Rambler's Top100
Лениградская Правда
15 ДЕКАБРЯ 2017, ПЯТНИЦА
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Смольный с московским стилем
25.11.2003

Помимо перемен в кадровом составе чиновничества и структуре городских ведомств, Валентина Матвиенко, очевидно, намерена в корне изменить и саму политическую систему Петербурга.

Это свое желание она продемонстрировала в стенах Мариинского дворца. "Пока еще депутаты пытаются держать руку на пульсе и что-то контролировать, но скоро это пройдет. Со временем мы это поправим", - заявила губернатор.

Одним словом, вместо равновесной парламентско-президентской модели правления, новому хозяину Смольного куда милей схема жестко президентская, в которой представительному собранию останется лишь одна функция - принимать или отклонять законопроекты, присылаемые из Смольного. Предпочтительнее, конечно, принимать.

Следует заметить, что этим заявлением Валентина Ивановна лишь довела до логического конца свою мысль о том, какой должна быть управленческая конструкция Петербурга. Впервые на эту тему она высказалась еще тогда, когда жестко ответила на предложение о введении поста главы городского правительства (учредить который ей предлагали доброжелатели, опасавшиеся неопытности нового губернатора). Править буду сама и ответственность нести сама - был лейтмотив ее ответа.

Такой взгляд на систему разделения властей трудно назвать неожиданным. Ведь Валентина Ивановна покинула город на Неве еще тогда, когда ни о каком разделении властей вообще не было известно, а всю полноту власти имел один человек - глава обкома. Переселившись в первопрестольную, она не сумела воспринять иного, что принципиально бы расходилось с такой моделью правления. Ибо не секрет, что внятная оппозиция градоначальнику в столице отсутствует: местная Дума практически полностью лояльна мэру, а отделения основных федеральных партий (под угрозой потери рейтинговых очков) также не позволяют себе метать в Юрия Михайловича слишком тяжелые критические стрелы. Некоторая политическая дискуссия в первопрестольной открывается лишь раз в четыре года - накануне очередных мэрских выборов. Но и закрывается она довольно быстро - одновременно с последним избирательным участком.

Петербургский политический стиль принципиальным образом расходится с московским. Исполнительная власть всю новейшую городскую историю находилась в конкурентных отношениях с властью законодательной. И именно эта конкурентная политическая среда позволяла - и позволяет до сих пор - обсуждать с властью реальные городские проблемы, не отдавая их решение (а куда чаще - замалчивание) ей на откуп.

Возможно, объявленное намерение градоначальницы не вызывало бы особого беспокойства - в случае, если бы ее первые шаги в Смольном казались бы бесспорными. Однако таковыми их назвать не получается. Взять, скажем, решение кадрового вопроса. Губернатор публично объявляет о недопустимости уплотнительной застройки - и сохраняет на посту архитектора этого процесса строительного вице-губернатора Александра Вахмистрова. Губернатор публично заявляет о фактах коррупции, допущенных при проведении тендеров на дорожно-благоустроительные работы, - и сохраняет на посту главу комитета по благоустройству Владимира Дедюхина, за эти самые тендеры отвечавшего. Что тому виной - необходимость сохранения "стабильности" в этих важных сферах или же соблюдения кулуарных договоренностей - в данном случае уже не столь важно.

В странном положении в новых условиях оказался и петербургский Уставный суд, орган, набравший политический вес в финале губернаторской карьеры Владимира Яковлева. Суд не только лишил Яковлева третьего срока, но и решительно ограничил в правах его администрацию. Наблюдатели уже тогда задавались вопросом: сможет ли новое правительство существовать в установленных судом весьма узких рамках? Не смогло.

По словам главы петербургской Контрольно-счетной палаты Дмитрия Буренина, "в текстовой части закона о горбюджете-2004 по-прежнему фактически закреплено право администрации перераспределять средства в ходе исполнения бюджета: комитет финансов имеет возможность уменьшить или увеличить на 10% ассигнования, закрепленные за главным распорядителем бюджетных средств. И это несмотря на решение Уставного суда по этому вопросу". Финансистам Яковлева судьи запретили делать это. Финансисты Матвиенко решили не обращать внимания на этот запрет.

В любом случае, сегодня Валентина Ивановна обладает фактическим карт-бланшем на проведение городской политики так, как она ее видит. Но стоит только новому губернаторскому курсу натолкнуться на первое серьезное проявление недовольства электората - и оппозиция, казавшаяся задавленной, немедленно начнет контригру.

Дело, 25.11.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru