Rambler's Top100
Лениградская Правда
16 ДЕКАБРЯ 2017, СУББОТА
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
В Комплексе защитных сооружений есть дыра
14.09.2011

Первый же подъем уровня воды в Неве этой осени показал, что в Комплексе защитных сооружений - нашей панацее от наводнений - есть дыра. Не настоящая, а бюрократическая. Как выяснила «Фонтанка», по введенному недавно регламенту сигнал на закрытие дамбы дает МЧС – в случае, если вода поднимается до отметки в 160 см выше ординара. При этом на полное закрытие всех защитных сооружений нужно чуть больше часа, а в истории неоднократно были примеры, когда за час вода поднималась на 1 м. Но уже при 250 см затапливает подвалы Васильевского острова, центра и прекращается вход в метро.

Подъем воды 14 сентября был абсолютно стандартным – максимального уровня Нева достигла в 17:00, когда она находилась на 141 см выше ординара. Однако это наводнение выявило проблему, которая, если не будут соответствующие меры, может привести к куда более серьезным последствиям.

Как выяснила «Фонтанка», до последнего времени решение о закрытие дамбы принимали специалисты Комплекса защитных сооружений Минрегиона (КЗС) на основе данных, полученных от Гидрометеоцентра Петербурга. Однако после того, как КЗС был полностью сдан и этой весной прошли последние испытания, данная система поменялась. Согласно действующему регламенту, сигнал о закрытии водопропускных и судопропускных сооружений дает ГУ МЧС по Петербургу – эту информацию «Фонтанке» подтвердили как в самом КЗС, так и в пресс-службе МЧС.

При этом сигнал о закрытии дается в том случае, если уровень воды достиг отметки в 160 см выше ординара – его метеорологи официально считают наводнением. Однако Комплекс защитных сооружений – это не двери в лифте, они за одно мгновение не закрываются по щелчку пальца. Как выяснила «Фонтанка», по действующим сейчас правилам сначала специалисты дамбы закрывают два судопропускных сооружения – С-1, предназначенное для пропуска судом смешанного «река-море» плавания, и С-2, через который идут паромы и контейнеровозы. Для перекрытия С-1 со дна поднимается специальный затвор. Что касается С-2, то здесь система намного сложнее: с обоих сторон морского канала выдвигаются так называемые «батопорты» – плавучие затворы, а затем, когда они сдвигаются, в них закачивается вода, и они уходят на дно.

В общей сложности закрытие обоих судопропускных сооружений, по данным «Фонтанки», занимает около 40 минут. Но это еще не все: после этого нужно закрыть еще шесть водопропускных сооружений, построенных для нормальной циркуляции между обеими частями Финского залива. Это занимает еще от 20 до 30 минут. Таким образом, чтобы полностью перекрыть доступ воды из залив во внутреннюю акваторию, нужно не меньше часа. При этом сразу закрыть и судопропускные, и водопропускные сооружения нельзя: течение воды следует перекрывать постепенно.

Кроме того, параллельно с приведением в действие всех механизмов дамбы, специалисты КЗС должны еще предупредить администрацию Большого порта Санкт-Петербург о прекращении судоходства по обоим каналам. Как рассказал «Фонтанке» начальник отдела прогнозов петербургского Гидрометеоцентра Александр Колесов, в среднем скорость поднятия воды в Неве во время наводнения составляет 30 см в час. И при такой скорости дамба полностью закроется примерно на уровне 180 см выше ординара, что не вызовет серьезных повреждений; отметим, что сегодня, по словам Александра Колесова, скорость подъема составляла 10 см/ч.

Однако история знает примеры, когда вода в Неве поднималась так, будто ее наполняют из какого-то небесного крана – например, бывало, что за один час ее уровень повышался на 1 метр. При таком раскладе, пока МЧС будет давать сигнал, а КЗС – исполнять его, Нева станет выше на 260 см, что, по словам Александра Колесова, уже считается уровнем, когда начинается первое затопление территории. Для примера: в 1967 году, когда вода поднялась до 244 см, у Горного института можно было помыть руки, стоя практически на одном уровне с проезжей частью. А в 2005 при уровне в 239 см выше ординара из-за угрозы затопления были закрыты шесть станций метро – «Ладожская», «Садовая», «Пионерская», «Спортивная», «Чкаловская», «Старая деревня».

Но это еще не все. Как известно, у петербургских наводнений – два основных источника: нагонная волна со стороны Финского залива и быстрое течение Невы. Как говорят специалисты, если дамба будет перекрыта слишком поздно, то она уже не спасет город от наводнения: из-за сильного течения Нева будет быстро заполняться, и тот же уровень в 180 см быстро превратится в 200 см, а открыть судопропускные и водопропускные сооружения будет нельзя из-за нагонной волны. Выход из этой ситуации – закрывать дамбу на более низкой отметке, и тогда невское течение не успеет поднять уровень воды до опасного – к тому времени, когда это произойдет, спадет нагонная волна, и дамбу опять откроют. Отметим, что и предыдущая система, действовавшая до введения нового регламента, также не была абсолютно гладкой. Так, 16 ноября 2010 года Гидрометеоцентр Петербурга слишком поздно сообщил в КЗС о наводнении – информация о подъеме поступила, когда вода была на отметке в 160-170 см. Так как система не была готова, то 40 минут ушло только на подготовку дамбы к закрытию. Остановить подъем воды удалось на отметке в 185 см – тогда скорость подъема не была высокой. Сегодня все было готово заранее – только это могло бы и не помочь.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru