В понедельник состоялось годовое собрание акционеров крупнейшего в России оборонного холдинга "Концерн ПВО "Алмаз-Антей". Возможно, на него никто бы не обратил внимания, если бы чуть больше трех недель назад в Москве не был убит и.о. гендиректора концерна Игорь Климов. О ходе следствия по этому громкому убийству Генеральная прокуратура официально ничего не сообщает. Однако "Известиям" удалось выяснить, что в качестве основной версии следствие рассматривает конфликт Климова с руководством "Антея", связанный с поставками оружия в Грецию.
Один из руководителей концерна рассказал корреспонденту "Известий" весьма любопытные факты. Некоторые его выводы просто ошарашили.
- Моему бывшему коллеге довелось присутствовать на одном из первых оперативных совещаний с участием следователей Генпрокуратуры и оперативников из ФСБ, - начал наш источник. - Как вы думаете, с чего оно началось? С версий, обстоятельств убийства, с отчета о поисках киллеров по горячим следам... Как бы не так. С политинформации. Встал генерал и говорит: "Криминал обнаглел. Впервые убили нашего, питерского, человека. Раньше питерцы приходили в любую структуру и решали проблемы. Потому что все знали, что они не просто с улицы, а от президента (при этом, по словам источника, генерал многозначительно поднял вверх указательный палец). И вот теперь впервые питерского убили. Мы должны оправдать доверие Владимира Владимировича. Он очень озабочен и лично держит вопрос на контроле. Надо любой ценой найти преступников и наказать, чтобы другим неповадно было". Вот о чем говорят на оперативках. В самом концерне, и на "Алмазе", и на "Антее", было много обысков, допросов. Люди боятся слежки, прослушки. Давят даже на руководителей среднего звена. Например, следователи говорят, что у них есть показания о том, что кто-то критически высказывался в отношении Климова. Требуют с человека объяснений, какой-то компромат на коллег, обещают арестовать.
По мнению интервьюера, члены следственной бригады в качестве приоритетной версии выбрали конфликт Климова с руководством "Антея", связанный с поставками оружия в Грецию. Дело в том, что многие российские системы вооружений интегрированы в оборонительную систему этой страны. В частности, поставленный для Кипра ЗРК С-300 ПМУ-1 органически включен в систему ПВО Греции. Главной статьей российского экспорта вооружений в Грецию являются поставки концерном "Алмаз-Антей" ЗРК "Тор-М1". По состоянию на начало 2002 года суммарная стоимость экспортных поставок по комплексам "Тор-М1" в Грецию превысила $820 млн (31 комплекс).
Согласно имеющейся договоренности "Антей" должен был выполнить в течение четырех лет офсетный контракт такой же стоимости. Ожидалось, что в ближайшее время общий объем поставок продукции концерна в Грецию превысил бы $1,5 млрд. Однако, когда Климов возглавил концерн, то выяснилось, что часть средств - около $70 млн - использовали не по назначению. Эти деньги частично были размещены на беспроцентных депозитах в зарубежных офшорных и отечественных банках либо просто исчезли. По заявлению Игоря Климова Генпрокуратура возбудила против заместителя гендиректора по внешнеэкономической деятельности "Антея" Михаила Воробьева уголовное дело. К тому же "Антей" провалил испытание модернизированной ракеты ЗРС С-300В в Капустином Яре, и Климов склонялся к финансированию аналогичных комплексов, производящихся на "Алмазе".
Интересно, что Игорь Климов не был уверен в том, располагает ли достаточным временем для реализации своих планов.
- Мы недовольны тем, как сегодня развивается экспорт средств ПВО, - заявил Климов за несколько дней до гибели одному специализированному военному журналу. - По этому направлению имеется серьезный провал. Объем поставок за рубеж систем ПВО не превышает 4-8% от суммарного российского экспорта вооружений, в то время как у наших основных конкурентов из США и Европы этот показатель в 5-6 раз выше. Это не связано с тем, что российские ПВО в чем-то уступают своим западным аналогам. Прежде всего это результат недостаточно продуманной маркетинговой политики, в которую концерном "Алмаз-Антей" будут внесены коррективы. Сложившуюся ситуацию надо менять скорейшим образом. Однако боюсь, что времени на это слишком мало.
Что он имел в виду под нехваткой времени, Климов не расшифровал. Относилось ли это к тому, что у концерна, ожидавшего и пока не получившего лицензию от Рособоронэкспорта на право ведения самостоятельной внешнеэкономической деятельности, нет времени "на раскачку", или же свидетельствовало о том, что Климов чувствовал противодействие своим планам по реорганизации одной из крупнейших в России вертикально-интегрированных структур?
Говоря о новом выдвиженце на пост гендиректора, наш источник заявил следующее:
- Тут все зависит от двух человек - председателя совета директоров "Алмаз-Антея", заместителя главы администрации президента Виктора Иванова и собственно от Владимира Путина. Пока и.о. гендиректора является бывший заместитель Климова по безопасности Александр Зайцев. Однако у него шансы, на мой взгляд, не очень большие. Гораздо выше они у Яна Новикова, заместителя по коммерции и финансам. Он питерский, хорошо знаком с Виктором Ивановым. У него, правда, есть недостаток - он финансист и не специалист в области вооружений. Еще в качестве сильного кандидата может рассматриваться первый заместитель директора "Рособоронэкспорта" Cергей Чемезов. Если он будет назначен, то "Рособоронэкспорт" точно даст лицензию на право внешнеэкономической деятельности уже в ближайшее время. Сбудется мечта Иванова. В чем я уверен на сто процентов, так это в том, что "темной лошадки" вроде Игоря Климова, человека пусть и преданного, но малоизвестного, Иванов больше не выдвинет.
Между тем собрание акционеров концерна "Алмаз-Антей" закончилось поздно вечером и его результаты станут известны только сегодня. По сообщениям пресс-службы, вопрос о гендиректоре в повестке дня не стоит.
- Если его и поднимут акционеры, то только неофициально. Вообще, на собрании должны обсуждать текущие вопросы, - сообщили "Известиям" в пресс-службе концерна.
Известия ,
30.06.2003