Rambler's Top100
Лениградская Правда
18 ОКТЯБРЯ 2017, СРЕДА
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Петербург подмывают подземные реки
28.02.2005
За Петербургом давно закрепилось название "Северная Венеция". И неспроста: город строился на воде, и сейчас в нем насчитывается около сотни рек, каналов и других искусственных и естественных водоемов. Не все, однако, знают о том, что под городом на Неве течет множество подземных рек. Корреспондентам "Комсомольской правды" удалось получить уникальный документ - карту подземных рек Петербурга, и составить список объектов, которым они угрожают в первую очередь.

Безымянные реки под землей

Активные исследования подземных водоемов в городе на Неве проводились в доперестроечные времена. Чуть позже геологам удалось создать карту подземных водных объектов. За основу они взяли данные, полученные при строительстве метрополитена. При прокладке линий метро проводились интереснейшие исследования. Через каждые 100-150 метров метростроевцы бурили землю на большую глубину для того, чтобы водные объекты можно было обойти. Кроме того, забуры проводились и между линиями метро. Исследования проводились и в городских окрестностях. Их результаты оказались довольно неожиданными.

Оказывается, под Петербургом протекают две огромные подземные реки, почти 50 крупных и множество мелких. Самая крупная и длинная речка идет под дном Финского залива. У Сестрорецка она поворачивает и далее движется под землей вдоль берега, пересекает Петербург и уходит дальше к Всеволожску.

Вторая река также идет из Финского залива мимо острова Котлин. Далее она практически повторяет русло, по которому двигалась Нева десятки тысяч лет назад. Пересекает весь Васильевский остров, идет под нынешней Невой, а потом изменяет свое течение на северо-восток.

От крупных рек отходят более мелкие ответвления, которые расходятся в разные стороны. Дать им имена никому не прошло в голову до сих пор. Кроме минералки с необычным вкусом, они способны принести людям множество сюрпризов.

Метро поднырнуло под воду

Особенно остро проблема подземных водоемов встала при строительстве метрополитена. В отличие от москвичей ленинградцам приходилось строить метро на болоте в прямом смысле слова. Особенно мешали им те две крупные и полноводные реки. Обойди одну - ту, что идет под Васильевским островом и далее под надземной Невой, удалось довольно удачно. Не все знают, что перегон между станциями "синей" ветки, "Невский проспект" и "Горьковская", имеет особую структуру. Он попросту "подныривает" под русло подземной реки. Заметить это, находясь в вагоне, невозможно, но тем не менее сперва электричка от "Невского проспекта" движется вниз, а потом поднимается вверх. Средняя глубина, на которой находятся линии метро, 50-60 метров. Тут она намного больше.

А вот перед строителями "красной" ветки метрополитена встала куда более серьезная задача. Решить ее до конца им так и не удалось. "Спасибо" за часовые поездки в центр города жители северо-восточных районов Петербурга могут сказать той самой подземной реке, которая идет в город от Сестрорецка и Лахты. Злополучный размыв устроила именно она.

Между станциями метро "Лесная" и "Площадь Мужества" воды доходят до глубины более 80 метров. Обойти их точно так же, как это было сделано между станциями "Невский проспект" и "Горьковская", просто невозможно. Вот и решили метростроевцы проложить тоннель прямо через реку. А зря. Уж лучше бы они вывели метро на землю, так как это сделано на проблемных участках в Москве. Проносясь по тоннелю в электричке, пассажиры даже не предполагали, что за бетонной стеной бушуют воды подземной реки. Аварии были неизбежны, тем более что как раз в этом месте еще и разлом коры, который видно из космоса, существует. О том, что началось потом, рассказывать еще раз не стоит. Вода разрушала бетон и в конце концов победила. Восстановить движение по ветке метро удалось только сейчас, но вовсе не факт, что оно продлится долго.

Потоки разрушают здания

Подземные реки, впрочем, угрожают не только метрополитену и другим коммуникациям, находящимся под землей. Пострадать от них могут и здания, находящиеся на поверхности. Русло реки, проходящей под Васильевским островом, прекрасно накладывается на карту города. Если пройти по получившемуся маршруту, можно без всякой специальной аппаратуры заметить трещины и другие разрушения на зданиях. Виновны в них вовсе не время и недостатки материала. Как раз там находится, к примеру, здание Академии художеств и Петербургского государственного университета. В нехорошую зону попало и новенькое здание Василеостровского федерального суда. Ни для кого не секрет, что сейчас медленно разрушается здание Биржи. Ростральные колонны уже на данный момент незначительно отклоняются от своей оси. Через столетие они и вовсе будут напоминать Пизанскую башню. Но в самой проблемной зоне строительство только началось. Через несколько лет там появится элитный комплекс "Морской фасад". Строить его собираются, несмотря на возражения геологов, так что не факт, что он простоит долго.

Мнение специалистов не учитывалось даже при строительстве жизненно важных объектов. Зоной бедствия сейчас являются очистные сооружения в Ольгино. Место для установки объекта, который дает питьевую воду всему городу, было выбрано совершенно неудачное.

Под Невой текут пять рек

Академик Мельников знает все о подземных опасностях.

Нынешняя система рек и каналов Петербурга сформировалась совсем недавно. Нева в нынешнем виде существует менее четырех тысяч лет. Когда-то она протекала по совершенно другому руслу.

- В далекие времена по территории нынешнего города двигался ледник, - рассказывает Евгений Константинович Мельников, заслуженный геолог России, кандидат геолого-минералогических наук, академик Международной академии энерго-информационных наук. - После схода ледника возникшие реки двигались по проторенному им руслу либо устремлялись в разломы земной коры, которых на территории Петербурга и Ленинградской области предостаточно. Нева постоянно меняла свое русло. Под тем, что она представляет собой теперь, находится как минимум пять рек, которые живут собственной жизнью и текут сами по себе.

Ближе всех к Неве находятся две небольшие реки (на глубине 25 м), образовавшиеся 10-15 тысяч лет назад. Их можно рассматривать как источник питьевой воды для горожан в будущем.

На глубине 28-36 метров протекает река, менее богатая минералами. Оттуда, кстати, берется полюстровская минеральная вода.

На глубине 55 метров течет река, образовавшаяся позже. Ее воды обогащены железом, так что на литр воды приходится 40-60 миллиграммов минералов.

Самая большая река находится на глубине более 80 метров под руслом Невы. Образовалась она 250-300 тысяч лет до нашей эры.

КОМУ БОЯТЬСЯ

Вода угрожает чекистам

Список известных всем зданий и памятников, которые страдают от подземных рек, можно составить без всякого труда. Не так давно "Комсомолка" писала о реконструкции мемориала "Героическим защитникам Ленинграда" на площади Победы. Под ним протекают две подземные реки.

Еще более проблемная зона располагается к югу от Литейного моста. Как раз там сейчас находится здание ФСБ, о котором в народе ходит множество нехороших историй. Внешние следы разрушений там пока незаметны, зато на соседних домах они видны невооруженным глазом. Дом 11 на Шпалерной улице разрушается довольно давно. Плиты там буквально ходуном ходят. Щели между ними доходят до 10 сантиметров, и офис чекистов через них видно просто замечательно.

Те же проблемы скоро возникнут и в районе станции метро "Автово". Неспроста на землю, выйдя из электрички, там можно подняться без всякого эскалатора. Разрушение давно грозит и автовскому цирку.

Есть и список объектов, которым подземные реки не грозят ничем. Никогда от них не пострадают Петропавловская крепость, Зимний дворец и Русский музей. Не грозит подмывание и Смольному. Так что сотрудники городской администрации могут работать спокойно.

До сих пор геолого-структурная карта Петербурга является документом, предназначенным "для служебного пользования". В прошлом году она выдержала очередное переиздание и есть во всех серьезных строительных и эксплуатационных организациях. Желая заработать и полагаясь на авось, считаются с ней, однако не всегда. Чем это может грозить в будущем - догадайтесь сами.

КП-СПб, 28.02.2005


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru