Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Раздвоение бюджета
30.01.2006 00:01
Для Смольного главным итогом минувшего года стал рекордный объем бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год -- 150 млрд рублей. Это в два раза больше, чем в 2003 году, когда к власти пришла Валентина Матвиенко. Вместе с тем, именно в конце прошлого года город исчерпал возможности экстенсивного роста и уже в первый месяц года "двойного бюджета" всерьез столкнулся с проблемой изношенности инженерных сетей. О том, за чей счет росли бюджетные доходы и достаточно ли их для ликвидации "инфраструктурных" угроз. 

       В начале октября 2003 года, сразу после избрания на пост губернатора Петербурга, Валентина Матвиенко объявила о необходимости увеличить доходы городского бюджета более чем в два раза -- с 75 млрд рублей в 2003 году до 170 млрд рублей. Увеличить доходы новый губернатор города предлагала за счет "более грамотного управления городской собственностью, развития инфраструктуры туризма, поддержки малого, среднего бизнеса и усиления налогового администрирования". При этом чиновники комитета финансов уже тогда прямо признавали, что удвоение возможно лишь при активном использовании административного ресурса и связей госпожи Матвиенко с правительственными чиновниками и высокопоставленными сотрудниками администрации президента РФ.
На средства горожан
       Как следует из отчета комитета финансов, доходы бюджета города в 2003 году составили 75,6 млрд рублей. На 2006 год законом о бюджете доходная часть утверждена в сумме 145 млрд рублей. Таким образом, доходы бюджета, с учетом неизбежных уже поправок в сторону их увеличения весной этого года, по сравнению с 2003 годом возрастут в 2 раза. Прирост в абсолютном выражении составит свыше 70 млрд рублей. Самый серьезный вклад в удвоение бюджета города сделают жители Петербурга -- 22,6 млрд рублей город получит в виде подоходного налога с физических лиц (см. таблицу). И лишь 18,4 млрд рублей даст налог на прибыль организаций. Причем, даже если сбудутся самые оптимистичные расчеты Смольного на продолжение миграции в Северную столицу крупных налогоплательщиков, что может принести в бюджет дополнительно 10 млрд рублей, подоходный налог в общей структуре доходов города все равно сохранит первенство. Третьим источником роста бюджета, который должен дать почти 6 млрд рублей, -- станут акцизы, а точнее, результаты жесткой политики города в отношении тех компаний, которые, работая на местном рынке, платили акцизы в других регионах.
       Прочие планы по увеличению доходной части бюджета губернатор сумела реализовать лишь частично. При госпоже Матвиенко Смольный значительно сократил число льготников -- арендаторов городских помещений. В результате этих непопулярных мер уже в прошлом году доходы от аренды (опять-таки по сравнению с 2003 годом) выросли на 5 млрд рублей. А в следующем году чиновниками запланировано получить по этой статье еще больше -- рост должен составить почти 5,9 млрд рублей по сравнению с 2003 годом. В остальном грамотное управление собственностью Петербурга свелось к элементарной продаже этого самого имущества -- в первую очередь, гостиниц. Например, торги по реализации отелей "Москва" и "Октябрьская" принесли в казну в прошлом году дополнительный доход в 2,4 млрд рублей. Обещанное же развитие инфраструктуры туризма на деле пока ограничилось лишь появлением дорогостоящей концепции, примитивность тезисов которой вызвала недоумение туроператоров.
Малой кровью
       Непросто сложились отношения у губернатора и с малым бизнесом. Административное давление на мелкорозничную торговлю, которое Смольный мотивировал соображениями безопасности, привело к массовым акциям протеста. В адрес городских властей посыпались обвинения в лоббировании интересов крупных сетевых операторов, чего, впрочем, чиновники и не скрывали -- губернатор, например, прямо заявляла о поддержке сетевой торговли. Финансовые итоги череды скандалов, впрочем, оказались в пользу бюджета -- налоговые отчисления малого бизнеса на 2006 год запланированы на 900 млн рублей больше, чем в 2003 году.
Чиновники объясняют рост доходов в первую очередь увеличением числа субъектов малого бизнеса и объемов их деятельности. Сами же предприниматели объясняют рост совершенно иначе -- по их мнению, дело в увеличении налогового бремени и арендных ставок. "Очень показателен был пример прошлой осени, когда на совещании у главы комитета по экономическому развитию Владимира Бланка было заявлено, что доля малого бизнеса в валовом региональном продукте составила 10 процентов. Уже на следующий день чиновники комитета 'подкорректировали' ее до 25 процентов, а в выступлении госпожи губернатора мы и вовсе с удивлением услышали цифру в 27 процентов", -- добавляет Александр Мишин, член совета петербургского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" .
"Кроме деклараций правительства, мы не видим ничего. Нет целевой программы развития малого бизнеса с привязкой к налоговой базе, чтобы было видно, сколько город вкладывает и насколько возрастают его доходы, -- согласен депутат Законодательного собрания Андрей Ловягин, входящий в бюджетно-финансовый комитет ЗакСа. -- Для улучшения предпринимательского климата не делается ничего. Бизнес постепенно развивается за счет общего подъема экономики в России -- высокие цены на нефть, более-менее стабильно работающие банки, отсутствие финансовых кризисов. Российская экономика постепенно интегрируется с мировой, а значит, начинают работать мировые стандарты. Правительству Петербурга стоило бы особое внимание уделить развитию high-tech предприятий в городе, чтобы использовать наш козырь -- колоссальное количество технических вузов и НИИ. А расходы на образование и науку в городском бюджете год от года, наоборот, снижаются".
Политический ресурс
Направление, на котором Смольный безусловно поработал успешнее всего, -- это борьба за привлечение в Петербург новых налогоплательщиков из числа крупных федеральных игроков и увеличение налоговых поступлений от тех из них, кто уже работал в Северной столице. Например, губернатор смогла продавить через Законодательное собрание необходимые законы и увеличить налоговое бремя на игорный бизнес, что принесло в прошлом году по сравнению с 2003 годом 2,1 млрд рублей дополнительных доходов. Кроме того, используя свои лоббистские возможности, губернатор убедила сразу несколько крупных компаний, принадлежащих как частным лицам, так и государству, увеличить отчисления в городскую казну. Одни из них осуществили это за счет перевода на баланс своих дочерних структур в Петербурге значительных активов -- в 2005 году перечень крупнейших налогоплательщиков пополнили "дочки" ЛУКОЙЛа, "Роснефти" и "Транснефти". Другие -- зарегистрировали в Северной столице головные офисы. Первопроходцем в этом смысле стал Внешторгбанк -- второй после Сбербанка банк России с активами свыше 500 млрд рублей. Следом, в канун 2006 года, на учет в налоговых органах города встал "СИБУР Холдинг", принадлежащий "Газпрому". Прописались в Петербурге и "Транснефтепродукт", и авиакомпания "Трансаэро". А в ближайшее время их примеру намерены последовать "Газпромнефть" (бывшая "Сибнефть") и "Совкомфлот". Эти "маневры" принесли городу в прошлом году 5 млрд рублей дополнительных доходов. А 2006 году перерегистрация может принести еще 10 млрд рублей. Кроме того, именно благодаря административному ресурсу госпожи Матвиенко в прошлом году город отвоевал у Ленинградской области и Подмосковья право разместить у себя первый российский завод корпорации Toyota. Примечательны в этой связи и данные о том, сколько денег в развитие городской инфраструктуры должны вложить частные инвесторы -- включая предприятия "Газпрома". В "удвоенном" бюджете этого года фигурирует сумма в 6 млрд рублей таких инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. А это почти на 4,5 млрд рублей больше, чем в 2003 году.
"Если бы был другой человек на месте губернатора, роста такого не было бы, -- говорит господин Ловягин. -- У госпожи Матвиенко обширные связи, она может подключить для решения задач любые каналы. Например, задействовать МИД при переговорах с Toyota о строительстве завода. Кроме того, удачно подобрана команда, правительство ведет себя активно, вице-губернаторы работают".
Волна экономического роста
Рост городских доходов обусловлен и общим подъемом городской экономики. Как пояснил Ъ заместитель председателя комитета финансов Сергей Демин, основной вклад в доходы городского бюджета традиционно пришелся на долю таких отраслей экономики, как машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, транспортный комплекс, строительство. Бюджетообразующими налогоплательщиками в прошлом году стали по-прежнему Октябрьская железная дорога, пивоваренная компания "Балтика", "Адмиралтейские верфи", "Ленэнерго", "Водоканал", а также компания МТС.
"Растет приток доходов в бюджет и от ряда других предприятий. Расширяются объемы деятельности филиала 'Северстали'. Реализуются такие крупные производственные инвестиционные проекты, как строительство завода по производству телекоммуникационного оборудования 'Элкотек', завода по производству водки "Русский стандарт", производственно-складского комплекса 'Пепси Боттлинг Групп', расширение производственного комплекса 'Петербург Продактс Интернешнл' (торговая марка Gillette), -- отметил господин Демин. -- Перечисленные направления уже сейчас позволяют прогнозировать, что городские доходы в 2006 году будут расти быстрее, чем это запланировано бюджетом. И, вероятнее всего, в связи с этим в закон о бюджете Санкт-Петербурга на 2006 год будут внесены изменения".
На пороге разочарований
Впрочем, опрошенные Ъ эксперты не разделяют радужного настроения чиновников. По их словам, город практически исчерпал возможности для дальнейшего экстенсивного роста. Сопротивление практике переманивания крупных налогоплательщиков со стороны как федеральных властей, так и других регионов растет, успехи в экономике во многом связаны с благоприятной конъюнктурой цен на нефть и газ, которая пока позволяет сырьевым холдингам "делиться" с Петербургом сверхдоходами. А ведь город стоит перед необходимостью вкладывать огромные средства в реконструкцию изношенных коммуникаций. Насколько катастрофической является ситуация в этой области, показало уже серьезное похолодание в первый месяц года "удвоенного бюджета", когда из-за перегрузки электросетей сотни домов остались без электричества.
"Основной проблемой для будущего развития города, как и раньше, остается изношенность инженерных коммуникаций и отсутствие новых земель с подготовленной инфраструктурой, -- говорит аналитик международного рейтингового агентства Standard&Poors Борис Копейкин. -- Конечно, механизмы частно-государственного партнерства могут помочь в решении ряда инфраструктурных проблем, и их использование можно только приветствовать. Но мы считаем, что город может и должен существенно увеличить и объем прямых заимствований на развитие инфраструктуры". Как отмечает господин Копейкин, уровень задолженности Санкт-Петербурга сейчас низок и продолжает уменьшаться. Прямой долг на конец 2005 года снизился до 10% текущих доходов по сравнению с 57% в 1999 году.
Город намерен постепенно увеличивать капитальные расходы в ближайшие несколько лет -- так, в 2006 году в реальном исчислении они будут на 30% выше, чем в 2004-м. И больше всего вложений придется на транспортный сектор, жилищно-коммунальную инфраструктуру, системы водоснабжения и водоочистки. Однако даже это не позволит полностью вывести город из инфраструктурного кризиса, который является основным барьером на пути дальнейшего развития города. "Для перехода в инвестиционную рейтинговую категорию Петербургу необходимо делать более существенные вложения. Привлекать необходимые ресурсы, -- считает господин Копейкин, -- можно за счет благоприятной конъюнктуры на российском финансовом рынке и выпуска новых серий городских облигаций". Впрочем, рассчитывая на средства частных и государственных инвесторов, власти города пока не спешат влезать в долги для финансирования инфраструктурных проектов. "Выпуск облигационных займов для увеличения капитальных расходов -- наш джокер, который мы используем лишь в самом крайнем случае, для реализации конкретных проектов. Например, при строительстве Орловского тоннеля под Невой", -- заявил недавно вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский.
Тем временем впечатляющая динамика роста, продемонстрированная в 2004 году, в 2005 году замедлилась практически по всем показателям. Согласно данным Петербургкомстата за 11 месяцев 2005 года, индекс промышленного производства составил 104,6% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Итоговые показатели за весь год на момент сдачи номера еще не были подведены, однако аналогичные расчеты прошлого года показывают, что итоги за 11 и 12 месяцев различаются не более чем на 1-2%. Скорее всего, итоговая цифра окажется равна примерно 106%, что практически равняется росту в 5,8% по сравнению с объемом промышленного производства в 2003 году. При этом любопытно, что в июле, при подведении итогов полугодия 2005 года, темпы были значительно выше -- цифра экономического роста даже превосходила показатель 2004 года, демонстрируя рост в 14,8%. Однако по итогам девяти месяцев он уже сократился до 11,7%, а к началу декабря и вовсе скатился до 4,6%.
Точки роста
Рост производства в различных отраслях городской экономики был крайне неравномерен. Прирост на 1% показало производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, -- эта отрасль традиционно является одной из основных в экономике Петербурга. Зато на 35,7% выросло производство машин и оборудования, на 16,1% -- транспортных средств и в 2,1 раза -- химическое. Остальные отрасли продемонстрировали падение. Например, на 54,2% упало металлургическое производство, на 15,4% -- текстильное, на 23,2% -- обувная и кожевенная промышленность. Почти на 10% сократился объем работ в строительстве. Отметим, что Ленинградская область за аналогичный период -- с июня по ноябрь 2005 года -- показывала более ровную динамику, хотя также падающую. Индекс промышленного производства у соседнего с Петербургом региона упал с 109,7% до 106%.
Рост же городской экономики, таким образом, происходил во многом за счет развития сферы услуг. На 28,6% вырос в январе-ноябре 2005 года объем услуг в транспортной сфере, на 27,5% -- в области услуг связи, на 14,1% -- в розничной торговле. "Сегодня приоритет городского правительства явно очевиден -- перетаскивание в Петербург крупных налогоплательщиков. Это, конечно, важно, ведь кроме прямого эффекта в виде платежей в бюджет появление крупных компаний дает эффект косвенный, в виде возможностей развития сопутствующего, обслуживающего, бизнеса. Кроме того, важный эффект от такого переезда -- политический, -- говорит депутат ЗакСа Андрей Ловягин. -- Но доля крупных компаний в экономике города не должна превышать 10-20 процентов. Иначе исчезновение одного-двух крупных налогоплательщиков обернется ударом по бюджету. Рано или поздно 'дармовые' способы наполнения бюджета кончатся, тогда и начнется настоящая экономика, то есть борьба за увеличение налогооблагаемой базы".
По мнению опрошенных Ъ экспертов, именно 2006 год покажет, насколько грамотную экономическую политику проводит исполнительная власть Петербурга, и будет ли она лишь продолжать насыщение города налогами сырьевых компаний по "чукотскому" сценарию, который чреват единовременной потерей перетянутых финансовых потоков. Или же сделает ставку на развитие местных мощных производств, создание условий для благоприятного ведения малого и среднего бизнеса, строительства жилья и создание адекватной потребностям экономики инженерной инфраструктуры.
Иван Макаров, Михаил Шевчук, КоммерсантЪ , 30.01.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru