Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Почему России не нужны авианосцы
9.06.2006 00:01
Госпрограмма вооружений до 2015 года ставит развитие флота на один уровень со стратегическими ядерными силами сдерживания (фото ИТАР-ТАСС)
Россия не планирует до 2009 года закладку новых авианесущих крейсеров, заявил после совещания по вопросам развития военного кораблестроения вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов. По словам главы Минобороны, "говорить о строительстве авианосцев сейчас преждевременно", хотя такая возможность в перспективе не исключается. При этом после 15 лет развала российский Военно-морской флот входит в период нового развития. "Известия" попытались разобраться, почему этот период наш ВМФ будет без авианосцев.

Госпрограмма вооружений до 2015 года ставит развитие флота на один уровень со стратегическими ядерными силами сдерживания, то есть это главный приоритет государства. Из ассигнуемых на перевооружение армии 4,9 трлн рублей 25% пойдут на обновление корабельного состава ВМФ.

- Я не могу назвать, по понятным причинам, точных сумм, — сообщил Сергей Иванов. - Но это четверть всех расходов госпрограммы вооружений. Так что считайте. Это миллиарды рублей...

За свою историю российский флот возрождался трижды: после Крымской войны, Цусимского разгрома и в середине 70-х—80-х годов прошлого столетия, когда СССР в короткие сроки смог создать ракетно-ядерный флот, сопоставимый по своим боевым возможностям с американским. Развал СССР поставил крест на океанских амбициях России. Тихо прекратила существование программа развития флота, одной из главных задач которой было создание авианесущих группировок, способных автономно действовать в любой точке Мирового океана. К тому времени авианосцы у нас фактически были — это 4 авианесущих крейсера типа "Баку" (на них базировались до 34 летательных аппаратов: 18 противолодочных вертолетов Ка-25 и Ка-27 и 16 истребителей с вертикальным взлетом Як-38). Дополнительно была заложена серия авианесущих крейсеров проекта 1143.6 с "нормальной" — прямой палубой, позволявшей разместить на кораблях истребители Су-33.

К моменту развала СССР в строй успели ввести только один из них — "Адмирал флота Кузнецов". Построенный на 70% крейсер "Варяг" был порезан на "иголки"; так же поступили и с атомным авианесущим крейсером "Ульяновск". Судьба 4 кораблей "Баку" — еще печальнее. При проектировании конструкторы "забыли" об одной мелочи — где, собственно, будут швартоваться эти гиганты — для них не было причалов. Все корабли этого типа находились на рейде военно-морских баз, безостановочно вырабатывая свои ресурсы. Точно такая же участь ждала и крейсер "Адмирал Горшков", но, к счастью, им, как более молодым и современным, заинтересовалась Индия.

По словам Сергея Иванова, сегодня разработана стратегия развития судостроения до 2030 года. К 2010 году в России планируется в 1,5 раза увеличить объемы строительства военных кораблей. Впервые за 15 лет флот заложил целую серию из 40 фрегатов. В 2005 году на всех верфях России построено 6 подлодок и 9 надводных кораблей и катеров. Теперь Минобороны говорит об "океанском" флоте. Свидетельство этого и рост военно-морских учений, дальних походов в Северную Атлантику и Индийский океан. Чтобы соответствовать мировому уровню, российским морякам нужны авианосцы. По словам главкома ВМФ Владимира Масорина, у нас есть проекты авианесущих крейсеров, но об их строительстве можно будет говорить не раньше 2015 года. Дорого, да и технически трудно. Например, у нас нет подготовленных летчиков палубной авиации. Впрочем, как и самих палубных истребителей Су-33. Для подготовки летчиков начали строить спецтренажер "Нитка" (точно такой же, как остался на Украине в Крыму). Как говорят моряки, "в одиночку" в море авианосец "гонять" нельзя — потопят (он слишком уязвим). Как "боссу", ему нужна "охрана" из ракетных крейсеров, эсминцев и противолодочных кораблей, АПЛ. На этом, как говорит Иванов, сейчас как раз и концентрируется отечественная кораблестроительная программа.

Авианесущий крейсер — не авианосец

В России не прижилось определение "авианосец". По легенде, главком ВМФ Сергей Горшков не хотел хоть в чем-нибудь уподоблять советские корабли американским. Советская пропаганда называла американские авианосцы "орудием мирового империализма". С другой стороны, и руководство страны не очень-то разбиралось в классах кораблей, оперируя понятиями "подводная лодка — надводный корабль". Если бы проектировщики назвали в те годы тяжелый авианесущий крейсер "авианосцем", то партийное руководство из-за технической некомпетентности могло бы лишить проект финансирования. Допустить этого адмирал Горшков не мог, прекрасно понимая, что без авианосцев в XXI веке советскому флоту в океане делать нечего. Как вспоминают его сослуживцы, будучи человеком резким и жестким, Горшков личным решением ввел новый в советском ВМФ класс кораблей — "авианесущий крейсер". Тот же "Адмирал Кузнецов" называется "крейсер с авиационным вооружением".

Зачем нужно "нести" авиацию в океан

Плавучий аэродром, как часто называют авианосцы, нужен для того, чтобы в короткие сроки создать в том или ином районе Мирового океана мощную авиационную группировку, способную, не входя в зону действия противокорабельных сил противника, навязывать ему свою тактику игры. Так делали американцы, когда бомбили с моря Югославию, Ирак, Афганистан. Так они будут делать, если решат силой склонить Иран к ядерному нераспространению. У России нет планов силового диктата в отношении других государств, но есть необходимость защиты своих экономических интересов в Мировом океане.

Дмитрий Литовкин, Известия , 9.06.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru