Rambler's Top100
Лениградская Правда
18 ОКТЯБРЯ 2017, СРЕДА
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
В Питере еще 7 лет назад разработан прибор для борьбы со смертниками
31.03.2010

Еще семь лет назад петербургские ученые из ЦНИИ имени Крылова разработали установку, способную с большой точностью обнаруживать взрывчатку в аэропортах, в автомобилях и поездах. Разработкой живо заинтересовались в США, Израиле, Китае. Эти установки стоят от 150 до 180 тысяч долларов и сейчас проходят тестирование, но... за рубежом. У нас на них «денег нет».

По последним данным в результате двух утренних взрывов в Московском метро погибли 38 человек и тяжело пострадали более 60 пассажиров. Более того, на станции «Парк культуры» был обнаружен еще один «пояс шахида», который чудом не взорвался.

Что же касается первой реакции силовых структур, то она, увы, обычна. После взрывов в Москве все «понеслось» по накатанному уже сценарию. Глава ФСБ России, генеральный прокурор, министры по чрезвычайным ситуациям и глава Минздравсоцразвития поспешили отчитаться перед президентом РФ о том, какие меры принимаются для оказания помощи пострадавшим, со всего мира в Москву летят телеграммы соболезнования, кто-то, как водится, использует трагедию, как возможность лично пропиариться. Ну и, конечно же, объявлен очередной «Вулкан-3».

Из Москвы и из региональных администраций поступают грозные окрики - «усилить», «ужесточить», «углубить». Например, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко в жесткой форме потребовала усилить милицейскую охрану петербургских станций метро. Но даже через четыре часа после взрыва в Москве мне лично не довелось увидеть ни одного милиционера на центральных станциях города - ни на «Горьковской», ни на «Невском проспекте». Да и на других, как говорят, никаких «усиленных постов» замечено не было.

Возникает устойчивое ощущение, что мы стали привыкать к жертвам и раненным в «необъявленной войне», которую вот уже второй десяток лет ведет против России международный терроризм. А между тем в Санкт-Петербурге, в ЦНИИ имени Крылова еще 7 лет назад было разработано устройство, которое может если не ликвидировать полностью, то, по крайней мере, существенно снизить уровень террористической угрозы в стране. Но... на его внедрение, как оказалось, у власти нет ни денег, ни желания.

По словам разработчиков, эта уникальная система способна выявлять взрывчатку в считанные секунды вне зависимости от того, насколько плотно и герметично она упакована. Например, такая установка фиксирует 5 килограммов тротила за 1 секунду. Если взрывчатки меньше - в пределах 100 граммов - потребуется 30 секунд.

Однако ученые говорят, что, действительно, сейчас нигде в мире нет установки, способной выявить на человеке «пояс шахида» при проходе в метрополитен. Однако, эти смертоносные пояса в большинстве случаев собираются в городах, где планируется провести очередную диверсию. А значит - взрывчатка для них каким-то образом в эти города доставляется. Машинами, поездами, реже - самолетами. И уже с 2003 года в Санкт-Петербурге есть устройство, способное с уникальной точностью определить - присутствует в поезде, самолете или автомобиле взрывчатка.

Стоит такая установка порядка 150-180 тысяч долларов. И наши силовые структуры говорят, что у них нет таких денег. Для сравнения - сейчас в аэропортах США для обнаружения взрывчатки применяются томографы, каждый из которых стоит до полутора миллионов долларов. И, как утверждают петербургские ученые, эти устройства гораздо менее надежны чем те, что разработаны в России.

В Израиле в автобусах применяются так называемые «электронные носы» - приборы, реагирующие на запах взрывчатки. Когда в Санкт-Петербурге проводились испытания отечественной установки, разработчики легко «обманывали» израильские приборы, а вот свою же разработку им провести не удавалось. То же самое касается и применяемых в мире рентгеновских сканеров. Если взрывчатку замаскировать под компьютер или электронную схему, такой сканер опасности не выявит.

А вот разработанная в Петербурге установка выявляет. Потому что ее принцип действия основан на нейтронном анализе вещества, позволяющем определить, из каких химических элементов состоит исследуемый предмет. Например, во взрывчатке очень высоко содержание азота - «по азоту» и ориентируется прибор, выдавая сигнал тревоги. Такое устройство весит 2 тонны и имеет немалые габариты — до 2 метров. Возможно, его не поставишь рядом с турникетом метро. Но вот прогнать через него автомобиль или поезд - вполне возможно.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что и США, и Израиль, и Китай живо заинтересовались изобретением петербургских ученых. Установка уже прошла тестирование в Управлении безопасности перевозок США, сейчас две такие установки тестируются в Китае.

В России же в 2003 году накануне празднования 300-летия Петербурга была предпринята попытка установить такой прибор в «Пулково». Но оказалось, что для проверки пассажиров на этом приборе... нет нормативных актов. То есть, условно говоря, нигде не прописано, что пассажир обязан проходить контроль на такой установке.

А затем кончились деньги - авиакомпании не на что было купить новый генератор для установки. И ее тихо спустили в подвалы, где она и стоит памятником российскому разгильдяйству.

«Сейчас прогремели взрывы в метро, погибли 37 человек, - рассказал мне один из разработчиков прибора. - А представьте себе, что такой взрыв прогремел бы в скоростном наземном поезде, несущемся на скорости 250 км/час. Тогда бы погибли не десятки - сотни, если не тысячи. Мы можем перед каждым рейсом поезда проверять его на наличие взрывчатки. И сам поезд, и багаж пассажиров, который в нем находится. Но... нет нормативных актов, то есть официального разрешения на такую проверку. И кто должен разрабатывать такие акты - бизнес или государство? То есть, корень проблемы заключается в том, что государство сейчас поставило обеспечение безопасности граждан на коммерческую основу, что в кроне неправильно. Допустим, Аэрофлот или РЖД говорят, что им нужны такие установки. Государство отвечает - вы коммерческая структура, вот и платите сами - и за приборы, и за разработку нормативных актов, регламентирующих их использование».

К словам ученых стоит добавить следующее. Сегодня и государственные структуры, и силовые ведомства ведут себя так, как будто им совершенно наплевать на безопасность граждан. По словам разработчиков, государство считает, что внедрением систем безопасности должен заниматься бизнес, а силовым структурам вообще не до этого.

Исключение составляет, пожалуй, только ФСБ. Как говорят разработчики систем безопасности, эта структура стала участвовать в финансировании этих проектов. Видимо, по прямому указанию премьер-министра Владимира Путина. Но опять же, это стало происходить лишь в последние полтора года, после того как в стране прогремели несколько террористических актов и погибли десятки людей. А ведь их гибели вполне можно было бы избежать, если бы мы вовремя выстроили систему безопасности на основе наших же уникальных научных разработок.

Балтинфо, 31.03.2010

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru