Новая PR-технология, явленная публике на этой неделе, оказалась на удивление эффективной. Сообщение о том, что один из богатейших людей страны закован в наручники, уронило капитализацию "ЮКОСа" на $1,7 млрд. Эта сумма изъята не только у основных акционеров компании, но и у десятков тысяч частных инвесторов. Если бумаги "ЮКОСа" потянут за собой остальной рынок, государство заслужит пламенную "благодарность", возможно, сотен тысяч граждан, вложивших свои сбережения в акции.
Приобретая ценные бумаги, многие догадывались, что пионеры (и комсомольцы) новой экономики руководствуются принципами, отличными от библейских. Что государство согласилось: частная собственность управляется лучше, чем ничья, - и раздало большую часть экономики тем, кто смог ее взять. В результате получились компании, акции которых приносят их владельцам доход.
Бизнес всегда и везде работал таким образом. И частные инвесторы решили, что так он будет работать и здесь. Но в нынешнем Кремле явно не любят, когда люди занимаются политикой без спроса. И это, похоже, единственное правило, в нерушимости которого можно не сомневаться.
Владимир Гусинский испытал на себе всю мощь государства, поддержав "не того" кандидата на президентских выборах. Борис Березовский поддержал "того", но недостаточно советовался со слугами народа. Михаил Ходорковский позволил себе публично признаться в том, что он финансирует "Яблоко" и СПС, - и процесс пошел. И задел на этот раз не только маленькую группу товарищей и их сотрудников, а еще и десятки тысяч граждан, поверивших в то, что рынок был серьезной затеей. Значит, и их уверенность в будущем - тоже приемлемая жертва, когда речь идет о политических пристрастиях.
Если создатели и работники "ЮКОСа" совершали преступления, они должны быть наказаны. Но о существовании всех четырех дел, не связанных между собой ничем, кроме ассоциации с владельцами компании, силовики сообщили одновременно. Все это пиаровское нагромождение, увенчанное сценой с наручниками на запястьях миллиардера, невозможно воспринять иначе как крестовый поход против "ЮКОСа".
Теперь по Москве ходят слухи, будто бы таким образом менее либеральные чиновники в администрации президента, делающие ставку на партию "Народный депутат" и национализаторские лозунги, пытаются выбить опору из-под более либеральных коллег, которые предпочитают "Единую Россию", "Яблоко" и СПС, ратующих за рынок. Но каковы бы ни были чиновничьи интриги, их воплощение зависит только от воли президента. Потому что касается оно в том числе инвестиционной привлекательности России и благополучия среднего класса, о которых президент вроде бы печется.
Теперь Ходорковский и другие совладельцы "ЮКОСа" поставлены в положение, из которого тяжело выбраться, не лишившись серьезной части своего состояния и репутации. Ведь явная победа владельцев "ЮКОСа" над прокуратурой и безусловное освобождение председателя совета директоров группы МЕНАТЕП Платона Лебедева продемонстрировали бы влиятельность, невыносимую с точки зрения власти.
Ведомости ,
6.07.2003