Rambler's Top100
Лениградская Правда
17 ОКТЯБРЯ 2017, ВТОРНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Госзаказ для "чайника"
23.08.2004

Вскоре после формирования нового правительства Санкт-Петербурга было объявлено о кардинальном реформировании системы городского заказа. В 2004 году через его процедуры, по некоторым данным, должны пройти более 61 млрд. рублей. Это львиная доля всех бюджетных средств. Насколько эффективно тратятся деньги налогоплательщиков? Этот вопрос не может не волновать петербуржцев. Попробуем разобраться в этом сложном механизме на уровне понимания обычного обывателя, поскольку в этом качестве пребывает большая часть наших читателей.

На поле приглашаются...

Итак, включаемся в игру, где на обширном финансовом поле выступают четыре команды. Самая многочисленная - это вышеуказанная совокупность городских обывателей. В том числе и мы, взявшие на себя труд определить, каковы правила этой игры. Наше совместное желание потратить свои отчисления в бюджет с наибольшей пользой для самих себя вполне очевидно. Поэтому необходима наиболее полная и достоверная информация о реалиях происходящего.

Следующая игровая команда - это предприниматели вместе со своими трудовыми коллективами и связанными с ними финансовыми узами родственниками. Их цель - повысить свое благосостояние, предлагая товары и услуги на более выгодных, чем у конкурентов, условиях.

Несмотря на то что власть принято в российской действительности упоминать первой, отведем ей полагающееся третье место. Хоть деньги тратит она, но по происхождению они все равно из нашего кошелька. Главная цель власти, если она играет по правилам, закупить необходимые товары и услуги наиболее эффективным способом.

Общая цель всех трех предыдущих команд - чтобы численный состав четвертой был близок к нулю. Поскольку это - вредители, причем замаскированные под игроков второй и третьей команд, но преследующие свои корыстные цели. Их задача - необоснованное обогащение за наш с вами счет.

Поскольку правила игры значительно сложней, чем в футболе или хоккее, без квалифицированных судей явно не обойтись. В качестве таковых в нашем случае выступают государственные конкурсные комиссии. Они делятся на три категории по принципу максимально возможного денежного приза для победителя. До планки 5 млн. рублей - 68 комиссий. Следующую ступень до 50 млн. - 8 межведомственных. Гран-при свыше этой суммы имеет право вручать победителю только конкурсная комиссия при администрации Санкт-Петербурга.

По полочкам

Попытаемся определить, насколько рядовой налогоплательщик может получить достоверную и всеобъемлющую информацию о том, что происходило и происходит в рамках реализации потребностей городского хозяйства. Для этого необходимо найти и набраться терпения изучить огромное количество информации: федеральные и региональные законы, постановления и распоряжения, регламенты и процедуры, реестры и отчеты, и прочее, прочее, прочее. Сразу скажем, что без определенных навыков получить эту информацию нереально. Также невозможно одному человеку осознать все хитросплетения, противоречия и достоверность информации, которую не найти в одном источнике. Поступим так, как сделает любой здравомыслящий гражданин, не обладающий одновременно дипломами юриста, экономиста и управленца, к тому же имеющий, при всей своей любознательности, ограниченный своей повседневной деятельностью временной ресурс. У нас остается возможность проверить, что об этом говорят сами ответственные должностные лица.

За основу берем документ "Реформирование системы государственного заказа Санкт-Петербурга", подписанный председателем Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимиром Бланком. Исходя из того, какие проблемы были у предыдущего правительства города, нас не может не вдохновить зоркость его нового состава. В документе отмечены и непрозрачность процедур, предпосылки к возникновению коррупции, формальный характер проведения конкурсов, отсутствие необходимого регламента и прописанных процедур, контроля осуществления, отсутствие механизма привлечения к ответственности, закрытость для малого и среднего бизнеса и противоречивость действующего законодательства. Приведен длинный перечень того, что надо сделать.

Но, взяв в руки один документ и не поленившись проверить другой - "Об итогах и недостатках работы системы государственного заказа Санкт-Петербурга за 5 месяцев 2004г", наша эйфория тает, как майский снег. Изучение большого количества красочно исполненных графиков вводит в уныние. Почти 80% всех обширных приобретений произведены у единственного источника. То есть, переводя на общедоступный язык, практически без конкурса. 4,9% - запросом котировок. Что фактически означает то же самое. И только за 16,3% нам не нужно беспокоиться, поскольку деньги потрачены через открытые конкурсы. Попытки разобраться с тем, как считались достигнутые (судя по данным) экономия и эффективность потраченных наших с вами кровных денег, закончилась полной неудачей. Поскольку методика, на которую опирался коллектив авторов, осталась за пределами этого документа. Но мы-то с вами опытные в житейском плане люди. Ни для кого не секрет, что можно подобрать параметры сравнения, по которым "Мерседес" по всем статьям проиграет отечественному автопрому.

Пришлось вернуться к первому документу. Уверенность в соколиной зоркости новых менеджеров правительства улетучилась окончательно. В яковлевской администрации на открытом конкурсе тратилось 24,99% городских средств. Зародившиеся сомнения заставили перепроверить и другие данные. Результат ошеломил. По всем способам размещения заказа наблюдалась систематическая ошибка. Для ее нахождения не требовалось применения высшей математики применительно к экономическим процессам. Для этого из всех правил арифметики необходимо помнить только школьные основы сложения и вычитания. Во всех разделах получается завышение потраченных ресурсов. Суммарно это составило 6 миллиардов 631 миллион 294 тысячи рублей. Эта сумма не проходила (по своим составляющим) ни по одному из указанных способов размещения заказа. Не будем теряться в догадках. В то же время эта цифра несколько превышает заявленные Владимиром Бланком 10% экономии бюджетных средств. Судя по нашему предыдущему недоумению, может, это и есть резерв экономии в загашнике? Ни на что не намекая, отметим, что 10% - это средняя сумма откатов муссирующихся в деловых кругах близких к реалиям городских закупок.

Критерии в тумане

Теперь посмотрим на уже обозначившийся клубок проблем глазами предпринимателей. Бизнесмен, решивший, сможет ли он выгодно продать свой товар или услугу горожанам, напоминает племенного коня арабской породы. Но не потому, что он энергичен и работоспособен. Этот образ выплывает из количества бумаг, которыми он должен обложиться, подтверждая свою породу на протяжении исторически немалого срока (до трех лет), а также отсутствие конфликтов с другими представителями рынка (в том числе и государственными органами), судебных разбирательств и так далее. При этом не стоит забывать и о хронологическом приоритете. В конечном итоге понять, сможет ли предприниматель продать свой товар, требует от него немалых затрат времени и финансовых средств. Потраченное время и оплаченные услуги по приобретению, кстати, вполне официально, необходимой информации не гарантируют участия в конкурсе. Собранные документы уже на предварительном этапе могут отвергнуть: не те, не по форме, не все и т.д. Оспаривать дисквалификацию накладно и долго. Примерно как опротестовать требование, что кроме арабской породы конь должен быть белой масти, с черным ухом и гнедым хвостом. Для сомневающихся - одним из таких требований для участия в конкурсе может быть наличие автомобиля. При умственных способностях наших чиновников можно расширить претензии по марке, цвету, пассажиро- или грузовместимости и т.д.

Но и это еще не все. Конкурсная комиссия может снять вас с дистанции путем квалификационного отбора по не очень понятным критериям. Например: "Ну не нравишься ты мне!" Допущенные к соревнованию после преодоления всех барьеров и трясин, расставленных умелыми головами, уже больше напоминают загнанную клячу. Теперь все надежды на беспристрастных судей.

Как выясняется из анализа, "надежды юношей питают". Даже при наличии желания на безвозмездное и честное служение Родине, извините, гражданам, у членов комиссий нет возможности провести беспристрастную оценку. Во-первых, это дополнительная нагрузка к их основным должностным обязанностям. Не стоит забывать и о наличии начальников, которые также могут входить в состав комиссии. Перечить их мнению, понятное дело, - себе дороже. Но даже если твоего непосредственного шефа в составе нет, есть другие, которые сумеют довести критерии, по которым должен идти отбор, до мнения рядового судьи самым эффективным способом. Кстати, порядок формирования конкурсной комиссии для нас остался загадкой.

Во-вторых, у членов комиссии нет возможности предварительно изучить представленные конкурсантами документы, не сходя с рабочего места. Кстати, как и у нас с вами. Такой открытой информационной системы пока не существует. Поэтому на самой комиссии изучение ограничено несколькими минутами на каждого. Количество этих минут не трудно подсчитать в зависимости от количества конкурсантов и продолжительности заседания

Вывод о качестве судейства делайте сами. Отметим только, что проникнуть в тайны принятия окончательного решения невозможно. Публикуется только счастливец-победитель без соответствующих дополнительных данных о других участниках конкурса и критериях победы.

Подведем итог нашего анализа. Правила игры запутаны, противоречивы и скрыты от общественности. Структура городского заказа не может считаться конкурсной. Попытка улучшить результаты за счет увеличения количества судей порождает коллективную безответственность. Полная и достоверная информация о самих конкурсах закрыта от самой любознательной и настойчивой общественности. Все представленные предложения в рамках нового якобы подхода к проведению городского заказа были так или иначе реализованы предыдущей администрацией. Поэтому ожидать, что у нового состава правительства получится лучше, вряд ли стоит.

На наш взгляд, лучшую перспективу дает подход федеральных властей. В новом готовящемся законе о государственной службе предусмотрены многие рычаги воздействия на чиновников. В том числе и контроль за соответствием их доходов и расходов.

P.S. Уже после того как материал был подготовлен для печати, появилась информация, ярко иллюстрирующая все вышеизложенное. Были опубликованы данные о конкурсе по приобретению легковых автомобилей для нужд городского правительства. Поставщиками были выбраны две фирмы - дилеры "Вольво". Другие автодилеры так и остались в недоумении по критериям отбора победителей. Если главной целью организаторов была экономия городских средств, то были (по конфиденциальной информации) и более выгодные предложения. По словам представителя-поставщика не менее "шведского" производителя, их условия позволяли платить только за эксплуатационные расходы (бензин, масло, техобслуживание).

Если целью было приобретение наиболее надежного транспорта, то лидерами по совокупности этих параметров являются японские производители. Если таким приобретением стимулировался приход в Санкт-Петербург автосборочного производства, то логичней было остановить свой выбор на моделях "Тойоты" или "Фольксвагена". Руководства этих компаний уже обнародовали свои планы по открытию производства в России, не уточнив пока выбранный ими регион.

Федеральный центр в подобном вопросе опять оказался более прозрачным и логичным. Управление делами президента, ответственное за приобретение автотранспорта для всех федеральных структур, объявило о приоритете в приобретении иностранных моделей российской сборки.

Предлагаем ответственным городским чиновникам сформулировать для петербургской общественности логику своего выбора. Со своей стороны наша газета предоставит возможность ознакомиться с этой позицией горожанам. Сумма затрат более двух миллионов долларов, как нам кажется, достойна общественного контроля.

Кстати, о сбережении бюджетных средств, о которых говорят так часто представители экономического блока правительства. В той же Швеции, помнится, даже король в свое время оседлал велосипед, сославшись на проблему бедности рядовых граждан.

Версия-СПб, 23.08.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru