Борьба "ЮКОСа" и "Роснефти" за предприятие "Енисейнефтегаз" (ЕНГ) все-таки обернулась скандалом. Накануне годового собрания ЕНГ "Роснефть" обвинила противника в том, что он увел у нее 19% акций компании. В "ЮКОСе" говорят, что все было сделано законно.
"ЮКОС" контролирует более 40% акций ЕНГ. Из них 38% - через свою "дочку", Восточно-Сибирскую нефтегазовую компанию. Еще 13,5% принадлежит фирмам, представляющим интересы "Союзнефтегаза", а 29,85% акций до недавнего времени контролировала Anglo-Siberian Oil Company (ASOC) , которую в апреле купила "Роснефть". Привилегированные акции ЕНГ голосуют наравне с обыкновенными (предприятие не выплачивает дивиденды).
Одним из основных активов ЕНГ была 22% -ная доля в ООО "Енисейнефть", обладающем лицензией на Ванкорское месторождение с запасами 125 млн т нефти и 76 млрд куб. м газа. Но за 2001 - 2002 гг. компания продала 21% -ную долю в "Енисейнефти" структурам "Союзнефтегаза". Как утверждают в "ЮКОСе", экс-директор ЕНГ Евгений Жуйков сделал это без ведома совета директоров. В конце 2002 г. "ЮКОС" добился отставки Жуйкова, заменив его на Михаила Тетюшева. После этого ЕНГ инициировал судебные разбирательства, чтобы вернуть ранее проданные активы.
Сегодня должно состояться годовое собрание акционеров ЕНГ, на котором "Роснефть" и "Союзнефтегаз" рассчитывали добиться возвращения Жуйкова на должность директора компании и лишить таким образом "ЮКОС" возможности оспаривать продажу активов ЕНГ. Но накануне собрания "Роснефть" ждал неприятный сюрприз. Выяснилось, что 19% акций ЕНГ были списаны со счета ASOC в пользу офшора, представляющего интересы "ЮКОСа", - Maastrade Limited.
Как рассказал "Ведомостям" руководитель пресс-службы "Роснефти" Александр Степаненко, списание произошло во исполнение судебного определения Прикубанского райсуда Краснодара. Суд принял во внимание тот факт, что еще в начале апреля ASOC заключила договор с Maastrade о продаже 19% ЕНГ, но до сих пор его не выполнила. Степаненко пояснил, что этот документ был подписан еще прежним руководством ASOC. "Мы считаем этот договор недействительным, ведь "Роснефть" в тот момент уже сделала оферту на выкуп акций компании. А по английскому законодательству в этом случае вводится мораторий на продажу любых активов", - говорит он. К тому же, отмечает Степаненко, цена сделки была сильно занижена. Поэтому ASOC официально уведомила Maastrade, что не будет продавать акции ЕНГ, и вернула деньги. "А то, что случилось, это возмутительно, - считает Степаненко. - ASOC - публичная английская компания, все судебные разбирательства с ней могут происходить только в стокгольмском арбитраже. Мы считаем, что акции ЕНГ у нас просто украли".
В "ЮКОСе" вчера не отрицали, что имеют прямое отношение к списанию акций ЕНГ со счета ASOC. Но представитель компании заявил "Ведомостям", что все операции происходили в рамках российского законодательства. "Если "Роснефть" полагает, что акции были списаны незаконно, она может отстаивать свои права в суде", - сказал он.
Ведомости ,
30.06.2003