Лениградская Правда
15 NOVEMBER 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Религия выше прав человека
5.04.2006 00:01
Фото ИТАР-ТАССНа открывшемся вчера в Москве X Всемирном русском народном соборе впервые в России прозвучала программная церковная критика концепции прав человека. Суть ее сводится к тому, что права человека в их современном европейском понимании ставят в подчиненное положение право личности на религиозную жизнь, а саму жизнь людей оставляют без всякой духовной и законодательной защиты от агрессивной рекламы греха.

Презентацию церковной критики универсальной концепции прав человека митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл озвучил в своем докладе, встреченном бурными овациями гостей Всемирного русского собора.

В получасовой речи докладчик рассказал, что сегодня "концепцией прав человека прикрываются ложь, оскорбление религиозных и национальных ценностей". Он подчеркнул, что в права и свободы интегрируются идеи, противоречащие не только христианству, но и традиционной морали.

Митрополит упомянул в этой связи надругательство над святынями, аборты, гомосексуализм, эвтаназию. По его убеждению, концепция прав человека защищает эти явления как неотъемлемое право личности на самостоятельный выбор в жизни. Такая нравственная автономия, убежден митрополит Кирилл, коренным образом противоречит нормам русской цивилизации.

Именно это позволяет Церкви вмешаться с критикой, коль скоро идея прав человека "выходит из чисто политической области в область вопросов жизни и судьбы" людей.

Критика эта, по словам митрополита, дается с позиций "русской цивилизации", которая во многом отличается от "западноевропейского стандарта общечеловеческого счастья".

"Русский стандарт"

Уделив больше внимания критике западных образцов, митрополит Кирилл привел и примеры отечественного понимания прав человека.

Так, религиозные, общественные и нравственные ценности в России, убежден митрополит, стоят выше прав отдельной личности, тем более когда эти права идентичны понятию греха.

Он раскритиковал СМИ за соблазнение людей хорошо продающимися образцами "успешного образа жизни" в виде привлекательного "потребления, насилия, разврата и азарта".

Именно эти элементы российской повседневности, по оценке митрополита Кирилла, ведут к тому, что солдаты, дети и старики бесправны перед лицом насилия в обществе.

Чуткий закон

Митрополит Кирилл предложил законодательству "быть чутким к нравственным нормам" общества. В частности, он предложил государству пересмотреть законодательные нормы, которые "противоречат мнению большинства". К таковым митрополит Кирилл отнес неограниченную рекламу, направленную на "разжигание страсти винопития и эксплуатации полового инстинкта", и предложил провести разработку законов, допускающих религиозные организации в образование, армию и здравоохранение. О цензуре в СМИ докладчик не обмолвился.

Назначение собственно правозащиты сегодня, считает митрополит Кирилл, в том чтобы противодействовать манипуляции сознанием и "вовлечению людей в преступность, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию".

Что делать

За исключением призыва к законодателям и пожелания к СМИ показывать примеры нравственности, митрополит Кирилл не предложил никаких конкретных мер, как, впрочем, и не обмолвился о том, почему двухтысячелетний опыт православия (как и всех других исповеданий) не привел пока к победе на сей ниве ни в Европе, ни в России.

Отметим, что за несколько дней до открытия Собора церковные деятели озвучили несколько расплывчатый план по созданию православных центров правозащиты в стране, которые будут помогать бороться за права человека в правильном направлении. Однако это предложение вчера развития не получило.

Конституция пока действует

"Соборяне" никакой критики концепции "русских прав человека" себе не позволили. В духе полного одобрения тезисов выступил на Соборе генпрокурор РФ Владимир Устинов, первый заместитель спикера Госдумы Любовь Слиска, министр культуры Александр Соколов.

Разве что уполномоченный по правам человека Владимир Лукин напомнил о том, что "существует государственная позиция по правам человека, отраженная в Конституции и ряде законов".

Главный правозащитник страны заметил, что если вопрос о пропаганде насилия еще как-то под законодательный запрет подпадает, то вот вопрос о пропаганде секса вряд ли может находиться в ведении правозащиты. Лукин охладил пыл "соборян", сообщив, что его возможности по донесению предложений собора "несколько ограничены".

Однако в кулуарах Собора "Газету" заверили, что вряд ли постулаты "русских прав человека" получат законодательное исполнение, за исключением фактического ограничения для игровых заведений, которые без всякого Собора уже введены в Чечне, Ингушетии и Дагестане.

Правозащитник Александр Огородников, отсидевший 9 лет в советских лагерях за веру, засвидетельствовал "Газете", что на Западе идея прав человека кардинальным образом изменилась за последние 30 лет.

"От защиты прав людей по всему миру многие организации перешли к агрессивным нападкам на тех политиков, кто не поддерживает идею проведения гей-парадов. Священники, осмеливающиеся назвать грех своим именем, - под судом", - говорит Огородников, считающий, что важен не "русский" ответ правам человека, а выработка глобального ответа всех Церквей на этот вызов времени.

Но, по его мнению, новая концепция заработает только тогда, когда верующие всех конфессий включатся в организацию центров правозащиты по всей стране.

Бывают ли права человека лишними?

Людмила Алексеева/ председатель Международной Хельсинкской группы:

"Митрополит Кирилл защищает область духовного, а мы защищаем всех, чьи права нарушены чиновниками или иными структурами. Мы защищаем права солдат, которые пребывают в рабстве у сослуживцев, мы защищаем права женщин, которые страдают от насилия и лишены элементарных прав. Мы защищаем нацменьшинства и представителей национального большинства, когда их преследуют. Среди тех, кого мы защищаем, есть и гомосексуалисты. Но если бы только они были объектом нашей защиты, то мы бы справились - их немного, а вообще людей, нуждающихся в защите прав, много, так что вряд ли стоит говорить, если иметь представление о нашей работе в реальности, о том, что бывают какие-то "не те права человека".

Андрей Бабушкин/ партия "Яблоко":

"Конечно. Право, направленное на актуализацию потенциальной возможности, может привести к нарушению интереса. Ну например, человек пользуется правом молчания - не давать показания против себя, а на самом деле, если бы он не молчал, он мог бы доказать свою невиновность. Та же самая эвтаназия. С одной стороны, человек имеет право на избавление от страданий и уход из жизни, но мы видим, что в реальной ситуации родственники просто оказывали бы давление на больного по ряду социальных причин. Права человека могут быть лишними".

Вадим Прохоров/ адвокат:

"Права не могут быть лишними. Они прописаны в Конституции. А вот засилье одной конфессии может привести к тому, что церковь будет обладать лишними правами. К тому же помимо РПЦ у нас много структур, которые желали бы ограничить права гражданина. Но что вообще может быть выше прав человека? Ничего".

Сергей Григорьянц/ почетный президент фонда «Гласность»:

"Я думаю, что, напротив, во всех законодательствах мира существует неполный список прав человека. Кроме того, каждый из нас видит, как в последнее время ущемляются уже существующие права, среди которых - тайна переписки, неприкосновенность личной жизни. И в этой ситуации меня просто поражает концепция Русской православной церкви".

Лев Пономарев/ руководитель общероссийского движения "За права человека":

Нет лишних прав человека. Все они сформулированы и записаны в декларациях различных международных организаций. И каждое слова там выверено и обосновано. Что касается высказывания митрополита Кирилла, то я ему не удивился. В последнее время православная церковь выступает в качестве союзника власти, а она, как известно, ратует за сворачивание правозащитной деятельности в нашей стране".

Надежда Кеворкова , Газета , 5.04.2006


Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru