Лениградская Правда
20 APRIL 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Клебанова назначили полпредом на высоте 10 тыс. метров
28.01.2004 00:01
Полпредом президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов был назначен еще в конце прошлого года. Однако только сейчас, почти по прошествии ста дней, он дал первое развернутое программное интервью, и только трем газетам: "Красному Северу" (Вологда), "Невскому времени" (Санкт-Петербург) и "Известиям" (Москва).

- Илья Иосифович, а как, собственно, оно состоялось, ваше назначение?

- Я бы сказал, что все произошло очень романтично, на высоте 10 тыс. метров. Президентский самолет летел из Перми в Москву. Тогда как раз шла подготовка к референдуму об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. Помимо этого президент посещал ряд предприятий, в том числе - завод "Пермские моторы". А я тогда был министром промышленности, науки и технологий и находился в составе делегации.

На обратном пути президент вызвал меня в свой салон и спросил, давно ли я был в Петербурге. Я ответил, что стараюсь бывать в Петербурге, потому что здесь живет моя мама. Иногда, сказал я, даже стараюсь придумать повод, чтобы лишний раз побывать в Петербурге. Президент ответил, что, в принципе, это можно исправить: "Есть такое предложение, должность полпреда. Согласен?" Отвечаю не задумываясь: "Согласен!" Президент говорит: "Хорошо, тогда завтра утром выйдет указ". На следующее утро вышел указ о моем назначении.

"ДВОЙКА" ДЛЯ ГУБЕРНАТОРОВ

- Какими были ваши первые шаги в качестве полпреда?

- Для меня главное - то, что удалось проехать почти все регионы, познакомиться с социальной и экономической ситуацией. Подтвердились мои представления о территориях, которые я, в общем, неплохо знал еще с тех пор, как был вице-премьером и федеральным министром. Я убедился, что в ряде регионов наблюдается серьезное продвижение вперед. Кое-где экономического роста нет - не буду сейчас называть эти регионы.

За то время, которое я работаю полпредом, мы от всех регионов получили долгосрочные и среднесрочные планы развития, хотя бы до 2010 года. Не скрою, к чему-то надо "привязываться", и мы привязываемся к удвоению ВВП. Ведь если не ставить конкретных задач, никто не будет искать конкретных путей их решения. Все будет облекаться в набор красивых, правильных фраз.

Не все регионы смогли подготовить такие документы сами. Но наконец-то признали, что это надо делать. Мы привлекли несколько петербургских структур - не брали в качестве разработчиков и консультантов никого за пределами Северо-Запада. У нас достаточно своих интеллектуальных возможностей. И сейчас мы все эти программы готовим к совместному заслушиванию и защите.

- Регионы будут защищать свои планы?

- Конечно! Правда, "двойки" им ставить не будут, и из губернаторов не уволят. Защита - это на самом деле интеллектуальная атака. Это будет совместный экзамен, на котором мы оценим справедливость этих документов.

ГЛАВНОЕ - ЭКОНОМИКА

- Вы считаете, что в этом и заключается задача полпредства?

- Это одна из задач полпредства, которой мы сейчас будем уделять повышенное внимание: экономика, развитие регионов, развитие округа в контексте удвоения ВВП. Если перед собой не ставить жестких задач, мы будем каждый год говорить, что у нас бедных не меньше, чем было, что нет реформы ЖКХ... А такая внятная задача, как удвоение ВВП, показывает, какие отрасли в каком округе надо развивать. Правительство заинтересовано, чтобы количество самодостаточных регионов росло. Сегодня этот процесс не очень активен. И мы хотим его стимулировать. А для этого нам необходим аналитический материал: куда мы идем.

- Не могли бы вы привести конкретный пример?

- Возьмем для примера Псков. Здесь можно развивать туризм. Но это очень большие вложения. Область пограничная, значит можно развивать сопутствующую промышленность - по отношению к странам Балтии. То есть, проводить серьезную интеграцию промышленного производства. За счет более дешевой рабочей силы, других ресурсов. Обязательно - транспортные проекты. Ну еще одно - два направления, не более. Но и эта задача колоссальная. Она потребует концентрации усилий администрации Псковской области, всего бизнеса.

Нужно проанализировать региональную специфику, определить направления развития региона. И эти направления надо усиливать, они, как локомотивы, потянут за собой все остальное. Начнут приводить к повышению уровня жизни, а там, где повышается уровень жизни, начинает активно работать торговый бизнес и сфера услуг.

- Но ведь и раньше работал экономический Совет при полпредстве, разрабатывались программы...

- Есть такой документ, который не менялся с 13 мая 2000 года. Это указ президента о полномочных представителях в федеральных округах. Никаких новых функций не выдумано.

Раньше вопросами экономического развития тоже занимались. Но, может быть, не в таком режиме, как сейчас. Были другие, более важные на тот момент задачи. В первую очередь усилия были направлены на то, чтобы создать единое законодательное поле. Деятельность полпредства была направлена на то, чтобы привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. Эта задача в большей части уже выполнена, и сегодня поставлена новая серьезная задача - удвоение ВВП.

ПЕРЕВОРОТ ТАРИФОВ

- За счет чего может быть удвоен ВВП на Северо-Западе?

- Северо-Запад обладает огромными ресурсами. Запасы нефти и газа просто колоссальны. Сегодня можно абсолютно точно сказать, что углеводородная сырьевая база Северо-Запада мощнейшая.

Второй природный ресурс - это лес. Округ расположен удачно, основные потребители леса рядом: Финляндия, Швеция, Германия. Другое дело - мы не должны превращаться в сырьевой придаток развитых стран. Два года назад Министерство промышленности, науки и технологий РФ разработало концепцию развития лесоперерабатывающей отрасли. Я не буду подробно останавливаться на этом, но работа уже началась. Начиная с таких простых вещей, как переворачивание тарифов. У нас ведь еще два года назад пошлины на вывоз изделий высокой переработки леса были высокими, а на круглый лес - низкими.

Сейчас пошлины на круглый лес становятся высокими, а на продукцию глубокой переработки - низкими. Результаты этой политики мы уже чувствуем. И наши соседи, которые активно пользовались нашей сырьевой базой, уже почувствовали. Скоро они начнут строить здесь перерабатывающие предприятия. Будет невыгодно вывозить круглый лес, гораздо выгоднее - вложиться и вывозить уже готовый продукт. На который пошлины в ближайшее время будут вообще обнулены.

Вот так и создается инвестиционная привлекательность. Мы говорим: "Уважаемые коллеги, мы вас очень уважаем и любим. Вы - наши партнеры. Но мы хотим, чтобы мощности переработки создавались в том числе и в России. При помощи ваших инвестиций".

- Многие полагают, что главная проблема в нашей лесной отрасли - это так называемые "черные лесорубы"...

- К сожалению, это актуально для всей страны. В первую очередь, тут надо бороться с коррупцией.

- А как с ней бороться?

- Надо повышать заработную плату и уменьшать количество функций, которые регулируют чиновники. Борьба с коррупцией это - процесс, большой процесс. Могу точно сказать, что он не завершится ни завтра, ни послезавтра. Даже в такой цивилизованной стране, как Италия, жесточайшие меры по борьбе с коррупцией начали применяться только несколько лет тому назад. Мы к этому тоже еще должны прийти.

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

- Мы несколько отвлеклись на борьбу с коррупцией. А какую роль в экономике Северо-Запада играют наука и высокие технологии?

- Справедливый вопрос. Потому что Северо-Западный регион - это не только Петербург. Многие территории обладают серьезным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом. В регионе сосредоточены высокоточные, высокотехнологичные предприятия - начиная с "Севмашпредприятия" и "Звездочки" в Северодвинске и заканчивая калининградским "Янтарем". Это одно из ключевых направлений развития региона.

Когда я еще был министром, мы разработали систему стратегических инновационных проектов. Например, пилотный проект реализации системы отопления городов. Высокотехнологичный и очень интересный проект, таких направлений много, но я расскажу о нем как о наиболее понятном.

Мы объявили тендер. В нем участвовало более 30 регионов. Министерство софинансировало только НИОКР (научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа - В.Н.). Сегодня мне особенно приятно, что этот тендер выиграл пул организаций из Коми в составе республиканской администрации, "Комиэнерго", РАО "ЕЭС России", а также нескольких технологических компаний из Петербурга. Они гарантировали 75 процентов финансирования, и 25 процентов финансирует Минпромнауки. Это пилотный проект, который потом будет реализован по всей стране.

- А как будут развиваться оборонные отрасли?

- Как хорошую новость надо отметить, что растет гособоронзаказ. В 2004 году он будет существенно выше, чем в 2003 году. А поскольку предприятия Северо-Запада активно участвуют в выполнении гособоронзаказа, ситуация становится не просто стабильной, а позитивной. Северо-Западный регион (вместе с Уральским и Центральным) входит в тройку ведущих округов с точки зрения оборонной промышленности, которая способна стать точкой роста для будущей новой промышленности России.

На самом деле "оборонный комплекс" - понятие условное. Оно условно во всем мире. И если во времена СССР были предприятия, у которых до 100 процентов продукции было связано с военными изделиями, сегодня такого не существует в принципе. Если на предприятии 25 процентов оборонных заказов, то директора уже - счастливые люди.

Остальное - это работа самого предприятия: гражданская продукция, возможности и умение работать на рынке. Необходимо создание такого рыночного продукта, который позволит предприятию чувствовать себя независимо. Если даже у него эти 30 процентов гособоронзаказа неожиданно превратятся в 10, предприятие должно выжить.

ВОЛОГОДСКИЙ ОПЫТ

- Есть ли в нашем округе пример динамичного развития субъекта Федерации?

- В прошлом году Вологодская область получила "Золотой Олимп" за наиболее динамичное экономическое развитие. Показательно, что еще 3-4 года назад "Северсталь" формировала до 80 процентов областного бюджета, а сегодня - 54 процента. При этом "Северсталь" не снизила объем выпуска продукции. Вот так Россия должна уходить от сырьевой зависимости. И в этом смысле Вологда показывает хороший пример для всей страны.

В области действует внятная система экономического развития. Начал осмысленно работать лесной бизнес, в принципе нормально заработал льняной бизнес. В том числе и в районах. В Вологодской области существует система коллективного обсуждения развития бизнеса в районах. Это интересный институт, который мало где встречается.

СЛИЯНИЙ-ПОГЛОЩЕНИЙ НЕ БУДЕТ

- Говорят, вы являетесь сторонником укрупнения регионов. Есть ли кандидаты на укрупнение на Северо-Западе?

- В нашем округе кандидатов на объединение нет. Это мое личное мнение. Конечно, 89 регионов, 89 комплектов чиновников - это очень много, и теоретически я - сторонник укрупнения. Но понимаю, насколько это сложный и длительный процесс. Даже объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого округа потребует огромных федеральных финансовых ресурсов. Сейчас такие задачи не ставятся и не обсуждаются ни в администрации президента, ни в правительстве.

Этот вопрос требует очень серьезной проработки, в том числе - теоретической, даже научной. Нельзя подойти к вопросу чисто механически, например, сказать: 89 - это много, а 40 - это будет в самый раз. Это целый комплекс вопросов: экономических, социальных, географических, даже психологических.

Но если бы этот вопрос уже стоял в нашем округе, я бы начал с изучения возможности объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Потому что в НАО живет 40 с небольшим тысяч человек при очень хорошо развитом чиновничьем и административном аппарате. Думаю, этот вопрос можно начать спокойно анализировать, посмотреть, какие преимущества это может дать.

- Одной из самых серьезных проблем Северо-Запада остается Калининград. Как она будет решаться?

- Ввиду того, что регион оказался внутри ЕС, это накладывает на Россию определенные обязательства. Калининград требует особых условий развития. И еще два года назад Минэкономразвития, Минпромнауки и Минфин приступили к разработке нового закона об особой экономической зоне "Калининград". Он наиболее приближен к аналогичным законам, действующим в Евросоюзе (в ЕС ведь много особых экономических зон).

Сейчас по некоторым вопросам еще нет договоренности между Минэкономразвития и Минфином. Но думаю, что новый закон будет принят уже на весенней сессии Госдумы.

СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА

- Как вы относитесь к переносу в Петербург части столичных функций?

- Давайте попробуем сначала передать те столичные функции, которые сейчас обсуждаются: все суды и прокуратуру. Кроме того, идут рабочие переговоры с главным командованием ВМФ о переносе части главкомфлота. Это пока рабочие переговоры, вопрос не обсуждался с Министерством обороны. И идут переговоры о переносе Россудостроения. Но это все очень сложные и финансово емкие проекты.

Что касается федеральных чиновников, я считаю так. Чиновник должен жить по определенным правилам. Если он действительно уважает себя и свою работу, то для него не должно быть препятствием, живет он и работает в Москве или в Петербурге. Если для него это препятствие, значит, у него еще куча каких-то других проблем.

- В эти дни исполнилось сто дней работы Валентины Матвиенко в должности губернатора Петербурга. 32,8 процента петербуржцев оценивают ее деятельность положительно. Какую оценку поставили бы вы?

- Положительную. Я давно знаком с Валентиной Ивановной, можно сказать, что мы с ней друзья. Она очень позитивный человек. Поэтому все, что она делает, либо сразу, либо со временем, становится позитивным для всех.

Петербург очень непростой с точки зрения инфраструктуры город - может быть, даже самый сложный в стране. И сегодня - помимо того, что выполняется текущая работа, - закладывается очень много проектов под серьезное изменение ситуации.

Мы имеем дело с потрясающе красивым городом, в который много десятков лет не вкладывались ресурсы, адекватные тем ценностям, которые в нем присутствуют. Надо сказать, что за последние семь лет эта ситуация не менялась. Я всю жизнь прожил в Петербурге, только четыре с половиной года жил в Москве, но часто здесь бывал. И серьезных изменений не видел. Хотя и серьезных разрушений нет. Может быть, и это неплохо.

Сегодня правительство Матвиенко готовится к решению очень сложных инженерных задач, которые существенно изменят облик города. Это не сделать за сто дней. Может быть, этого не сделать и за один губернаторский срок.

- Планирует ли полпредство создавать свои, окружные СМИ?

- Какого-то специального СМИ при полпредстве мы создавать не планируем. Единственное, с чем я согласен, - нужен более четкий обмен информацией внутри округа. Для этого у нас существует Ассоциация СМИ Северо-Запада. Я знаю, Алла Манилова активно с ней работала. Может быть, сейчас этот обмен информацией между регионами должен быть более активным.
Невское время , 28.01.2004

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01 04
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru