочих дней. Но периодически он уезжал из города или даже из страны на несколько дней -для меня это неоплачиваемые выходные. В 2001 году он стал довольно часто уезжать на несколько недель, даже бывало на полтора месяца. А мне чем заняться? Устроиться на другую работу на это время я не могу, так как обслуживаю клиента, но клиент, например, за границей, значит, я -без денег. Я как-то подошел к Александру Ивановичу, объяснил ситуацию, он пообещал решить этот вопрос, но ничего не изменилось. Я тогда доложил своему руководству, и мне разрешили прекратить работу на Ткаченко. Я собрал свои вещи, отдал Александру Ивановичу машину, кое-что еще и ушел. При прощании он сказал мне, что ему жаль, что я ухожу, что если я надумаю вернуться, то он всегда меня примет. Это случилось в ноябре 2001 года, а с января 2002-го я стал работать старшим охраны клуба «Парадокс» - в качестве сотрудника «Балтик-Эскорта», естественно.

- Выходит, на момент покушения с Александром Ткаченко вас уже ничего не связывало.

- В общем, да. Но в марте ко мне в «Парадоксе» подошел человек и передал привет от «пермских» - в неформальных кругах Александра Ивановича называли лидером «пермских». Я ничего не понял, а человек сказал мне: «Позвони в офис, тебе там все объяснят». Я позвонил Ткаченко, спросил, не искал ли он меня, он сказал, что нет: «Саша, если ты мне понадобишься, я тебе сразу позвоню». Теперь я понимаю, что подходил стрелок, просто чтобы получше разглядеть меня. А 7 апреля я около 4 часов утра возвращался домой со смены в «Парадоксе». Когда я поднялся к себе на второй этаж и вставил ключ в замочную скважину, то почувствовал, что в парадной есть кто-то еще. Я повернулся и увидел пролетом выше у мусоропровода человека с пистолетом. Он сказал: «Тебя же просили позвонить», и выстрелил. Я закрылся рукой, пуля пробила руку, вошла под ухо и застряла в подъязычной кости. Я упал, он стал спускаться, я понял, что он сейчас дострелит меня. Но у него заклинило патрон, он передернул затвор, я успел встать, перегородить ему дорогу, но он выстрелил еще раз мне в живот, перемахнул через перила и убежал. Вот, собственно, и вся история.

- А после этого вы с Ткаченко не виделись?

- Почему же, виделись, Александр Иванович приехал ко мне в больницу, привез в палату холодильник, кучу продуктов, расспросил меня о произошедшем, но было видно, что ему это не интересно, что он и так все знает. Александр Иванович сказал, что, если что-то надо будет в финансовом плане, я могу к нему обращаться. Но я не обращался, потому что ко мне приходили сотрудники милиции и говорили, что у них есть доказательства того, что организатор покушения на меня - Александр Иванович. Тогда я в это не верил, а теперь почти верю - мне привели достаточно серьезные доказательства. Но понять, зачем ему это было нужно, я все равно не могу. Я даже попросил оперативника передать Ткаченко мой вопрос: что я ему сделал плохого, зачем он это сделал?

- А сотрудники уголовного розыска как-то объясняют мотив его поступка? Какие они привели вам доказательства?

- Доказательства действительно серьезные, но говорить о них я сейчас не могу - пока идет следствие. Пусть уж они нормально во всем разберутся. А что касается мотива... есть версия, что в какой-то момент Александр Иванович решил, что я слишком много про него знаю, а так как я ему уже был не нужен, то он якобы решил, что будет безопаснее, если меня вообще не станет.

- А может быть, Ткаченко тут вообще ни при чем, ведь эта версия, как любая другая, может рассыпаться в суде.

- Все может быть. Я потому и не говорю вам подробности - хочу, чтобы сотрудники милиции спокойно во всем разобрались. Могу лишь повторить: на данный момент меня почти убедили в том, что он «заказал» меня. Если окажется, что он ни при чем - я буду очень рад. Тем более что Александр Иванович вполне в состоянии доказать свою невиновность - у него для этого хватит и денег, и адвокатов. Так что, посмотрим, чем все это закончится.

Из досье «ТС»

Начинали с контроля рынка автозапчастей

Пермская преступная группировка возникла в Санкт-Петербурге в конце 1980-х годов. Сотрудники УБОП называли эту группировку в числе довольно крупных, но отнести ее к городской криминальной «элите» можно едва ли - там царствовали «тамбовские», «казанские» и «малышевские». В состав «пермской» ОПГ по большей части входили выпускники Военного института физической культуры, выходцы из Перми и Пермской области, накачанные парни, занимавшиеся рэкетом и действовавшие по принципу: сила есть - ума не надо. Но так было в самом начале, потом на лидирующих позициях остались те, кто умеет работать не только руками, но и головой, иначе нынешние бизнесмены с «пермским» прошлым не удержали бы в нашем городе сколько-нибудь заметные финансовые позиции, В самом начале своей деятельности, как говорят, они контролировали Фрунзенский район (Купчино), где, в частности, делили с «воркутинцами» рынок автозапчастей, Нередко в оперативных милицейских разработках фигурировало название «тюменско-пермская ОПГ», однако представители «тюменских» такой альянс категорически отрицают. «Пермскую» группировку считали базой воров в законе, работавшей под «патронатом» таких известных авторитетов, как Макар и Якутенок (в миру Николай Зыков). Несмотря на огромный авторитет Якутенка в воровском мире, дела с питерскими «пермяками» у него не очень заладились. Он не получил от земляков ожидаемой поддержки, не сумел увеличить приток денег в воровской общак, за что был вызван на ковер в Москву, где выслушал претензии от собратьев по воровскому миру. (Якутенка застрелили в 1998 году, а Макар погиб в автокатастрофе во Франции).

Несмотря на то, что «пермские» в криминальной табели о рангах занимали не самое высокое место, им удалось найти свою нишу в бизнесе Петербурга. Начав с контроля рынка автозапчастей, они постепенно развили серьезную деловую активность, стремясь к легализации бизнеса - по слухам, сеть магазинов «Титаник» была частично создана на деньги людей из ближайшего окружения «пермских». Многие СМИ, со ссылкой на правоохранительные органы, считали лидером «пермской» ОПГ Александра Ткаченко (Ткач, Иваныч), а Николая Алексеева (Коля Длинный) и Васю Пермского (Пыричев) - его ближайшими помощниками. Впоследствии Коля Длинный стал легальным бизнесменом, одним из владельцев Колпинского рынка, они что-то не поделили с Ткаченко, и пути их разошлись.

Имя Александра Ткаченко начало фигурировать в оперативных учетах ГУВД в конце 1980-х годов. Кстати, во многих средствах массовой информации «пермского» Ткаченко путают с его однофамильцем, проходящим по милицейским сводкам как «криминальный авторитет из Петрозаводска» (несмотря на то, что карельский Ткаченко на 16 лет моложе своего питерского тезки, ему по жизни повезло меньше - в январе 2002 года машину «карельского» Ткача вместе с хозяином расстреляли из автомата).

Справка: Ткаченко Александр Иванович родился 2 июля 1956 года в деревне Марьяновка Марьяновского района Омской области. Прибыл в Ленинград в 1979 году из города Краснокамска Пермской области. По национальности - русский (по некоторым данным - украинец).
В 1987 году Василеостровским районным судом города Ленинграда был осужден на 5 лет лишения свободы за хранение огнестрельного оружия, наркотиков, кражи и подделку документов. При обыске на квартире его сожительницы были обнаружены два револьвера, патроны, взрывное устройство с гранатой.

В июле 1989 года Ткаченко был освобожден условно-досрочно из ВВ-201 Пермской области на оставшийся срок 1 год 7 месяцев и 25 дней. В 1998 году за несколько дней до убийства Якутенка в Петербурге было совершено покушение на Ткача - он был госпитализирован с тяжелым огнестрельным ранением.
По всей видимости, это покушение послужило Ткаченко хорошим жизненным уроком - в последнее время в поле зрения правоохранительных органов он уже не попадал. Да и к собственной безопасности стал относиться серьезнее, не доверял даже собственному телохранителю. Во время деловых переговоров всегда поворачивался к нему спиной, чтобы тот не видел его губ и не догадался, о чем шла речь.

- Я как-то спросил его: «Александр Иванович, вы мне не доверяете?» - рассказал нам бывший телохранитель Ткаченко Александр Пилуев. - «Нет, - ответил мне Иваныч, - дело не в этом. Я просто хочу, Саша, чтобы рядом со мной был чистый человек. Мне нужно, чтобы рядом со мной был чистый, ни в чем не замешанный человек»...

До последнего момента Ткаченко проживал в странах Западной Европы, чаще всего в Швейцарии. Успешно занимается бизнесом, являясь учредителем и соучредителем ряда коммерческих структур, таких как АОЗТ «Торговая компания «Невская линия», ИЧП «Салюс», ООО «Бриг», ООО «Альфа», ООО «Юридическая фирма «Невский, 44».

Люди, близко знающие Александра Ткаченко, отзываются о нем как о человеке рассудительном и осторожном: деньгами не сорит, хотя может себе это позволить, предпочитает спортивную одежду - джинсы, кроссовки, свитера. За модой не гоняется, но вещи носить умеет. Они очень хорошо сидят на его ладной спортивной фигуре. Стрижется много лет у одного мастера, но не в элитном салоне, а в обычной парикмахерской - просто потому, что привык. Ткаченко предпочитает одеваться за границей, где часто бывает, но может запросто прийти в заурядный российский магазин, увидеть там брюки, которые ему понравились, и сказать: «О, нормально! Они в Германии стоят 150 евро, а тут - 300 рублей, я возьму три пары!»

Выглядит неприметно, ничего кричащего или супермодного - эдакая элегантная простота. В общении с людьми доброжелателен, если видит, что человек действительно хочет работать, всегда ему поможет, при этом не забудет оговорить свой процент с будущих доходов.

В конце 1990-х годов Ткаченко был постоянным посетителем плавучего ресторана «Петергоф» возле Тучкова моста, где, по слухам, у него имелись финансовые интересы. В последние годы он часто проводил время в ночном клубе «Классик» на Васильевском острове. Бизнес Ткаченко весьма разносторонен - от ресторанов и ночных клубов до лесопильных комбинатов.

Он имеет довольно широкие деловые связи и контактирует с известными бизнесменами города, многих из них уже нет в живых. По слухам, одно время он плотно «работал» в связке с небезызвестным Русланом Коляком (убит в Ялте 8 августа этого года). Скорее всего, их знакомство организовал Якутенок, дочь которого, Татьяна, была женой Коляка.
Ваш тайный советник , 19.11.2003


Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru