Rambler's Top100
Лениградская Правда
19 MARCH 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Нефтяные разливы "Роснефти"
5.07.2018 12:20

По данным Минприроды в России в результате аварий на объектах добычи и транспортировки нефти в окружающую среду поступает около 1,5 млн. тонн нефти в год, что вдвое превышает объем разлива нефти в Мексиканском заливе в 2010 году в результате аварии на платформе British Petroleum. Гринпис, опираясь на независимых экспертов дает цифры в три раза больше, чем Минприроды. Основная причина разливов нефти – ржавые трубы. По оценкам Гринписа ежегодно случается более 25 тысяч аварий, в результате которых гибнет окружающая среда.


Интернет-журнал «7x7» и «Гринпис России» организовали блог-тур «Дырявые трубы» в Сургутский район ХМАО, чтобы журналисты сами смогли оценить масштабы катастрофы. От ТВ2 в Югру отправилась Виктория Мучник.

Утопая в нефти
Фото: Алексей Владимиров

Найти нефтеразливы на территории Югры, где работает компания Роснефть, нетрудно. Их хорошо видно на снимках со спутников и почти все они отмечены на картах Гринписа. Два часа пути от Сургута – и мы под руководством руководителя проекта энергетической программы Гринписа России Елены Сакирко без труда находим нефть. Много нефти.

Видео: Виктория Мучник, Александр Сакалов

Освоение нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском округе началось еще в 50-е – 60-е годы, —рассказывает Елена Сакирко на месте первого нефтеразлива, у которого мы остановились.— Здесь, по данным экспертов, добывают около 60% всей российской нефти. Это территория Мамонтовского месторождения Роснефти,  одной из крупнейших российских нефтяных компаний. Нефтеразливы здесь, как правило, происходят по нескольку раз. На одних и тех же местах. Если ехать дальше по этой дороге, то вы сами увидите, что это как бы один такой большой разлив. Там постоянно происходят аварии, периодически их засыпают песком и сдают эти участки, как рекультивируемые. Но на самом деле это не является настоящей рекультивацией. Почва не восстанавливается, нарушается гидрологический режим, нет растительности.

Основная причина разливов нефти – аварии на нефтепроводах из-за ржавых труб. Максимальный безаварийный срок службы промысловых нефтепроводов зависит от природно-климатических условий, места размещения, транспортируемой среды, материала изготовления и составляет при наиболее благоприятных условиях порядка 20 лет. Для некоторых нефтепроводов и природно-климатических условий такой срок может составлять  и менее 5 лет .  По разным оценкам износ нефтепроводного парка в России на сегодняшний день составляет порядка 50-70 % .

Утопая в нефти
Фото: Виктория Мучник
Утопая в нефти
Фото: Виктория Мучник

Убедиться в том, что основная причина утечки нефти - это старые трубы, нетрудно.  Хозяин труб также очевиден. Везде стоят фирменные таблички Роснефти.

По нашей оценке 200 млрд рублей в год – эта та сумма, которая недоинвестирована в замену нефтепроводов, — продолжает рассказывать Елена Сакирко. — Это та сумма, которая необходима нефтяным компаниям, чтобы в течение 5-7 лет заменить полностью парк трубопроводов. Мы брали данные по топ-7 нефтяных компаний России. Это примерно 10 процентов от ежегодного дохода компаний. Но компании предпочитают получать больше денег, а не вкладывать их в замену ржавых труб.

Утопая в нефти
Фото: Гринпис России

Стоимость программы модернизации промысловых нефтепроводов России оценивалась в 2014 году тогдашним министром природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Донским в 1,3 трлн. рублей.

В том же докладе отмечалось, что согласно  принятым в 2013 году новые Правилам безопасности в нефтяной и газовой промышленности, определены сроки замены трубопроводов (не менее 1 раза в 8 лет). Судя по результатам наших наблюдений трудно предположить, чтобы регламент этот нефтяниками исполнялся хоть в какой-то мере.

Сокращение операционных расходов за счет недоинвестирования в охрану окружающей среды позволяет нефтяным компаниям экономить значительные средства и создает конкурентные преимущества по отношению к зарубежным компаниям. Рентабельность добычи нефти в России является более высокой, чем у зарубежных конкурентов.

Секрет успеха – у нас перед глазами!

Следующая наша остановка - у нефтяного амбара. Это такая глубокая яма, в которую сливают нефть, собранную на месте аварии. По мнению экологов нефть из амбаров должна откачиваться и поступать на нефтепереработку. Однако, как долго нефть остается в таких ямах и перерабатывается ли она вообще,  в Гринписе не знают.

Амбар Роснефти
Амбар Роснефти
Фото: Виктория Мучник

Измерив глубину амбара, которая составила порядка полутора метров, двигаемся дальше. Везде воняет мазутом.  Дышать тяжело.

А вот и так называемая рекультивация земель. То есть в теории – попытка восстановить то, что разрушили. Зовут смотреть. Громадный кусок земли. В теории рекультивация должна была заключаться в следующем: разлившуюся нефть – то что можно – должны собрать, остальное подвергается микробиологической очистке (используются для этого специальные микроогранизмы), затем территорию засыпают песком, смешивают нефтесодержащий слой грунта с другими слоями, засевают загрязненный район травами. У нас же перед глазами пока горы песка и проступающая сквозь песок нефть.


Очень большой разлив нефти здесь случился 2 или 3 года назад. Здесь было настоящее море нефти.  По площади рекультивации видно, какого масштаба были эти разливы. И в общем,  слово «были» здесь не очень правильное. Нефть еще осталась и я не вижу, чтобы сейчас здесь кто-то работал, — отмечает Елена Сакирко.

Утопая в нефти
Фото: Виктория Мучник

Надо отметить, что в ходе всей нашей экспедиции нас заботливо сопровождала машина службы безопасности Роснефти. За нами наблюдали. Просьбу представиться игнорировали. Впрочем, снимать и фотографировать нефтеразливы не запрещали.

Трудно оценить, какую часть промышленной территории Роснефти нам удалось обойти, но и того, что мы увидели достаточно, чтобы понять: это настоящая экологическая катастрофа. Только ее мало кто видит! Добраться до территорий разливов самостоятельно мало кто способен. В результате нефтяникам легко удается скрывать следы своей деятельности.


Впрочем, не особо-то они их и скрывают. По крайней мере так считает Алексей Ковалевский, заместитель руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды Югры. На встрече с журналистами он представил официальную статистику, согласно которой в 2017-м году на нефтепроводах компании «Роснефть» в Ханты-Мансийском округе произошло 3496 аварий. Т. е. приблизительно по 10 нефтеразливов в день! Площади, загрязненные нефтью, составляют порядка 3,5 тысяч гектаров.

Утопая в нефти

У нас формируется реестр с 2011 года и по сути мы знаем где и когда произошел тот или иной разлив. По состоянию на 1-е января 2018-го года в реестре содержится информация о 17997 участках общей площадью 3,5 тысячи гектаров. Мы знаем где, какой участок, когда образовался, какова его площадь и когда участок включен в долгосрочную программу рекультивации, — рассказал журналистам Алексей Ковалевский.

            

Представитель Природнадзора Югры подтвердил, что основная причина аварий – ржавые трубы. Он рассказал, что «высокоагрессивная перекачиваемая среда», то бишь, скважинная жидкость, приводит к ручейковой коррозии, которая в 70 % приводит к порывам трубы. «Мы понимаем, что нефть — это не совсем жидкость, в том виде в каком мы ее привыкли на бензоколонке видеть,— пояснил Алексей Ковалевский. — Это водогазонефтянная эмульсия, которая в том числе содержит в себе и твердые частицы, которые при движении по трубопроводу работают как наждак. Они режут трубу по нижней кромке и любые дефекты стали, в том числе и скрытые, они выявляют очень быстро. Это особенность нефти ХМАО. Есть легкие виды нефти, которые не содержат в своем составе такого объема примесей и воды».


По словам Ковалевского, средства, которые выделяются на реконструкцию трубы измеряются в миллиардах рублей. Однако протяженность трубопроводов в Югре составляет свыше 112 тысяч километров и чтобы убрать все прогнившие трубы нужно менять по 10- 20 процентов в год минимум. Но это не всегда получается. Сезон замены трубы очень короткий. Это связано с местными природными условиями — основная масса трубопроводов проходит через болота. Летом и в межсезонье, по словам Ковалевского, на эти территории попасть просто невозможно. Основная работа ведется только в зимний период, когда грунт промерзает и тяжелая техника может подойти.

Утопая в нефти
Фото: Виктория Мучник

Основной вклад в аварийность вносит компания Роснефть, отметил представитель Природнадзора ХМАО. — Главный район порывов находится в Нефтеюганском районе. Месторождения старые, по сути с Кондинского Нефтеюганского района начиналось развитие нефтегазовой отрасли в Югре. И к сожалению наследие советского периода и конца 90-х, когда у нас компания Юкос активно эксплуатировала месторождения, но не вкладывала финансовые средства в инфраструктуру, привели к тому, что на сегодняшний момент Роснефть оказалась в лидерах. Компании Лукойл и Сургутнефтегаз, активно применяющие современные инновационные способы защиты трубы и вкладывающие средства в капитальный ремонт и замену, особых проблем не имеют. В 2017-м году у компании Лукойл произошло 29 инцидентов, у Сургутнефтегаза 4-5.

На вопрос журналиста ТВ2, почему Сургутнефтегаза всего 4 аварии в год, а у Роснефти почти 4000, Алексей Ковалевский посоветовал нам обратиться за комментарием к Ростехнадзору, потому что  это они дают разрешение на эксплуатацию опасных производственных объектов. «В чем причина такого расхождения, для нас остается загадкой» — ответил Ковалевский.

Для Михаила Ходорковского никакой загадки тут нет. Мы попросили его прокомментировать упрек Природнадзора Югры: мол, аварии на нефтепроводах происходят потому, что Юкос 15 лет назад не инвестировал в инфраструктуру.

У Сечина на трубопроводах за год в 1000!!! раз больше аварий, чем у Богданчикова! Кто виноват? Конечно, Ходорковский!

Ведь когда у него 15 лет назад отняли компанию, он не позаботился, чтобы проложенные и отремонтированные при нем трубопроводы служили вечно.

Какая неожиданность! Оказывается на деньги компании надо не только покупать яхты и содержать охотхозяйства , и даже не только курдов и венесуэльских Мадур финансировать, но и трубопроводы ремонтировать.

Тем более это недорого - ведь теперь сечинский нефтяник получает меньше своего коллеги из Китая, а не втрое больше, как было при проклятом ЮКОСе, — ответил бывший глава нефтяной компании Михаил Ходорковский.

Утопая в нефти
Фото: Виктория Мучник

Пообщаться с представителями нефтяных компаний и задать им вопросы журналистам не удалось.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru