Rambler's Top100
Лениградская Правда
13 ДЕКАБРЯ 2017, СРЕДА
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Бензиновая дубинка
30.12.2003
У петербургских властей появилась новая идея: неким разумным образом расставить по городу пятна для будущих автозаправок. План будет готов к январю, сказал "Городу" председатель комитета экономического развития Смольного Владимир Бланк.

Планово-топливные отношения

На традиционный вопрос, откуда ноги растут у этого новшества, - две версии.

 - С одной стороны, необходимость планомерного распределения АЗС по городу на много лет вперед появилась в связи с подготовкой нового генерального плана, с другой - конечно же, за этим стоят интересы крупных нефтяных компаний, желающих поделить рынок, избавляясь от конкурентов, - рассказывает профессор Владимир Шиманский (Институт проблем транспорта Российской академии наук). - Быть владельцем одной или двух бензоколонок в Петербурге невозможно - съедят.

С 90-х годов, когда в городе появились первые автозаправки нового типа, распределение их по городу было результатом рыночной стихии и в какой-то степени отношений конкретной компании с районными и городской администрациями. Операторы топливного рынка (так принято называть торговцев бензином) обычно сами подыскивали себе место, сами выбивали все разрешения и сами заботились о том, чтоб автозаправка не была обижена обилием дорог. Город постепенно насыщался АЗС, обретая аромат, присущий мегаполису, а не какой-нибудь деревне.

Конечно, хаотичное развитие рынка устраивало не всех топливных операторов. Строишь, понимаете ли, автозаправку, прикармливаешь клиентов, и вдруг какой-то другой предприниматель возводит новую АЗС в сотне метров от твоей и переманивает половину клиентов.

Поэтому ведущие топливные компании очень трепетно отнеслись к идее заранее распланировать строительство АЗС по городу на несколько лет вперед. Распределить эти пятна раз и навсегда между сегодняшними операторами, конечно, не получится - но можно будет, по крайней мере, выкупать пятна постепенно и целиком, страхуясь тем самым от появления конкурентов под боком.

Сейчас старая схема - распределение участков под АЗС на инвестицинно-тендерной комиссии (ИТК) - блокирована: губернатор Матвиенко запретила проводить ИТК, а новый механизм пока не заработал, и каким он будет не до конца ясно. Аналогичная история, кстати, происходит с застройщиками. Строителям предложили новую схему - пятна будет планировать город и продавать их строителям на торгах. Но если строители отнеслись к идее настороженно, то владельцы топливных компаний - наоборот.

Самой сообразительной оказалась Shell - она предложила создать собственное проектное бюро, которое будет проектировать автозаправки во всем Петербурге. Петербургская топливная компания предлагает возложить такую обязанность на некое общегородское госпредприятие, которое еще только предстоит создать. Для торговцев бензином это выгодно - меньше мороки, меньше затрат на первоначальном этапе. Если проектирование будет идти за счет бюджетных денег - стартовая цена участков понизится. А еще было бы здорово (с точки зрения торговцев бензином), если бы та же городская структура готовила участки под застройку, обеспечивая их электричеством, отоплением и другой инфраструктурой. Однако ни в одной стране такая схема пока не реализована - слишком затратно, да и зачем чиновникам этим заниматься - не их это бизнес.

Московский опыт

В Москве проблема распределения автозаправок была решена совсем недавно. Поделиться опытом в Петербург приехал Алексей Небольсин, вице-президент Московской топливной ассоциации. С 1993 года по настоящий момент количество АЗС в столице увеличилось с 240 до 810. В 1997 году московские префекты (по-нашему - главы районных администраций) осознали, что если не застолбить участки под АЗС заранее, строить их будет просто негде.

Столбить стали так: крупнейшие воротилы московского бензинового бизнеса совместно с властями создали совещательный орган - Экспертный совет по размещению АЗС: без его решения построить ни одну автозаправку в городе теперь невозможно. Был разработан перспективный план размещения АЗС по городу (к 2010 году в столице должно быть 1000 заправок) и методика, по которой можно рассчитать, стоит ли строить заправку в том или ином конкретном месте.

Правда, по мнению некоторых питерских наблюдателей, методика эта, подписанная заместителем Лужкова г-ном Никольским, полная фикция - 2 странички текста и 4 формулы, которые никогда не применяются: все решают люди и связи. Но Алексей Небольсин утверждает, что методика толстая, применяется уже 4 года и никакого лоббирования нет, хотя формулы действительно "неживые".

Как рассказали нам представители питерской компании "Фаэтон", знакомившиеся с московским опытом, реально участок под АЗС выбивается так - тот, у кого есть деньги и желание, идет в Мосгорархитектуру и просит местечко, там ему предлагают несколько вариантов, далее оформляешь все разрешения (пожарные, СЭС...), пишешь письмо в местную префектуру. Земельная комиссия проводит фиктивный конкурс между претендентами (которых обычно всего 1) и назначает тебя победителем. Реальной конкуренции на этих конкурсах нет. Как это так получается, при том что в Москве бешеный дефицит земли и не менее бешеное желание построить еще 190 заправок - тайна, покрытая московским мраком. Можно только предположить, что земля, а заодно и префекты заранее поделены меж крупными операторами топливного рынка, входящими в экспертный совет.

Петербургские начинания

Сколько нужно АЗС Петербургу? Сколько экспертов - столько мнений. Сейчас в Петербурге 278 автозаправок и поданы заявки на строительство еще 72. Больше и не надо - утверждают в подавляющем большинстве бензиновые боссы. Аргументы - мнение водителей.

Президент петербургского "Нефтяного клуба" Олег Ашихмин провел опрос около 100 водителей и уверяет, что почти все говорили, будто бы нынешних АЗС вполне хватает и даже возле их домов не надо дополнительные строить, а лучше бы на те, что есть, залить качественный бензин. Правда, какая-то часть водителей говорила, что не хватает заправок в центре, но в ходе экспресс-допроса выяснялось, что они просто плохо ориентируются и о существовании многих заправок якобы просто не догадываются.

В общем, не надо больше станций, уверяет глава "Нефтяного клуба", а заместитель генерального директора Петербургской топливной компании Андрей Михеев вообще предлагает ввести временный мораторий на строительство АЗС, до тех пор пока город не разработает новый порядок выделения участков под это дело. Однако, утверждая, что станций больше не надо, те же операторы заявляют, что именно им лишние заправки не помешают.

 - Нам хотелось бы еще 10 - 20 станций построить, но, зная заранее, что в плане под них забиты места, - говорит Андрей Михеев.

 - Наверное, 350 - 500 автозаправок городу на ближайшие 2 - 3 года хватит, - считает Андрей Черняк, заместитель начальника управления стратегического бизнес-планирования компании "Фаэтон", - меня больше волнует другое. Запланировать можно сколько угодно. Сейчас важнее разработать прозрачную и понятную систему выделения пятен.

По предварительным прикидкам городской администрации Петербургу надо примерно 500 АЗС, что соответствует европейским нормам. Нынешние владельцы АЗС яростно протестуют - никак не больше 350! Позиции понятны. Власти вроде как о народе пекутся. Нефтетрейдеры не хотят лишних конкурентов.

 - Если число АЗС увеличить на 20% примерно на столько же упадут продажи на существующих станциях, - прикидывает Виктор Гальчук, заместитель директора Института проблем транспорта РАН.

Однако в мире полно стран, которые на это шли ради удобства автомобилистов, отбивая потери за счет дополнительных услуг (магазинчики, кафе на заправках). В Петербурге сейчас одна АЗС на 4200 автомобилей, в Москве - 3830, в Великобритании - 1915, Италии - 1220, Франции - 1490, Германии - 2485, Бельгии - 665.

Есть и еще одна сторона вопроса, о которой нефтетрейдеры и власти говорят редко.

 - На самом деле в Петербурге не то что новые строить, а половину уже существующих автозаправочных станций надо закрыть как не соответствующие экологическим нормам и требованиям российского законодательства, - считает профессор Владимир Шиманский, проводивший разработку методики обоснования размещения АЗС. - На Октябрьской набережной, например, сейчас уровень шума от проходящих машин достигает 85 децибел, при том что по закону в этом месте он не должен превышать 45 дБ. По нормам АЗС для легковых автомобилей не должна находиться ближе 50 метров до жилых домов и 100 - для грузовиков, а на Театральной площади заправка стоит вообще вплотную к домам...

Однако выявление экологически вредных заправок в число приоритетов горадминистрации пока не попало. В первую очередь будет разрабатываться методика размещения АЗС.

Уже сейчас Институт проблем транспорта сделал просчет для частного случая - разработаны формулы, по которым можно посчитать, рационально ли строить новую АЗС возле двух уже существующих. За исходные данные брались такие нормы: минимальная рентабельность - 12% годовых, средняя доза при заправке - 15 литров.

В начале 2004 года Смольный надеется уже иметь готовую схему размещения автозаправок лет на 10 - 15 вперед. Будет ли она носить характер закона или только рекомендательный - пока не ясно.

Правда, нефтетрейдеров волнуют и другие проблемы. Дело в том, что в конце октября Валентина Матвиенко поставила условие для всех топливных компаний - платить акцизы в бюджет Петербурга, независимо от того, где компания зарегистрирована. Неплательщики не будут допускаться к торгам за пятна под новые АЗС. Однако пока законных оснований для такого решения нет.

 - Мы не можем не допускать к торгам тех, кто не платит акцизы в городе, нет этого ни в одном российском законе, - говорит Людмила Кулешова, директор Фонда имущества Санкт-Петербурга.

 - Мера временная, мы постараемся ввести ее в Налоговый кодекс в 2004 году и уже инициировали этот процесс в Госдуме, - объясняет Владимир Бланк, председатель комитета экономического развития. - Пришлось так поступить, потому что в бюджете 2003 года запланировано 2,7 миллиарда рублей поступлений от акцизов, при том что весь бюджет - 75 миллиардов. А при нынешних темпах мы к концу года получили бы 900 миллионов, то есть в три раза меньше.

В итоге в сложной ситуации оказались топливные компании, уже подавшие заявки на участки под строительство АЗС и получившие разрешения на изыскательские работы.

 - У нас сейчас 30 участков, где уже идут изыскательские работы, и компании готовы там строить, - поясняет Владимир Бланк.

Как с ними поступить? Вариант первый - "всех в сад" и заново продавать участки на торгах. Вариант второй - с каждой из компаний решать вопрос в индивидуальном порядке. К началу 2004 года Смольный собирается принять волевое решение.
Город, 30.12.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru