Rambler's Top100
Лениградская Правда
11 ДЕКАБРЯ 2017, ПОНЕДЕЛЬНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Местечковые разборки затягиваются
6.07.2004

Очередные выборы муниципальных органов самовластия не принесли никаких неожиданностей: горожане, как обычно, их не заметили. Как и ранее, Петербург попросту проигнорировал новую систему органов местного самоуправления. Что неудивительно.

Сами вы не местные

Новая система органов муниципального самоуправления создавалась шесть лет назад, когда России нужно было срочно вступить в Совет Европы. Без изменений в сфере местных органов власти сделать это было невозможно, и поэтому реформировались быстро. Ранее в Петербурге существовала понятная система, оставшаяся с советских времен: в каждом административном районе был один орган назначаемой исполнительной власти (тогда - администрация, сейчас - территориальное управление) и один - выборной законодательной (Совет). В результате приведения к «европейским» стандартам в городе появилось 111 местных советов, выбираемых жителями.

Столь мелкое дробление практически сразу же выявило недостатки новой системы: непонятные полномочия советов, скудное финансирование и фактическое отсутствие законодательных возможностей. Эти проблемы прекрасно понимают как чиновники в Смольном, так и народные избранники в ЗакСе. Но лучше всего их понимают сами депутаты-муниципалы и жители, интересы которых эти муниципалы должны защищать.

Оказалось, что горожанам местная власть, максимально приближенная к ним самим, попросту не нужна. Главная причина - люди просто не видят особого смысла в существовании муниципалитетов в нынешнем виде. Не видят от них пользы прежде всего для себя. Невозможно переломить стойкое народное убеждение в том, что депутаты МО должны заниматься ремонтом текущих крыш, засорившимися унитазами, очисткой дворов от мусора и другой «бытовухой». И нас уже не интересует, что все эти проблемы находятся в ведении совсем других инстанций: ЖЭКов, территориальных управлений и т. п. Ну и зачем тогда нужны местные депутаты? Да ни зачем! Логика петербуржцев понятна, так что понятен и итог голосования за никому не нужный вид городской власти.

На одни и те же грабли

Первый удар по муниципальным органам власти был нанесен еще 14 марта этого года. Тогда более половины МО решили переизбраться вместе с президентом. Итог был удручающим: несмотря на высокую явку на президентские выборы, из 63 муниципалитетов Петербурга, решившихся пойти на выборы, только 31 оказался избранным в полном или легитимном составе. Никому не заметные выборы остальных продолжаются и по сей день. И практически с тем же успехом. Хотя проблемы ясны уже давно, реально их решать, похоже, никто не собирается.

По данным социологических опросов ВЦИОМ, выделены четыре основные проблемы муниципалов. Первая: отсутствие четкой системы распределения полномочий между различными уровнями выборной власти - горожане попросту мечутся между депутатами, дворниками и президентом, не понимая, кто может и кто должен им реально помогать. Вторая: непроработанность контрольных функций и доли ответственности - люди не знают, кто кому подчиняется, кто перед кем отвечает и как их местные депутаты могут повлиять на нерадивость каких-либо чиновников (по большей части и сами депутаты этого не знают). Третья: отсутствие реального финансирования муниципалов даже в тех областях, которые непосредственно закреплены в их ведении, дескать, и рады бы помочь, да у самих карман пустой. Четвертая: кадровая проблема - низкие официальные заработки не привлекают талантливую молодежь, а те, кто поимел муниципальный опыт управленческой работы, неизменно тянутся наверх - на городской уровень.

Впрочем, эти четыре проблемы - лишь верхушка айсберга. Главное - горожане попросту не считают муниципальные образования инстанцией, которая может им реально помочь. Самое распространенное мнение о возможностях муниципальных властей: «Они ничего не решают, а их сила зависит от связей с губернатором». Поэтому даже если люди и имеют представление о том, что у них есть свой местный депутат, то его функции представляются большинству как нечто среднее между дворником и сантехником. И естественно поэтому, что 70 процентов населения, по данным ВЦИОМ, попросту не знают о реальной силе муниципальных органов власти и о проводимой в этой системе реформе. Кстати, представитель губернатора в Законодательном собрании, член правительства Петербурга Михаил Бродский как-то (накануне мартовских выборов) отметил, что о резких изменениях в системе муниципальных органов власти «говорить не совсем ко времени». Мол, что есть, то есть. И пока что, по словам Бродского, большинство рядовых граждан считают, что «власть сосредоточена очень далеко» и поэтому нужно добиваться того, чтобы 50 процентов проблем решались на местах. Для этого, по его мнению, необходимы изменения в финансировании муниципалитетов, новая нормативно-правовая база их деятельности, кадровая поддержка. И главное, жители должны знать о местной власти, о ее возможностях и ответственности. Как показывает время, актуальность слов Михаила Бродского не исчезла и сейчас. Впрочем, то же время показывает, что ничего существенно с тех пор не изменилось.

Провал

Избранники без электората

«Дополнительные» выборы можно считать состоявшимися лишь в шести муниципальных округах - из более чем восьмидесяти существующих в Петербурге, План по народным избранникам выполнили лишь в 12-м округе Сампсониевского МО, 32-м округе Полюстровского МО и пр. Полный провал - более чем в двадцати округах: здешний электорат, разъехавшийся по дачам и морским курортам, не выбрал в местные органы власти вообще ни одного депутата. Явка на избирательные участки была настолько низкой, что полноценный кворум зафиксировали только в двух муниципальных советах.

Мнения экспертов

Алексей Тимофеев, председатель комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административному устройству ЗС СПб:

- Сейчас происходит массовая деградация избирательного процесса, потому что выборы идут уже чисто за деньги. В итоге: отношения между обществом и государством, между избирателями и институтами власти переходят в рыночные отношения по принципу «купи - продай». Есть даже Совет (N 33), где сама избирательная комиссия составила акт, в котором написано, что избиратель N признался в том, что получил за голосование 200 рублей. Так что товарно-денежные отношения прочно вошли в нашу избирательную жизнь. Что делать? Резко умнеть населению. Другого пути нет. Потому что это - единственная власть, которая является производной от народа. Вся остальная власть никакого отношения к народу не имеет.

Ваш тайный советник, 6.07.2004


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru