Rambler's Top100
Лениградская Правда
17 ОКТЯБРЯ 2017, ВТОРНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Лоск и пыль невских музеев
3.02.2003
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ледокол "Красин" обрел порт приписки. Распоряжением Минимущества закреплен отныне за Музеем Мирового океана, находящимся в Калининграде.

Но последний рейс к калининградскому причалу "Красину" делать не придется. Знаменитый на весь мир ледокол не встанет рядом с океанскими научными судами "Витязь" и "Космонавт Виктор Пацаев", а останется навечно на Неве.

"Российская газета" не раз писала о сложнейших перипетиях в истории этого уникального судна. Сотни тысяч бюджетных рублей были потрачены на его восстановление и ремонт, однако много лет судьба ледокола оставалась нерешенной. И вот, похоже, история его злоключений завершена.

- Ледокол "Красин", - сказала нашему калининградскому корреспонденту директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова, - как памятник федерального значения и как федеральная собственность будет передан нам - в оперативное управление, но находиться он будет в Санкт-Петербурге. На этот счет есть решения министра культуры РФ. "Красин" останется в Санкт-Петербурге и станет филиалом Музея Мирового океана. Нами подготовлен перечень всего имущества ледокола, который уместился на 250 листах. Теперь мы знаем, что находится на "Красине".

Нового хозяина "Красин" обрел, но вот станет ли он таким музеем, о котором мечтал многие годы не так давно ушедший из жизни его капитан-директор Лев Бурак, остается пока неясным. Сколько в свое время было заманчивых планов о рейсах в порты Европы. Впрочем, "Красин" и по сей день приглашают в Италию, где от желающих побывать на его борту просто не будет отбоя.

В мире более 200 кораблей превращены в музеи, а вот живой, способный плавать по морям, - один ледокол "Красин".

МОЛОДОЙ петербургский скульптор Арсен Аветисян подарил городу две неожиданные для стилистики северной столицы скульптуры: "Цирк приехал!" и "Размышление о маленьком принце". И эта авангардная пластика странным образом не разрушает канвы классического "блистательного Санкт-Петербурга".

Петербуржцами тепло были восприняты его работы. Постаментом для них являются маски, непременный атрибут философии жизни, "считываемой" художником как непрерывный маскарад. "Все искусство жизни, - говорит Арсен, - сводится к тому, чтобы понять, кто перед тобой: шут в короне или король в шутовском колпаке".

И хорошо, что нынешние хозяева Петербургского цирка на Фонтанке решили установить одного из веселых бронзовых комедиантов прямо перед фасадом чрезвычайно популярного среди больших и маленьких петербуржцев здания. С прошлого лета их зазывает на представления веселый гимнаст, трубящий в рожок.

Салонная, утонченно-чувственная скульптура Арсена Аветисяна вышла на улицы северной столицы и оказалась вполне органичной им. Это еще раз стало очевидным после открытия Парка современной скульптуры на территории, прилегающей к зданию 12 Петровских коллегий. Здесь выставлена скульптурная композиция Аветисяна, навеянная "Маленьким принцем" Антуана де Сент-Экзюпери.

Двуликий арлекин в забавной шапочке с рожками погружен в чтение старинного фолианта: одна часть лица его отражает состояние предельной сосредоточенности и грусти, другая - мальчишеского лукавства. И сидит сей неожиданный персонаж на горе старых книг, вобравших всю мудрость человечества, достаточно взглянуть на их корешки с именами авторов. И при чем же в этом закодированном послании Маленький принц, спросите вы? Где он, посланник небес, перелетающий с одного пронумерованного астероида на другой в поисках понимания и любви?.. Да вот же он (словно сошедший с известных иллюстраций самого Экзюпери), присевший ненароком на пирамиду из книг где-то в боковой части монумента!.. Прелестная находка автора.

- Не следует воспринимать этот образ как памятник литературному герою, - пояснил Арсен Аветисян. - Это фантазия с философской начинкой...

Наверное, именно эта интеллектуальная недосказанность и завораживает зрителя, подталкивая к размышлениям о ребенке, живущем в каждом из нас.

ПЕРВЫЙ российский государственный музей Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук) пребывает в плачевном состоянии, хотя и числится с 1992 года в списке "особо ценных объектов культурного наследия народов РФ".

Нахождение в этом списке более чем оправдано. У "Кабинета редкостей" (так часто переводили в России слово "куншткамера") завидное число посетителей - около миллиона в год, внушительное число единиц хранения - без малого два миллиона, число научных отделов как в научно-исследовательском институте, а также 16 выставочных залов, где размещены экспозиции, ценность и уникальность которых ни у кого не вызывают сомнения.

Но здание Кунсткамеры, которое в XVIII веке было названо "одним из самых превосходных сооружений такого рода в Европе", сегодня нуждается в капитальном ремонте. В удручающем состоянии находятся фасады примыкающего к Кунсткамере музейного флигеля и здания отдела антропологии, почти половина выставочной площади закрыта для посетителей (причины - аварийное состояние одних помещений и поэтапная реконструкция других), в экспозиции находятся - без цифры не обойтись - всего 9117 экспонатов, то есть 0,56 процента коллекций. У музея в течение многих лет даже не было возможности показать своим гостям знаменитый Готторпский глобус - самый большой глобус в мире, некогда подаренный Петру I в Германии.

Без малого двадцать лет закрыт находящийся в аварийном состоянии один из самых больших выставочных залов, в котором размещалась выставка "Происхождение человека и древнейшая история человечества". И на протяжении этих двадцати лет сотрудники Кунсткамеры посылают запросы в соответствующие инстанции, доказывая необходимость ремонта крыши, ликвидации протечки, восстановления интерьера зала... Безрезультатно.

"Редкости", привезенные в Петербург знаменитыми российскими путешественниками или собранные в ходе научных академических экспедиций, хранятся в помещениях с мокрыми разводами на потолках и плесенью на стенах. В таких условиях гибель коллекций неизбежна. Но ремонт фондохранилища невозможен не только из-за нехватки средств, но и из-за отсутствия резервных помещений: экспонаты просто некуда поместить на период реконструкции.

Поэтапное восстановление выставочных залов и других помещений самой Кунсткамеры, благодаря ежегодно выделяемым пяти миллионам рублей, все же производится. Однако при сохранении таких темпов финансирования, посетители смогут увидеть более или менее полную экспозицию музея только лет через 15-20...

Мы не можем просто восстановить экспозицию, посвященную, к примеру, истории Кунсткамеры, - считает директор музея доктор исторических наук Юрий Чистов. - ...Мы должны представить результаты новейших исследований, последних конференций по этому вопросу, рассказать о философии ранних европейских музеев... Но чтобы создать качественную современную экспозицию хотя бы в одном зале необходимо затратить в среднем от 50 до 70 тысяч долларов...

Кунсткамера включена в программу празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Но винить город в том, что средства на подготовку к участию музея в праздновании поступили в размере 0,0 рублей, формально нельзя. Кунсткамера - "объект" федеральный, и находится на попечении у Российской академии наук, которая, как ни печально, также не проявляет заботы о своем знаменитом музее. Материальная поддержка научной деятельности Кунсткамеры осуществляется, но музей непосредственно денег не получает вовсе.

Преодоление целого комплекса проблем, по мнению Юрия Чистова, возможно только в том случае, если Академия наук пересмотрит свою позицию в отношении Кунсткамеры - музея, в котором она была основана и работала на протяжении более 70 лет, музея, изображение которого является логотипом РАН. Только тогда Кунсткамера сможет надеяться на строительство дополнительного здания, где разместятся: фондохранилище, зал для временных выставок, музейная зона, удобный гардероб, кафе. Парадокс, но постановление об "объектах национального достояния", которым удостоили Кунсткамеру, на практике лишило "Кабинет редкостей" сразу нескольких источников дополнительного финансирования в рамках программ РАН.

В ответ на просьбу о помощи директор Кунсткамеры услышал от петербургских коллег по Санкт-Петербургскому научному центру РАН совет - отказаться от "почетного" звания "объект культурного наследия народов РФ".
Российская газета, 3.02.2003


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru