Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Акцизная марка высшей пробы
30.06.2006 00:01
Накануне роковой даты 1 июля, когда прежние акцизные марки станут недействительными, виноторговля приближается к состоянию, заставляющему вспомнить секретаря ЦК КПСС Е.К. Лигачева. Или по крайней мере решить, что правительство РФ взяло под козырек перед санитаром Г.Г. Онищенко, указавшим, что "алкоголь вообще необходимо исключить из цивилизованной жизни". На самом деле ни Лигачев, ни Онищенко тут ни при чем, а при чем куда более простое. Вводя новые акцизные марки, не напечатали их в должном количестве и не обеспечили систему их наклеивания. За полгода наладить маркировку по новым правилам - задача совершенно неразрешимая, и накануне 1 июля МЭРТ и Минфин издают невнятные циркуляры, из которых затруднительно даже понять, кто должен платить за разбитые бутылки. То ли Г.О. Греф, то ли А.Л. Кудрин, то ли, как всегда, никто.

Что даже наводит на мысли об альтернативной истории. Если бы в начале 90-х в правительстве были люди грефо-кудринского калибра, никакой ваучеризации бы не было. И не потому, что она плоха, что нужна другая модель приватизации или вообще никакой приватизации не нужно, а по гораздо более простой причине. Не сумели бы напечатать ваучеры и раздать их населению. Вероятно, не было бы и гиперинфляции. Опять же: не от успехов рестриктивной политики, а всего лишь от неспособности обеспечить работу печатного станка. Бумаги нет, краски нет, клише сделали не того размера — ну как тут деньги печатать? Впрочем, если заглянуть в историю немного дальше, поймем, что в блокадном Ленинграде зимой 1941 г., стой во главе его питерские экономисты, не было бы карточек. Не от продовольственного изобилия, а от все той же неспособности решить техническую задачу: напечатать и раздать.

При том, что проблема акцизных марок не имеет никакого отношения ни к высшей стратегии, ни к трудности непопулярных решений, ни к пережиткам тоталитаризма — ни к чему такому. Питейные сборы — то, чем занимаются все государства (в том числе и не самые передовые), все методики и технологии давно известны, нужно лишь на всех постах, куда тебя направляют партия и правительство, отличаться чувством высокой ответственности за порученное дело. Банальная чиновничья исправность — больше ничего, никаких стратегий.

Вероятно, следует раз и навсегда покончить — по крайней мере при этом правительстве — с призывами к промышленной политике, стимуляции роста и разному прочему дирижизму. Не потому, что ничего этого пока не нужно — нужно было еще позавчера, а потому, что активная промышленная политика подобна если не высшему, то уж, во всяком случае, очень профессиональному пилотажу. Тут нужно чувствовать экономику, как пилот чувствует машину, нужно понимать, когда нужен форсаж, а когда можно выводить в режим автопилота, нужно обладать чувством ответственности — за спиной 150 (resp.: 150 млн) человек жить хотят и, само собой, число взлетов должно совпадать с числом посадок. Никто и не говорил, что промышленная политика — это очень просто. Это очень сложно и ответственно.