Лениградская Правда
29 MARCH 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Терри Дэвис: Я жду расследования дела Сычева
6.03.2006 00:01

Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис в минувший уикенд завершил свой визит в Москву, посвященный подготовке председательства РФ в Комитете министров СЕ. В эксклюзивном интервью «НГ» Дэвис рассказал об итогах своих встреч в Москве, а также высказал свое мнение о дедовщине в Российской армии, а также законе о неправительственных организациях и ущемлении прав русскоговорящих меньшинств в странах Балтии.

– Господин Дэвис, как вы оцениваете итоги своего визита в Москву? Какие встречи, на ваш взгляд, оказались наиболее продуктивными?

– Визит был очень полезным. Наиболее продуктивными были беседы с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, главой Минюста Юрием Чайкой, а также встреча с заместителем руководителя администрации президента Владиславом Сурковым. У меня не было возможности пообщаться с президентом Владимиром Путиным. Но это ведь был рабочий визит, в ходе которого я обсуждал со своими собеседниками программу председательства России в Комитете министров Совета Европы.

Мы также обсуждали ряд важнейших обязательств, которые Россия имеет перед Советом Европы, а также последние события вокруг нового закона о неправительственных организациях – этот закон очень важен для нас. Большая часть дискуссий была посвящена программе председательства. Тему взноса России в бюджет Совета Европы не поднимал никто.

Безусловно, обсуждался и вопрос отмены смертной казни в России. Это, подчеркну, одно из важнейших обязательств РФ, которое она обещала выполнить, вступая в СЕ 10 лет назад. Я лично поддерживал тогда принятие России в эту организацию. Мы все еще ждем, что Россия сдержит слово.

– Российские власти сказали вам что-то новое по поводу отмены смертной казни?

– Они заверили меня, что вопрос рассматривается. Но мне, честно говоря, скорее хотелось бы услышать, что проблема решена и высшая мера наказания упразднена.

– Совет Европы периодически напоминает России о необходимости выполнять решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Вы обсуждали эту проблему?

– Я поднимал проблему одного очень важного решения ЕСПЧ по делу Илашку на встрече с министром Лавровым. Мы также говорили о проволочках в выполнении решений, принятых российскими судами. 15% заявлений в Европейский суд по правам человека поступают из РФ. Половина из них – жалобы на невыполнение решений, принятых российскими судами. В Страсбург жалуются не на само решение, а на то, что власти его не выполняют! Если бы решения российских судов выполнялись, число исков в ЕСПЧ существенно бы сократилось.

– Известно ли вам о случае с рядовым Андреем Сычевым? Поднимался ли в ходе дискуссий в Москве вопрос о дедовщине?

– Происшедшее с рядовым Сычевым не обсуждалось. Существует множество вопросов, связанных с Россией, и, как я уже говорил, большая часть дискуссий была посвящена программе председательства Москвы в Комитете министров СЕ. Все обсуждение шло как бы вокруг этого. Кстати, министр Лавров говорил о проблемах русскоговорящих меньшинств в странах Балтии. Я объяснил ему, что мы не можем заниматься жалобами общего характера. Важно приводить конкретные примеры: какое государство, что и в отношении кого делает.

– Сергей Лавров привел вам конкретные примеры нарушения прав русскоязычных меньшинств в странах Балтии?

– В какой-то мере да. Он, в частности, говорил о сложностях с получением гражданства в Латвии. И я сказал ему, что необходимо четко объяснить, в чем проблема. Ведь у всех стран есть определенные процедуры по предоставлению гражданства. Ожидаю, что вскоре я получу конкретные разъяснения российских властей по этому поводу. Затем мы изучим их и, возможно, предпримем меры. Но сначала я сам должен убедиться, что речь идет о правомерных жалобах.

– Позвольте вернуться к ситуации в Российской армии. Сейчас, когда появляются новые факты нарушений прав человека в рядах Вооруженных сил, намерен ли Совет Европы предпринимать какие-то меры?

– Когда появляются сообщения о нарушении прав солдат, их необходимо расследовать. И в случае если данные утверждения оправданны, следует предпринимать соответствующие действия. Рядовой Сычев остался без ног. Я ожидаю, что будет проведено тщательное расследование и будут предприняты соответствующие меры.

Впрочем, я вполне понимаю, что некоторые россияне могут сказать, что проблема дедовщины есть не только в России. Мне известны сообщения о нарушениях прав человека в других европейских армиях, например о самоубийствах в результате издевательств сослуживцев. Эта проблема – общая. Подчеркну, однако, что случай с рядовым Сычевым – крайний. Я очень обеспокоен происшедшим.

Есть, впрочем, одно существенное отличие. Так, например, в британской армии уже 50 лет не практикуется обязательный призыв. Большинство, если не все армии в Европе стали профессиональными. Одна из причин – призывников за ограниченное время сложно научить обращаться со сложным современным вооружением. Я лично предпочитаю, чтобы армии были профессиональными. Подчеркну, что в любом случае дедовщина недопустима.

– Как вы оцениваете программу председательства России в Комитете министров Совета Европы?

– Программа председательства очень амбициозная. В ней 31 пункт. Общая тема «К Европе без разделительных линий». Мне известно, что многие граждане России воспринимают это как упразднение виз. Но я понимаю это и несколько иначе. Я считаю необходимым стереть разделительные линии между людьми, в том числе живущими и в одной стране. Надо устранить разделения между людьми по этническому, половому признаку, по сексуальной ориентации, религиозным верованиям, политическим взглядам. Мой девиз: «Все разные, и все равны».

– Россия намерена в ходе своего председательства заняться устранением параллелизма в работе Совета Европы, ОБСЕ и Евросоюза. Эта проблема дублирования существует?

– Проблема действительно существует. Я согласен с российскими властями, что необходимо добиться большей ясности относительно того, кто и что делает. Люди порой забывают, что взаимодействие тоже стоит денег, хотя совместная работа ряда организаций над одними и теми же вопросами может иметь определенные преимущества. А это – деньги налогоплательщиков. Огромные суммы растрачиваются впустую. Я с удивлением обнаружил, что некоторые чиновники в ОБСЕ противятся устранению даже ненужного дублирования. Надеюсь, что Россия продолжит привлекать внимание к этой проблеме. По этому вопросу мои взгляды полностью совпадают с российскими.

– Расскажите, как Совет Европы работал над российским законом по НКО?

– Российские власти направили проект поправок в СЕ и запросили наше мнение по этому поводу. Мы дали его очень быстро. Мы получили текст на русском в понедельник, перевели, чтобы наши эксперты, не говорящие по-русски, могли изучить поправки, и сообщили свою оценку уже к четвергу. Сама экспертиза заняла двое суток. Затем, уже на следующей неделе, когда мы встретились с министром Лавровым на международной конференции, он рассказал мне, что в предшествовавшую нашей встрече субботу прошло совещание в присутствии главы Минюста Чайки и президента Путина. В результате проекты поправок корректировались в ряде случаев благодаря нашим предложениям.

Конечно, не все наши предложения были приняты во внимание. Российские власти, безусловно, имеют право не прислушиваться к нашим предложениям, ведь Россия – это суверенное государство, а Совет Европы должен лишь помогать, а не указывать правительствам, что делать. Итак, впоследствии в Думе в законопроект внесли поправки, а затем его подписал президент Путин. Нам направили копию, которую мы изучили и обнаружили, что ряд наших предложений, которые мы считали очень важными, не были учтены. Наши главные озабоченности связаны с возможностью ликвидации НКО.

Конечно, закон несовершенен, но он лучше, чем был вначале. Наконец, очень важно, как он будет реализовываться. Мы будем внимательно следить за этим. А через год последует повторный анализ. Ожидаю, что закон снова проанализируют и российские власти. Есть такое выражение: не попробуешь – не узнаешь. Так что надо посмотреть, как все будет выглядеть на практике. И если Россия обратится к СЕ за содействием в подготовке дополнительного закона по реализации законодательства об НКО, мы всегда готовы помочь.

Некоторая критика в отношении закона по НКО как вне, так и внутри России оказалась несколько преувеличена. Наша критика более сбалансирована и объективна. Но в любом случае отмечу, что история с российским законом – это хороший пример того, как СЕ сотрудничает с правительствами стран – членов организации на благо народов.

Андрей Терехов, Независимая газета , 6.03.2006



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru