Rambler's Top100
Лениградская Правда
11 ДЕКАБРЯ 2017, ПОНЕДЕЛЬНИК
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
Фанерный щит Смольного
29.01.2003
До празднования 300-летия Санкт-Петербурга осталось немногим более 100 дней. К грядущему юбилею президент Путин поручил отреставрировать 19 культурно-исторических памятников, и только в 2002 году на эти цели было выделено полмиллиарда рублей. Однако чиновники полпредства президента по Северо-Западному федеральному округу доложили, что 8 объектов из "президентского списка" отреставрированы не будут.

Корреспонденты ГАЗЕТЫ посетили объекты, которые не успевают отреставрировать к юбилею, чтобы выяснить, в чем дело.

Только ангел успеет к юбилею

Точно не успеют реконструировать Смольный собор, часть Петропавловской крепости, Академию художеств имени Репина, Шуваловский дворец, театр Музыкальной комедии, Ботанический институт имени Комарова и ряд других архитектурных достопримечательностей Петербурга.

Строительные работы в Петропавловской крепости можно увидеть, лишь высоко задрав голову: на оконечности 120-метрового шпиля шевелятся три микроскопические фигурки монтажников, почти не различимые за переплетениями деревянных лесов. Они совершают какие-то манипуляции с фрагментами ангела-флюгера, поднятыми туда 21 января. Сильный ветер относит далеко в сторону их производственные реплики.

У подножия собора, который через несколько месяцев станет центром празднования юбилея Северной столицы, пустынно и неуютно. Редкие и немногочисленные группы туристов фотографируются на фоне фасада "Монетного двора" и старательно обходят ледяные торосы, которыми покрыта вся внутренняя площадь крепости. Петропавловка в любительские фотообъективы не попадает – она целиком задрапирована фанерными щитами и напоминает бедный рождественский подарок, завернутый в грязно-желтую бумагу. За этими временными фанерными стенами (так называемыми тепляками) сейчас, в принципе, должна кипеть работа. Однако Петропавловка выглядит совершенно пустынной, а в роли "производственных звуков" выступают колокола на башне собора, отбивающие очередной час.

На соседнем с собором одноэтажном служебном здании несколько рабочих в ярко-синих комбинезонах меняют кровлю. Как сказал один из них, никакого касательства к ремонту главной архитектурной достопримечательности они не имеют. Работают здесь уже не первый день, а что будут приводить в порядок потом, их не касается - "по этому поводу пусть у начальства голова болит".

Во второй половине дня на аллее, ведущей к собору, появляется "Петр Первый" – рослый молодой человек, одетый по моде 300-летней давности. Ассистент "самодержца" предлагает сфотографироваться на память вместе с историческим персонажем. На вопрос, бывают ли здесь производственные авралы с большим наплывом рабочих и техники, работник фотокамеры неопределенно пожимает плечами: "Не припоминается". Хотя, по словам фотографа, с месяц назад здесь была одна "горячая" неделя: "Привозили и разгружали какие-то массивные ящики или контейнеры и что-то целыми днями сколачивали. Но затем наступил "перекур". И сейчас опять, видите, никого нет".

Один из служащих комплекса прокомментировал ситуацию так: "Останется неделя до юбилея - все и завертится. И сделают вовремя, и отчитаются, как надо". Выдав этот оптимистичный прогноз, знаток местных нравов отправился дальше по своим делам.

Фанерный щит Смольного

Смольный собор встречает туристов огромным фанерным щитом, раскрашенным в цвета российского триколора. Судя по надписи на нем, собор отреставрирован почти месяц назад. "Начало работ: 1 апреля 2002 г. Окончание: 30 декабря 2002 г." - повествует деревянный документ. Триколор, изрядно промытый бесконечными питерскими дождями, выглядит блекло и потерянно. Собор производит похожее впечатление.

На самом деле реставрационные работы здесь даже не начинались. Достаточно подойти к Смольному ближе, как "красоты" архитектурной деградации исторического объекта проявляются во всех подробностях. Штукатурка на великолепных барочных украшениях стен и колонн осыпалась и обнажила кирпичную кладку. Лепные пилястры пробиты и зияют черными дырами. Купол здания, заключенный в деревянные леса, обжит пока только стаей ворон, которые громко скандалят, перелетая с места на место.

