Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
За суд без ссуды
22.06.2006 00:01
Антон Иванов. Фото «Газета»
Сегодня на заседании пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) будет рассмотрен законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О статусе судей в РФ". ВАС хочет обязать их ежегодно представлять в суд декларацию о своих доходах и владении имуществом, включая недвижимость и транспортные средства. В декларацию также должны быть включены сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, владении обязательствами имущественного характера. Верховный суд (ВС) тоже разработал законопроект в этом направлении.

Мантия и декларация

Декларации для судей предложил ввести Антон Иванов вскоре после своего назначения председателем ВАС. В законопроекте ВАС говорится, что сведения, содержащиеся в декларации судей, могут быть предоставлены СМИ для опубликования. Документ предусматривает, что ВАС и ВС могут запрашивать в судах копии деклараций заинтересовавших их судей и проводить дополнительную проверку этих сведений. Судью, который не представил в срок декларацию или указал в ней недостоверные и неполные сведения, ждет дисциплинарная ответственность. Вплоть до увольнения. Этот законопроект будет внесен в Госдуму максимум через неделю, сообщили в пресс-службе ВАС.

Госдума его поддержит, уверен член думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Сергей Попов: "Все госслужащие должны представлять информацию о своих доходах, не вижу причины, по которой надо голосовать против". "Честные люди должны доносить на тех, кто живет не по средствам, а судьи, как известно, входят в категорию потенциальных коррупционеров", отмечает один известный адвокат.

В борьбе с коррупцией ВАС не одинок. На днях председатель ВС Вячеслав Лебедев заявил, что надеется на быстрое принятие Госдумой законопроекта об обеспечении прав граждан и организаций на получение информации о деятельности судов общей юрисдикции. Законопроект обязывает суды публиковать в Интернете не только решения об итогах рассмотрения дел, но и размещать сведения о ходе процессов.

Сколько стоит правосудие

Готовят свои предложения по судебной реформе и в ведомстве Германа Грефа. Недавно МЭРТ внес в правительство концепцию новой федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию судебной системы РФ на 2007-2011 годы, в которой, в частности, предусмотрены средства на создание автоматизированной системы видеонаблюдения в кабинетах судей. Напомним: в 2006 году заканчивается срок действия первой ФЦП по развитию судебной системы, на которую с 2002 года из федерального бюджета было выделено 44,8 млрд. руб. Львиная доля этих средств ушла на увеличение зарплат судей, а также на рост штатной численности работников судов. По данным ВС, средняя зарплата судей сейчас составляет почти 60 тыс. руб. в месяц. С 1 июля она повысится еще на 32%, а в 2007 году - на 7,5%. Расходы на материально-техническое обеспечение судов в 2002-2005 годах, по данным МЭРТ, составили более 10 млрд. руб., притом что в программе на эти цели предусматривалось лишь 6,2 млрд. руб. Как рассказал «Газете» начальник главного управления судебного департамента ВС Леонид Смертин, в настоящее время половина из 2 тыс. 840 российских судов общей юрисдикции имеют собственные сайты в Интернете, в конце 2006 года сайты должны быть у всех. А системой видеоконференцсвязи, которая позволяет вести процессы, не перевозя обвиняемых для апелляции в вышестоящие инстанции, оборудованы уже все суды. Вячеслав Лебедев оценивает готовность автоматизированной системы правосудия в РФ на 60%.

Расходы на новую ФЦП на 2007-2011 годы МЭРТ решил уменьшить до 32 млрд. руб., кардинально поднимать зарплаты судьям больше не планируется. Зато заложено 2 млрд. руб. на приобретение судьям нового жилья по сравнению с 80 млн. руб., предусмотренными на это в нынешней ФЦП.

Не гнутся еще козаки

Однако всех этих мер явно недостаточно для появления в России прозрачных и трудно подкупаемых судов. Впрочем, такой шанс может появиться, если Минюст возглавит полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Бывший замглавы администрации президента Владимира Путина и руководитель аппарата правительства отстаивает жесткую позицию по судебной реформе с 2000 года, но большая часть его предложений осталась не реализованной. В частности, по-прежнему пока остается несбыточной мечта Козака об ограничении судебного иммунитета. Во многом предложения полпреда заимствованы из американской модели правосудия, где законодательно закреплен контроль общества за деятельностью судей. В США судья добровольно идет на ограничение своих гражданских прав: его телефонные переговоры могут прослушиваться, он не может встречаться с участниками ведомого им процесса, он фиксирует и предоставляет для проверки записи о всех своих контактах. Это достаточно высокая плата за надежду на то, что судья будет отстаивать собственную независимость и несменяемость, а коррупция пройдет мимо.

Опираясь на этот в целом успешный опыт, Козак предлагает менять законы, регламентировать деятельность судей и прописывать для них новую ответственность. Но его предложения не встречают горячей поддержки у судебного корпуса.

Тем не менее атака на судебную неприкосновенность уже начинается. Замгенпрокурора Владимир Колесников недавно предложил ускорить заведение уголовных дел на судей за взятки. «Как только прошел слух, такого судью надо немедленно повязать», - считает замгенпрокурора, как обычно не заботясь о таких мелочах, как презумпция невиновности.

В российской судебной системе есть что реформировать?

Павел Астахов / адвокат, судья Европейского (Брюссельского) арбитражного суда:

«Наша система правосудия только сформировалась, но ей еще надо пройти очень долгий путь, чтобы действительно стать абсолютно независимой и абсолютно объективной. А на это, к сожалению, уходят годы и даже иногда столетия. В Европе такая система сформировалась за несколько сотен лет, в Америке - за двести пятьдесят. Мы находимся еще в начале пути, и все трудности, которые встречаются, совершенно понятны и объяснимы - это болезнь роста».

Анатолий Лукьянов / бывший председатель Верховного Совета СССР (последний парламент Советского Союза), ныне председатель центрального консультативного совета при ЦК КПРФ:

«Наша судебная система построена по всем законам западной системы и вполне бы могла справляться со своими задачами, если бы не была настолько коррумпирована. Даже повышение зарплаты судей, даже дисциплинарные коллегии не помогают от этого избавиться.

Это связано с тем, что коррупцией пронизана вообще вся система государственных органов, и чиновники сделали из своей деятельности, связанной с осуществлением государственной власти, предприятие по получению ренты.

Кроме того, у нас при советской власти исконно низовое звено судей страны избиралось населением, а вышестоящие звенья - соответствующими советами. Это себя оправдывало, потому что судьи должны были отчитываться перед населением, а оно могло судью отозвать - и таких случаев было немало!

Сейчас все двадцать тысяч судей назначаются президентом. Вы представляете, как он может влиять на их подбор?! Да, избираются судьи Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, но зато по предложению президента избираются их председатели!

Таким образом, судебная система замкнута на президенте, хотя у нас по Конституции каждая власть отделена от другой. Но президент, как бог Саваоф, над всеми ветвями власти!»

Сергей Михайлов / предприниматель:

«Моя оценка российской судебной системы по пятибалльной шкале - тройка! Почему? Несовершенство законодательства, коррупция, бюрократия. А к плюсам я бы отнес ее заметный прогресс в сторону правосудия, более эффективную деятельность контрольных комиссий в высших эшелонах власти и со стороны высших эшелонов власти, возможность любого российского гражданина обратиться в Страсбургский суд, а также институт присяжных заседателей как истинное проявление демократии».

Павел Крашенинников / председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы РФ:

«Судебная система скорее жива, чем мертва, и в ней безусловно больше плюсов, чем минусов. Несмотря ни на что, динамика такова, что количество споров увеличивается и количество споров, рассмотренных в суде, - тоже. Следовательно, люди уже по факту больше доверяют правосудию. Негатив, к сожалению, есть, но он и определяется тем небольшим количеством судей, которые, собственно говоря, этот негатив и привносят. А нормального судью, который качественно работает, не видно и не слышно.

Судебная реформа, на мой взгляд, заключается в трех больших составляющих. Первое - это законодательное обеспечение. Второе - обеспечение правового статуса работников правоохранительных органов, включая судей; сюда входит их независимость, безопасность, зарплата и, естественно, ответственность. И третье - правосознание граждан. Если законодательное обеспечение процентов на семьдесят сформировано, то насчет правового статуса - особенно ответственности - можно говорить еще очень много. А вот правовое сознание, когда граждане не защищают свои права, наплевательски относятся к хамству соседей, работодателей… У нас еще много времени для того, чтобы все это реформировать. Дай бог, чтобы наши правнуки это увидели».

Елена Медведева, Газета , 22.06.2006



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru