Rambler's Top100
Лениградская Правда
23 ОКТЯБРЯ 2017, ПОНЕДЕЛЬНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Список проблем губернатора Матвиенко
15.10.2003

Сегодня, в день официального провозглашения (или, говоря простым русским языком, инаугурации) нового губернатора, "МК" в Питере" составил перечень наиболее острых проблем Петербурга. Всеми этими давно известными и поднадоевшими темами будет заниматься новое питерское правительство. Во всяком случае должно.

Прежде чем огласить весь список, необходимо короткое пояснение. Есть проблемы, которые первоочередными считают горожане. Например, низкий уровень жизни, или, говоря проще, бедность и отсутствие денег. И есть направления, приоритетные для губернатора Валентины Матвиенко. Например, изменение принципов управления, вообще системы власти в городе. Потому что без этого ни о каких переменах к лучшему нечего и заикаться.

БЕДНОСТЬ

Сразу оговоримся, что эта (и большинство других) проблема - общероссийская. И, в принципе, должна решаться на федеральном уровне. Власть не должна отвечать за материальное благополучие дееспособных граждан. Они сами должны зарабатывать. От власти требуется им не мешать. Но в городе почти 2,5 миллиона пенсионеров, льготников, инвалидов и прочих во многом зависящих от социальной помощи государства и городских властей людей. Плюс бюджетники - учителя, врачи, работники культуры, отчасти транспортники и прочие. "Бедность, в которой пребывают 30 процентов петербуржцев, удручает", - констатирует сама Валентина Матвиенко.

Во многом эти люди зависят от того, насколько богата и как эффективно расходуется городская казна. Валентина Матвиенко уже называла такие цифры: на одного москвича приходится в шесть раз больше денег бюджета, чем на одного питерца. Чтобы сравнять показатели, петербургский бюджет должен потолстеть на 100 миллиардов рублей. Не ДО 100, как хотел Владимир Яковлев (в 2003-м он был равен 78 миллиардам рублей), а еще НА 100 миллиардов! Хотя на самом деле главное - не размер бюджета, а как его тратят. Но это как-то обсуждать немодно.

В проекте городского бюджета-2004 (пока он равен 82 миллиардам рублей), во многом сверстанного под контролем полпредства, все то же самое - дефицит, долги, сокращение расходов в ЖКХ. Запланированная доля расходов на здравоохранение, социальную защиту и образование (то есть "свои" для бывшего социального вице-премьера правительства РФ статьи) в три раза меньше, чем в другие сферы. А рост доходов заложен в размере 6 процентов, в то время как уровень инфляции по федеральному бюджету закладывается 10-12 процентов. То есть пока никаких кардинальных изменений. Видимо, новому губернатору придется переписывать проект городского бюджета на следующий год.

ВЛАСТЬ

До сих пор власти не смогли сформулировать ни ясных целей, ни задач даже в собственной деятельности, не говоря уже о перспективах развития Питера. Работа городских властей свелась к бесконечному латанию дыр. Очевидно, что корень большинства городских проблем - в неэффективной, громоздкой, оторванной от интересов петербуржцев системе управления городом. Про коррупцию и воровство и говорить нечего.

Петербургу требуется настоящая реформа власти. Задача N 1 - подлинное местное самоуправление. По принципу "местные проблемы решаются на местах". Правда, о необходимости реального МСУ говорят уже лет десять, но ничего не меняется. Даже очевидный идиотизм - 111 муниципальных образований, которым денег хватает только на содержание самих себя, - до сих пор не устранен. Об укрупнении муниципалитетов до размеров городских районов заговорили только в этом году.

Но формирование полноценного местного самоуправления - задача на годы (опять же она больше общефедеральная), а пока Валентина Матвиенко собирает команду. И именно по ее составу можно будет сказать, насколько изменится лицо власти в Питере. А изменится лицо, появится надежда на перестройку всего организма.

КОММУНАЛКА

Сейчас уже не говорят "жилищно-коммунальное хозяйство", а прямо - "жилищно-коммунальный кризис". Абсолютное большинство петербуржцев не знают, за что они вносят квартплату. В общем, тут такой клубок проблем, что хватит на десять губернаторских сроков. Но, фигурально выражаясь, трубы не ждут. Они лопаются.

Кроме того, в городе грязно. Горожане стали удивляться чистоте, а не мусору. И нет никакой системы, элементарного порядка в благоустройстве дворов, парков и иных городских территорий. Дряхлая инфраструктура (особенно в центре) - коммунальные сети, дороги, подвалы, чердаки - все это как бы забыто городскими властями. Они предпочитают(ли) подкрашивать фасады, завешивать разрушенные здания рекламой, а грязь или гололед объяснять причинами природного характера.

Кстати, проблемы благоустройства - это прежде всего проблемы местного самоуправления. Вот вам и связь с системой управления городом. В предвыборной программе Матвиенко перечислены некоторые (добавим - давно известные) меры по преодолению коммунального кризиса: создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг; защита малообеспеченных семей с помощью персонифицированных социальных счетов для зачисления жилищных компенсаций; обеспечение прозрачности оплаты жилищно-коммунальных услуг; внедрение института управдомов, подотчетных жителям, которые их нанимают.

Самое смешное, что то же самое, слово в слово, теперь говорит вице-премьер правительства РФ по ЖКХ Владимир Яковлев. Если они так и будут годами говорить, поочередно меняясь, то лопнут не только трубы, но и терпение у граждан. Хотя трубы, конечно, к жизни более требовательны.

ЖИЛЬЕ

Во-первых, о коммуналках. Это вообще позорище! Начало XXI века на дворе!! И мы еще боремся за звание развитого государства!!! Делайте, что хотите, но так издеваться над людьми в городе, который пыжится выглядеть европейским мегаполисом, не-до-пус-ти-мо. Или Европа, или коммуналки. Пока они есть, я бы на месте наших властей молчал и работал, работал и молчал.

Во-вторых, аварийное и ветхое жилье. Тоже позорище еще то. Дома трескаются, падают потолки, проваливаются полы, а некоторые здания просто рассыпаются. И где-то невдалеке слышно: "дипломатическая столица", "блистательный Петербург", "европейский фасад России". Какой там "фасад"! Для сохранения жилищного фонда Петербурга, хотя бы на сегодняшнем уровне, нужно примерно 1,3 миллиарда долларов ежегодно. Некоторые считают, что намного больше. Казна нашего города - это примерно 2,5 миллиарда долларов. Вот и считайте...

В третьих, так называемая "очередь на жилье". По некоторым подсчетам, если она будет уменьшаться нынешними темпами, для ее полного исчезновения потребуется 350 лет. Кроме того, в Петербурге сейчас 2 тысячи 400 хрущевок (10 процентов всего жилого фонда), в которых проживает 11 процентов горожан. Плюс общежития и "уплотнительная застройка". Проблем здесь - океан.

Из предвыборных листовок, кроме всяких пожеланий типа "строительство муниципального жилья, финансируемое как за счет бюджета, так и путем привлечения частных инвестиций", все-таки удалось выудить конкретику - ипотека. Это когда вы покупаете жилье в кредит, выданный под малые проценты. Ипотека уже реально работает, например, в Башкирии. Но на берегах Невы до сих пор не прижилась. Я лично первый раз написал об ипотеке году в 1995-м. А сейчас 2003-й.

ЭКОНОМИКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Ситуация в питерской экономике мало чем отличается от общероссийской. Отдельные отрасли развиваются бурно, другие борются за выживание, третьи никак не могут помереть. Беды стандартные - бюрократизм, коррупция и высокие налоги. Особенно "прижат" малый и средний бизнес. Административные и фискальные органы не только не защищают права и законные интересы предпринимателей, но и сами нередко посягают на их права и интересы.

Для создания эффективной городской экономики нужно следовать двум принципам. Первый - власть должна создавать простые, понятные и стабильные "правила игры" для "субъектов экономики" и строго следить за их выполнением. А самой в экономике и бизнесе в качестве "субъекта" не участвовать. Второй - "субъекты экономики" должны соблюдать установленные законы и правила конкуренции. Именно за этим (и только) должна следить власть.

Однако программа Валентины Ивановны буквально переполнена выражениями типа: "необходимо стимулировать расширение производства в отраслях и повысить конкурентоспособность выпускаемой ими продукции", "промышленные предприятия нашего города обязаны взять курс", "селективная поддержка предприятий" и т.п. Да не надо городской власти туда лезть.

Лучше бы с коррупцией боролись, милиционеров и санитаров бы отучили по три раза на дню "проверять" фирмы и покончили с "покровительством в бизнесе со стороны городской власти по политическим или клановым предпочтениям". Кстати, об этом в программе ВИМ говорится совершенно четко: "все участники предпринимательской деятельности должны находиться в одинаковых правовых и конкурентных условиях". Посмотрим, может, действительно, покончат с "покровительством в бизнесе". Ведь главная - "за"... И будет городской экономике счастье.

ТРАНСПОРТ

В сфере городского транспорта воедино сошлись две вечные российские беды - дураки и дороги. Именно дураки довели общественный транспорт до его нынешнего состояния. Дураки, потому что никаких сверхинтеллектуальных усилий для восстановления работы транспорта не требуется. Нужно только, чтобы граждане платили за проезд, а маршрутная сеть соответствовала потребностям горожан. Льготы на бесплатный проезд имеют в Петербурге около 2 миллионов при населении в 4,6 миллиона человек. Тем временем на маршруты выходит около 40 процентов машин или списанных, или требующих немедленного ремонта. Только общая для всех денежная форма платы за проезд сможет решить главную задачу в этой сфере - возрождение общественного транспорта. Иного пути нет, хоть тресни. Льготникам придется выдавать "проездные" деньги и сокращать их список до разумного предела. Но никто не хочет брать на себя ответственность. Чиновники увлеклись изобретением все новых видов проездных документов и методов контроля платы за проезд. А решение реальных проблем отложили в долгий ящик. В результате обычный общественный транспорт почти исчез. Полноценно работает лишь метро, а пассажиров перевозят в основном маршрутки. Про пробки и говорить нечего.

В программе нового губернатора все эти проблемы так или иначе перечислены. Сказано, что их решат. И тут же: "Выступаю за сохранение действующих льгот по проезду на городском общественном транспорте для пенсионеров, инвалидов, школьников, студентов, некоторых других категорий населения". Откуда тогда взять деньги и кадры? Последним, кстати, тоже надо платить...

БЕЗОПАСНОСТЬ

Правоохранительные органы (кстати, они почти все "федерального подчинения"), содержащиеся на наши с вами средства, порой действуют по принципу "что охраняю, то и имею". Многие горожане не только сомневаются в их способности успешно бороться с преступностью, но и считают их продажными и равнодушными к людям. "Общим местом" стали случаи проявления милицейского произвола, если не сказать - беспредела.

Нужно восстановить доверие граждан к правоохранителям, уверенность их в том, что если до милиции дошло их заявление, то по нему будут приняты все законные меры. Должен уйти пресловутый "процент раскрываемости". А власти должны обеспечить приемлемые условия работы правоохранительных органов.

Читаем программу: "...нужна более действенная помощь власти Петербурга работникам правоохранительных органов в социальной сфере. Речь в первую очередь о решении таких вопросов, как предоставление жилья и доплаты к заработной плате. Такие возможности у города есть, и нужно их использовать". Прекрасно! Дальше - лучше: "Городская власть обязана обеспечивать тщательное выполнение таких мер, находящихся целиком и полностью в ее ведении, как приведение в порядок освещения дворов и парадных, установка кодовых замков, укрепление входных дверей подъездов". Отлично!!! Ну а главное? "Буду настойчиво добиваться от федеральной власти, в ведении которой находятся правоохранительные структуры, улучшения работы соответствующих служб на территории нашего города". Ну, и на том спасибо.

ЕЩЕ

Кроме вышеперечисленного, здесь ничего не сказано: о подготовке к зиме, бесплатных лекарствах и вообще здравоохранении, образовании, проблемах молодежи, развитии "спальных" районов, безработице, проблемах садоводов, перебоях с тепло- и водоснабжением, национальном вопросе, свободе слова и региональных СМИ, управлении городским имуществом и сохранении памятников архитектуры, ни слова нет о культуре и спорте, развитии туризма, выведении промышленных предприятий из центра города, финансовых отношениях с федеральным центром, "разрыве" метро и еще многих первоочередных городских проблемах. В Питере таких не меньше полета.

Как их будет решать команда Матвиенко - пока не ясно. И искать ответы на этот вопрос в предвыборной программе, если честно, - наивно. Как сказал Путин: "Решать задачи в ходе предвыборной кампании - это одно, а решать задачи развития города - это другое". А Валентина Ивановна обнадежила: "У меня хорошая рабочая форма, и я готова заниматься конкретной практической работой".

В общем, впереди опять большая работа. Остается только надеяться, что она будет именно конкретной и практической. Как слова президента РФ: "Губернатор все равно будет во всем виноват, даже если он ни в чем не виноват".

МК в Питере, 15.10.2003

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Россия, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 55. Этот адрес в Приморском районе города давно стал именем нарицательным. Около трех лет назад в четырехэтажное здание на ул. Савушкина переехали несколько сотен человек, основная задача которых — пропаганда патриотических ценностей. Работа сотрудников «фабрики троллей», предположительно созданной и спонсируемой петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, сводилась к написанию нон-стоп-комментариев под вымышленными именами в блогах и соцсетях в Рунете. В январе 2017-го вместе с телеканалом RT «Агентство интернет-исследований», одно из первых предположительных юрлиц «фабрики троллей», упоминались в докладе американских спецслужб о вмешательстве России в выборы президента США. А вскоре после избрания Дональда Трампа было создано несколько комиссий в конгрессе и Сенате, которые ведут расследования этого инцидента.
Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru