Вчера Тверской суд Москвы удовлетворил иск балетной звезды Анастасии Волочковой к Большому театру, обязав руководство театра восстановить ее на работе, а также выплатить денежную компенсацию за время вынужденного прогула. Впрочем, это решение вовсе не означает, что вернувшись в штат Большого театра, Волочкова сможет вернуться и на его сцену.
Хотя слушания по делу назначались несколько раз, решение о восстановлении Волочковой было принято в ходе одного-единственного заседания, состоявшегося сразу как только сторона Большого театра предоставила все затребованные судом документы. Не хватало справки о заработной плате Волочковой и афиши, анонсирующей сентябрьский спектакль 'Лебединое озеро', в котором балерина была заявлена, но по причине неявки партнера заменена другой. Напомним, что с этой замены и начался открытый конфликт руководства Большого театра и Волочковой, не согласившейся подписать предложенный ей срочный договор до 31 декабря, и потребовавшей контракта на более длительный срок с гарантией занятости в репертуаре и гастролях.
В суде адвокат Большого театра сообщил, что замена в спектакле 5 сентября с участием Волочковой не противоречила обычным правилам Большого, а на афише ее имя фигурировало только по той причине, что она печаталась заранее. Адвокат же Волочковой использовал афишу с именем балерины как аргумент в пользу того, что на тот момент трудовые отношения между танцовщицей и театром прекращены не были.
Суд внял адвокату Волочковой и трудовому законодательству: поскольку за три дня по окончании срочного договора балерину не предупредили об увольнении, автоматически она считается работающей по бессрочному договору. А так как она не нарушала трудовую дисциплину - не пила и не прогуливала - суд обязал Большой театр восстановить Волочкову и выплатить ей компенсацию за время вынужденного прогула в размере 190 387 рублей 36 копеек.
Вчера, еще не зная о благоприятном для нее исходе дела, Анастасия Волочкова в очередной раз обвинила своих противников в 'беспределе'. Особенно возмутило ее прозвучавшее накануне заявление министра культуры Михаила Швыдкого, суть которого сводилась к тому, что зарплату Волочковой в Большом платить будут, но предоставить ей партии ведущей солистки вряд ли смогут. 'Заявление министра о том, что я буду 'стоять у воды', - сказала балерина, - дает право думать, что он является участником этой ситуации'. Нанесенный ей моральный ущерб Волочкова оценила в один рубль. 'Я не хочу денег от своего государства, я хочу принципиальной позиции. Я защищаю права артистов'. Волочкова сообщила, что на работу в Большой театр она обязательно выйдет, 'потому что работала там не для господина Иксанова (директор Большого театра. - ГАЗЕТА), а для зрителя. Вопрос 'готовы ли вы исполнять любую партию в Большом?' - балерина оставила без комментариев.
В отличие от министра культуры, предположившего, что Волочкова 'по восстановлении может рассчитывать только на партию 'четвертого лебедя', в самом театре будущее Волочковой комментировать отказались. Заведующий балетной труппой Геннадий Янин, узнавший о решении суда от корреспондента ГАЗЕТЫ, заявил, что ничего конкретного по этому поводу сказать не может. 'Если мне как заведующему балетной труппой скажут, чтобы я нашел Волочковой работу, - я буду искать, - отметил Янин. - Однако поскольку партнера у нее по-прежнему нет (одна из причин, по которой театр хотел заключить с Волочковой договор на полгода. - ГАЗЕТА), проблема остается'.
Суд принял решение, но вряд ли историю можно считать завершившейся.
Адвокат Большого Дмитрий Лобачев заявил, что администрация театра сама решит, какой договор заключить с балериной - срочный или бессрочный. Впрочем, эту уверенность разделить трудно. Дело в том, что и без Волочковой в театре немало артистов, восстановленных по суду, но в штате лишь числящихся. Так будет продолжаться до тех пор, пока в действующем трудовом законодательстве не появится перечень творческих профессий, который позволил бы заключать контракты с артистами на определенный срок.
Анастасия Волочкова в качестве 'ведущего мастера балета' (или ведущей солистки) может теперь до пенсии числиться в штате Большого театра, и даже не танцуя, получать зарплату, соответствующую ее статусу, - от двух с половиной до трех тысяч рублей, а также президентский грант. Последний начисляется индивидуально, но в случае со звездами равен приблизительно десяти тысячам рублей. Если Волочкова будет проявлять активность (а в том, что она будет ее проявлять, нет никаких сомнений), то сможет заработать и больше. Для справки: в зависимости от статуса за вариацию (один выход) ведущие солисты балета получают двести долларов, а за главную партию - тысячу долларов.
Впрочем, даже если Большой театр и все партнеры объявят балерине бойкот, она все равно сможет до пенсии не только получать денежное пособие, но и поддерживать себя в форме, ежедневно занимаясь классом, а также пользоваться статусом солистки Большого, выступая по городам и весям, странам и континентам. За последнее стоило побороться.
Газета ,
26.11.2003