Справа от собора расположился вагончик строительной "бытовки", вмерзший в лед всеми четырьмя колесами. Судя по всему, вагон давно необитаем. О строительных работах на территории Смольного говорят разве что две "мертвые" электролебедки (справа от фасада и с тыльной стороны собора) да небольшая кучка свежих опилок на земле. Никакой другой техники здесь не водится. Неподалеку человек шесть рабочих копают траншею и укладывают в нее гидроизоляцию. Единственный эпицентр созидания, впрочем, самого собора не затрагивает – работы ведутся возле соседнего здания, которое занимает один из комитетов городской администрации.

Как и в Петропавловке, рабочие совершенно не в курсе того, оставят их на этом объекте или перебросят куда-нибудь еще. Оплатой труда они в целом довольны: "Платят вовремя, получаем тысяч 7- 8 рублей. Слыхали, что есть места, где и поболее платят. К примеру, на Константиновском (дворце) в Стрельне. Но там ведь другой трест работает".

Сад к юбилею не расцветет
В Ботаническом саду имени Комарова реставрационные работы ведутся с той же вальяжной неспешностью, что и на "юбилейных" объектах в историческом центре города. Хотя косвенных признаков начавшейся реконструкции в саду хватает. Длинная, засыпанная снегом траншея, сваленные по обочине дороги огромные бухты гофрированных пластиковых труб, какие используются для прокладки канализации. Обнаружился даже трактор, впрочем, абсолютно необитаемый. Вывеска на дверях одного из административных зданий сообщает, что на втором этаже развернут штаб стройки, которую ведет генподрядчик ООО "Строительная компания "Природа-сервис". Стремительное военное слово "штаб" на деле оказывается огромной черной лужей в вестибюле и чередой закрытых дверей на указанном этаже. Местный сотрудник объясняет, что в "штабе" никого нет, и когда появятся - неизвестно.

Неподалеку от здания обнаруживается зеленый вагончик строителей. Однако ни в нем, ни вокруг нет ни единого человека, хотя бы отдаленно напоминающего строителя.

Двух работников, теоретически подходящих на роль реставраторов, удалось обнаружить в вестибюле одного из корпусов. Однако это оказались местные разнорабочие, никакого отношения к строительству не имеющие. Выяснилось, что никаких строителей здесь нет уже давно. "Если и появляются, то буквально на несколько часов - что-то лениво покопают и испаряются опять на неопределенное время", - признались случайные свидетели.

Между тем, работы реставраторам в Ботаническом саду хватает. Деревянные рейки, из которых собран весь несущий каркас самой старой оранжереи, от купола до фундамента почти полностью сгнили, а руководство сада ютится в покосившемся и облупившемся деревянном домике жалкого вида.

Леса на разборку, мусор - в колодец

Шуваловский дворец признали объектом первостепенной юбилейной важности и одели в строительные леса одним из первых – еще в конце 2000 года. Однако за это время внешне здесь мало что изменилось. Разве что леса и деревянный настил на тротуаре возле дворца облагородили проводкой электрического освещения. Время от времени из окон дворца строители выбрасывают горы производственного мусора в гигантский полуприцеп-контейнер и поднимают с помощью лебедки мешки с цементом. Однако сейчас здесь нет никаких примет производственной активности – рабочие отсутствуют в принципе.

Между тем Шуваловский дворец – не совсем обычный объект. Если Смольный собор или Ботанический сад любой vip-кортеж сможет при желании объехать другой дорогой, то с Шуваловским этот номер не пройдет – дворец отлично просматривается с Аничкова моста и Невского проспекта. Поэтому леса к маю с него наверняка снимут, а контейнер для отходов стройки загонят в ближайший двор-колодец.

Госстрой ждет весну

Оставшиеся проблемные объекты – Адмиралтейство, Академия художеств, театр "На Моховой" и театр Музкомедии - также реставрируются спустя рукава. Около Адмиралтейства никакой строительной активности не замечено, леса пустуют и строители отсутствуют. В театре "На Моховой" и театре Музкомедии идут внутренние отделочные работы. То же самое происходит и в Академии художеств.

Простой на реставрируемых объектах представители Госстроя объясняют так: "Зимой вести фасадные работы нетехнологично и даже вредно – весной многое придется переделывать. Как только потеплеет, тут же начнутся реставрационные работы, а пока будем делать внутри".

"Я считаю, что наиболее проблемные – это Смольный собор и Ботанический институт, - отмечает руководитель Северо-Западного управления Госстроя Михаил Новиков. - По остальным объектам работы будут сделаны в срок".

СПРАВКА

300-летие Санкт-Петербурга будет отмечаться в мае 2003 года. По поручению президента России к этому времени в первоочередном порядке должны быть отреставрированы 19 объектов: историко-архитектурный ансамбль "Петропавловская крепость", Академический театр драмы имени А.С. Пушкина, театр Музыкальной комедии, Академия художеств имени И.Е. Репина, учебный театр "На Моховой", Шереметевский дворец, особняк Шувалова, концертно-выставочный комплекс "Смольный собор", Российская национальная библиотека, Летний сад, государственный музей-заповедник "Петродворец", Ботанический институт им. В.Л. Комарова, Александровский лицей, Военно-медицинская академия, Центральный военно-морской музей, главное Адмиралтейство, Воронцовский дворец, Александровский парк и Государственный музей-заповедник "Ломоносов". Финансирование работ осуществляется за счет федерального бюджета. Только в 2002 году для этих целей было выделено около 500 млн. рублей.


Петропавловская крепость

Петропавловская крепость была заложена в 1703 году близ устья Невы, на Заячьем острове, по чертежу Петра I. День начала сооружения крепости - 16 (27) мая 1703 г. - считается днем основания Санкт-Петербурга. Одновременно началась застройка Васильевского острова. С 1706 по 1740 годы первоначальные земляные стены и бастионы Петропавловской крепости были заменены каменными. В 1780-х по желанию Екатерины II стены крепости со стороны Невы были облицованы гранитом.

Смольный собор

При основании Санкт-Петербурга Петр I определил за чертой города место для Смольного двора, где варили смолу для корабельного дела. Рядом был построен небольшой дом, получивший название Смольный дворец. В 1748 г. по заказу Елизаветы Петровны придворный архитектор Растрелли начал строительство монастыря. Екатерина Великая повелела создать в недостроенном Смольном монастыре учебное заведение для девочек типа монастыря Сен-Сир под Парижем. Строительство Смольного собора было завершено в 1835 г. Он был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова.

Ботанический сад

Сад Ботанического института РАН им. В.Л. Комарова (бывший Императорский Ботанический сад Петра Великого) основан в 1713 г. Площадь парка-дендрария - 16,5 га. Площадь оранжерейного комплекса - 10 га. Сад располагает уникальной, одной из лучших мировых коллекций тропических и субтропических растений, насчитывающей более 6500 видов и разновидностей. Основная проблема Ботанического сада - ветхость коммуникаций. Из-за этого почти каждую зиму отопительная система размораживается, уникальные и редкие экземпляры теплолюбивых пальм погибают, коллекции растений наносится ущерб.

Шуваловский дворец

Дворец Шувалова на набережной реки Фонтанки, 21, является одним из самых красивых исторических зданий Санкт-Петербурга, построенных в XVIII веке. Особняк дважды менял своих владельцев и перестраивался, но в нем сохранился самый большой зал города - Белоколонный (440 кв. м). Он, а также залитая светом роскошная Синяя гостиная (130 кв. м) до сих пор являются главными площадками Петербурга для проведения конференций, конкурсов и дефиле. Во дворце имеются и другие уникальные интерьеры - Золотая (95 кв. м) и Красная (97 кв. м) гостиные, а также Рыцарский зал (70 кв. м).

Адмиралтейство

Здание Главного Адмиралтейства имеет долгую строительную историю. По легенде, Петр I вместе с Александром Меншиковым выбрали место для Адмиралтейства сразу же после закладки города-крепости 16 (27) мая 1703 г. После недельных поисков Петр и Меншиков причалили у левого берега Невы чуть ниже Заячьего острова, где было выбрано место для верфи. Еще когда не было известно, где будет расположена новая верфь, Петр I уже называл ее Адмиралтейской. И эту часть города, ограниченную Невой и Мойкой, сразу нарекли Адмиралтейским островом. П-образный план нынешнего сооружения следует плану верфи, заложенной 5 ноября 1704 г. по чертежу Петра I. В журнале Петра тогда появилась пометка: "Заложили Адмиралтейство и были в Остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен". Эти размеры так и остались неизменными с петровских времен (длина главного фасада 407 м, боковых - 163 м). Остался неизменным и общий план, лично начертанный императором. Позже вокруг здания был воздвигнут земляной вал и установлены пушки – опасались нападения шведов. Крепость вокруг Адмиралтейства просуществовала еще около века и была снесена только в начале XIX века. В 1732- 1738 гг. здание было перестроено в камне Иваном Коробовым, включившим в центр композиции башню с позолоченным шпилем. В 1806- 1823 гг. по проекту Александра Захарова проведена радикальная перестройка, превратившая утилитарное сооружение в торжественно-импозантное здание, символизирующее величие и мощь Российского государства. Башня Адмиралтейства является не только композиционным центром здания, но и осью планировочной структуры города, поскольку на нее ориентированы три луча основных радиальных магистралей - Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта.

Театр «На Моховой»

Учебный театр на Моховой - здание в своем роде культовое в истории Санкт-Петербурга. Оно было построено в начале XX века на средства князя Тенишева, задумавшего создать образцово-показательную школу нового принципа. Тенишевское училище заметно выделялось среди образовательных учреждений России начала прошлого века. Причем прославилось училище не только своими первоклассными педагогами, но и блистательными выпускниками. Достаточно назвать имена Владимира Набокова и Осипа Мандельштама. Зал в форме греческого амфитеатра, изначально построенный как актовый, а затем приспособленный под театральные постановки, слышал В. Маяковского, В. Хлебникова, В. Брюсова, А. Блока, С. Есенина, З. Гиппиус, Д. Мережковского, А. Ахматову, М. Горького. На этой сцене в 1914 г. Всеволод Мейерхольд осуществил знаменитые постановки пьес А. Блока "Балаганчик" и "Незнакомка", а в 1921 г. здесь расположился первый в мире Театр юных зрителей под руководством А. Брянцева. С 1962 года здание стало частью Театрального института, впоследствии Государственной академии театрального искусства.

Академия художеств

Здание Академии художеств располагается на Университетской набережной между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова. Построено по проекту архитекторов А.Ф. Кокоринова и Ж.Б. Валлен-Деламота в 1764- 1788 гг. Сохранилось почти без изменений и представляет собой один из лучших образцов архитектуры переходного периода от барокко к классицизму. Интересна планировка этого огромного здания: квадратное в плане, оно имеет большой круглый двор в центре (диаметр 40 м) и четыре небольших прямоугольных двора по углам. Фасад, выходящий на Неву, подчеркнут тремя ризалитами с портиками на рустованном первом этаже, прорезанном арочными окнами. Академия художеств, или, как она называлась в далеком прошлом, "Академия трех знатнейших художеств", была основана в 1757 году. В настоящее время в здании Академии художеств расположен Институт живописи, скульптуры и архитектуры.

Театр музыкальной комедии

Здание Театра музыкальной комедии, расположенное на одной из старейших улиц Санкт-Петербурга - Итальянской, было построено в 1799- 1801 гг. предположительно по проекту архитектора Е.Т. Соколова. Здание было одним из многочисленных доходных домов семьи Лазаревых и известно под названием Садового дома Лазаревых. В 1842- 1846 гг. здание перестроено по проекту архитектора Л. Вендрамини. В 1892- 1896 годах оно капитально отремонтировано с частичной перепланировкой по проекту архитектора А.С. Хренова. В конце XIX века здание принадлежало княгине Урусовой. В 1896 г. его приобрел великий князь Николай Николаевич (младший) и впоследствии передал его своей протеже - актрисе Александринского театра И. Потоцкой. Вероятно, в этот период интерьеры второго этажа приобрели отделку дворцового типа. Вскоре после пожара 1910 г. дворец был передан предпринимателю И. Пыльцову и по проекту инженеров И. Бальбашевского и А. Максимова приспособлен под театр. Для этого в объеме бывшего дворца возвели два зала: нижний для ресторана-кабаре и верхний - зрительный. Интерьеры театра носят отпечатки различных архитектурных стилей.
Газета, 29.01.2003


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
Загрузка...
    ТЕМЫ ДНЯ         НОВОСТИ         ДАЙДЖЕСТ         СЛУХИ         КТО ЕСТЬ КТО         ПИТЕРСКИЕ АНЕКДОТЫ         ССЫЛКИ         БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА         FAQ    
© 2001-2008, Ленинградская правда
info@lenpravda.ru