Похоже, в сентябре правительство так и не решит, где строить трубопровод для экспорта нефти в Юго-Восточную Азию. Замминистра природных ресурсов Кирилл Янков объявил, что существующие проекты нефтепровода не устраивают экологов.
Правительство выбирает из двух проектов строительства нефтепровода на восточном направлении. Из них более ранний и проработанный, Ангарск - Дацин (Китай) , инициировал "ЮКОС", и позднее к нему присоединилась "Транснефть". Его маршрут от Ангарска огибает Байкал с юга, пролегает вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и через Забайкальск следует на Дацин. Протяженность нефтепровода - 1452 км по российской территории и 795 км - по китайской. Стоимость проекта - $1,8 - 2 млрд. Заключено межгосударственное российско-китайское соглашение о разработке ТЭО этого проекта. Ранее предполагалось, что строительство начнется в конце этого года и завершится в 2005 г. До 2010 г. по нему планировалось прокачивать 20 млн т нефти в год, а затем - 30 млн т.
Позже "Транснефть" предложила свой маршрут - из Ангарска в тихоокеанский порт Находка, протянув трубу к северу от Байкала и вдоль трассы БАМ. Стоимость этого проекта более $5 млрд. Он предполагал экспорт 50 млн т нефти в год морским путем, в том числе и в Японию, которая весьма активно лоббировала этот проект.
Некоторое время эти проекты конкурировали, но весной этого года правительство приняло соломоново решение: строить нефтепровод Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин. Выбор конкретного маршрута отложили сначала до мая, а потом и до сентября. Хотя официального решения пока нет, среди чиновников уже давно укрепилось мнение, что для заполнения трубы на Находку нефтяных ресурсов пока мало и сначала надо вести ее в Китай. Согласилась с этим и "Транснефть". Однако и здесь возникла дилемма - будет ли это южный маршрут, предложенный "ЮКОСом", или северный - по версии "Транснефти". Если его развернуть на Дацин в районе Тынды, то его протяженность по территории России составит чуть более 2000 км, по Китаю - около 1000 км. Проект обойдется в $3,5 млрд.
Вчера, выступая на совещании в Иркутске, замминистра природных ресурсов Кирилл Янков, как сообщает "Интерфакс", заявил, что готовящееся заключение государственной экологической экспертизы "не признает как приемлемые оба варианта строительства нефтепровода". Южный вариант, по его словам, противоречит природоохранному законодательству, поскольку трубопровод проходит через Тункинский национальный природный парк. Северный же маршрут проходит в 20 км от озера Байкал, и в случае аварии на нефтепроводе быстро устранить ее последствия не удастся. Впрочем, чиновник отметил, что будут рассматриваться и другие возможности строительства нефтепровода.
Источник в МПР сказал "Ведомостям", что отрицательное заключение экологов на северный маршрут было составлено еще в конце июля. Содержание заключения по южному варианту он комментировать отказался, поскольку оно еще не подписано всеми членами экспертной комиссии.
В "ЮКОСе" неприятную для него новость комментировать отказались до получения официального документа из МПР, а с представителем "Транснефти" "Ведомостям" связаться вчера не удалось.
"Мировой опыт показывает, что с технической точки зрения экология не может служить препятствием для строительства - вопрос лишь в цене [строительства защитных сооружений]", - говорит аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров. Он отмечает, что северный маршрут проходит в сейсмоопасных зонах, поэтому для него потребуется больше расходов на меры безопасности, чем для южного. Эксперт не исключает и политической подоплеки отрицательного решения экологов. "Правительство никак не может определиться, кто будет строить, на чьи деньги и чья это будет собственность, поэтому использует МПР как щит, чтобы скрыть свою нерешительность и сохранить лицо перед китайцами", - говорит он.
Ведомости ,
3.09.2003