Лениградская Правда
28 MARCH 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Блин первый, но хороший
13.02.2006 00:01
Reuters
«Это первый блин, который не вышел комом, а стал настоящим хорошо испеченным блином», -- так глава Минфина Алексей Кудрин подвел итог прошедшей в субботу в Москве встречи министров финансов «большой восьмерки». Главное, чем может гордиться российский министр, -- встреча, возможность проведения которой долгие месяцы была под сомнением из-за неясного статуса России в клубе финансистов, все-таки состоялась. И прошла так, как никогда еще подобные встречи не организовывались.

Светское мероприятие

Россия, будучи председателем, хотя и не полноправным участником «финансовой восьмерки», превратила традиционно скрытую от посторонних глаз дискуссию финансистов в светское мероприятие высшего сорта. Конечно, переговоры проходили за закрытыми дверями. Но все остальное было для финансовых чиновников необычно. В пятницу вечером Алексей Кудрин показал им сокровища Алмазного фонда и Оружейной палаты. Там же, в Кремле, их ждал концерт классической музыки с участием молодых российских артистов и ужин. А в субботу, после того как повестка рабочей встречи министров была исчерпана, их снова ждали в Кремле -- на этот раз Владимир Путин. Российский президент уделил министрам и руководителям международных финансовых организаций почти три часа, проведя отдельные встречи с министрами финансов Великобритании и США и отобедав со всеми вместе участниками заседания «финансовой восьмерки». Такого внимания финансистам до сих пор не оказывали ни в одной стране, председательствовавшей в G8.

Впрочем, злые языки утверждают, что организацией приема у Путина министров и «зазвали» в Москву. В любом случае давно было известно, что встреча пройдет в усеченном формате: вопреки традициям в ней не участвовали главы центральных банков стран G8. Поэтому в Москве не обсуждались, например, валютная политика Китая или регулирование процентных ставок в США и ЕС -- традиционные пункты повестки заседаний «финансовой семерки».

Лондонский секрет

Неприятным сюрпризом для россиян стала просочившаяся в прессу информация о том, что накануне в Лондоне прошла встреча представителей «семерки» без участия России. В Москве о ней узнали из газет. «Делаем вид, что в Лондоне ничего такого не было. Ну максимум -- простое совещание», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» высокопоставленный российский чиновник. Министр финансов США Джон Сноу, отвечая на вопрос «Времени новостей», заявил, что у него на этот счет «никакой информации нет». То же самое заявил на пресс-конференции и Алексей Кудрин. Однако источник газеты в делегации одной из стран «семерки» сообщил, что в Лондоне встречались представители центральных банков.

Российский чиновник добавил, что гостям не задавали никаких вопросов. Хотя вопросы, конечно, были. Ведь когда Россия председательствует в клубе и предпринимает усилия, чтобы стать его полноценным членом, подобная встреча в рамках «семерки» (пусть даже на уровне не самых высоких чиновников) -- удар по самолюбию.

Впрочем, представитель одной из иностранных делегаций в беседе с корреспондентом «Времени новостей» призвал не драматизировать ситуацию: «Главное, что все министры здесь, в Москве. Это огромный успех ваших руководителей, ведь полгода назад в это никто не верил». А президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев отмечает: «В конце концов, надо помнить, что у «семерки» действительно есть темы, которые они не готовы с нами обсуждать: например, курс юаня или последствия возможных экономических санкций в отношении Ирана. Знание позиций «семерки» по этим вопросам Москва могла бы использовать в политических целях».

Кремлевские протоколы

Первым на прием к Владимиру Путину попал британский министр Гордон Браун. Такая честь ему выпала в связи с тем, что право председательства в G8 к России перешло от Великобритании. Но положение г-на Брауна в финансовом клубе, пожалуй, и так делает его достойным подобного протокольного преимущества. Российский президент начал с комплиментов: «Мне очень приятно принимать вас в Москве. И не только потому, что вы считаетесь одним из авторов той модели, которой придерживается успешно развивающаяся экономика вашей страны, но и потому, что вы лично поддержали основные направления дискуссии на «восьмерке» в Санкт-Петербурге в этом году». Путин пообещал придерживаться преемственности курсу британского председательства и назвал приоритеты российского.

Во время речи президента г-н Браун так энергично кивал головой, как будто ему не терпелось покончить с формальностями и поговорить о важном. Но оказалось, что и он припас порцию комплиментов. Он поблагодарил Путина и за гостеприимство, и за «объемную работу» при подготовке к российскому председательствованию в G8, и за «очень успешную» встречу министров. «Вы очень любезно отозвались о нашей экономической политике, и я хочу со своей стороны поздравить вас с успешным проведением российской экономической политики. То, что вы добились такого роста -- шести процентов, даже шести с половиной, -- должно послужить поощрением для нас всех», -- сказал г-н Браун.

После таких лестных оценок Владимир Путин не мог отказать себе в удовольствии перечислить основные макроэкономические достижения России и, предваряя общий обед с министрами (в нем также участвовали главы МВФ и Всемирного банка Родриго де Рато и Пол Вулфовиц, министр финансов председательствующей в ЕС Австрии Карл Хайнц Грассер, еврокомиссар по экономике Хоакин Альмуния и помощник президента Игорь Шувалов), сообщил: «Благоприятные прогнозы, по оценкам ведущих мировых агентств и экспертов, сохраняются и на перспективу». Но не забыл указать на неприятный момент: «Мы близки к завершению переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Надеюсь, что это произойдет. Главная нерешенная проблема для нас сегодня -- это наши переговоры с американскими партнерами. Рассчитываю, что в самое ближайшее время мы эти переговоры все-таки сможем завершить». Скучавший до этого момента американский министр Джон Сноу широко заулыбался -- судя по всему, в подтверждение того, что не все еще проблемы решены.

ВТО: неуловимый прогресс

Обсудить эти проблемы гг. Путин и Сноу смогли час спустя, на личной встрече. На ней Владимир Путин уже не стал повторяться о показателях роста ВВП, а сразу обрисовал зависимость американской экономики от России. «Доля российских энергоносителей на американском рынке за последние два года выросла с двенадцатого до восьмого места, -- сообщил он. -- Думаю, что в ближайшие три-четыре года вполне можем достичь уровня, при котором российские энергоносители будут занимать третье-четвертое место на рынке США». Услышав эти цифры, г-н Сноу удивленно вскинул брови, но российский президент уже перешел к главному: «Наше сотрудничество гораздо более богатое. И в этой связи очень рассчитываю, что нашим переговорщикам удастся закончить переговорный процесс по присоединению России к ВТО. В этом случае были бы созданы еще лучшие предпосылки для развития торгово-экономических связей, в том числе и в инвестиционной сфере».

Г-н Сноу, передав президенту «привет и наилучшие пожелания от господина Буша и многих ваших друзей в Соединенных Штатах», в первую очередь отдал должное своему коллеге. «Господин Кудрин поставил нам более высокую планку при организации встречи министров финансов «восьмерки». Тщательность, с которой была подготовлена встреча, а также насыщенность повестки дня несравнимы ни с одной из тех встреч, в которых я имел честь принимать участие. Он заставил нас потрудиться», -- сказал Джон Сноу, возглавивший казначейство США три года назад.

Перейдя к теме вступления России в ВТО, американский министр заверил Путина, что США «привержены идее скорейшего подписания этого документа». Но, отметил он, «остается лишь несколько нерешенных вопросов», и один из них -- открытие финансовых рынков. США, как известно, настаивают на том, что Россия должна разрешить работу прямых филиалов иностранных банков; Россия категорично отказывается от этого, одобряя иностранные инвестиции в банковский сектор (то есть приветствуя создание иностранцами дочерних банков -- российских резидентов). «Мне кажется, что мы достаточно добротно обсудили этот вопрос вчера вечером, -- сообщил г-н Сноу. -- Думаю, что разница между нашими позициями резко сократилась и мы весьма близки к тому, чтобы найти решение этого вопроса».

На этих словах прессу попросили удалиться, а Владимир Путин под шум уходящих журналистов заметил, что раз решение скоро будет найдено, то нечего и медлить с подписанием.

В чем, однако, состоит прогресс на переговорах, ясности так и не прибавилось. Отвечая на пресс-конференции на вопрос «Времени новостей», г-н Сноу подтвердил, что на переговорах с Алексеем Кудриным удалось «найти определенные пути для решения вопроса финансовых услуг» и что США стремятся к скорейшему завершению переговоров. Но, отметил он, есть некоторые принципы, поступиться которыми США не готовы. Однако очевидно, что кому-то -- России или США -- поступиться принципами все-таки придется...

Русский вклад

Подводя итог московской встречи «финансовой восьмерки», можно констатировать: Москва готова платить за членство в этом клубе. Вот неполный список финансовых обязательств, о которых было объявлено за последние дни: взнос в капитал Международной ассоциации развития (МАР, входит в группу Всемирного банка) -- 587 млн долл.; на финансирование программу МВФ по оказанию помощи бедным странам, пострадавшим от внешних шоков, -- 43,5 млн долл.; списание долга группе стран Африки -- 688 млн долл.; наконец, готовность досрочно гасить долг странам Парижского клуба -- на этот раз 11,9 млрд долларов.

Примечательно, что предложение о досрочном погашении российского долга сделано в такой форме, что кредиторам будет трудно отказаться. Дело в том, что в результате прошлогодних решений G8 о списании долга африканским странам огромных средств лишилась МАР. Чтобы компенсировать ее потери, страны -- акционеры Всемирного банка должны были бы сделать новые взносы в капитал организации. Российский замысел изложил министрам Владимир Путин: «Известно, что некоторые страны-кредиторы испытывают сегодня недостаток свободных финансовых ресурсов. И они смогут использовать полученные от России средства для выполнения своих обязательств перед Международной ассоциацией развития по компенсации списываемых долгов беднейшим странам. Это легко решается и бюджетно-технологически, потому что в случае досрочной выплаты со стороны России этих средств эти деньги не учитываются в текущих бюджетах ваших стран».

К этому моменту, впрочем, уже было известно, что в совместном коммюнике по итогам московской встречи министры записали: «Мы также приветствуем тот факт, что улучшившаяся налогово-бюджетная ситуация в России позволит ей решать вопрос о дальнейшем досрочном погашении перед Парижским клубом того долга, который может быть погашен досрочно». Как известно, досрочно не может быть погашен долг перед Германией в размере 6 млрд долл. -- правительство канцлера Шредера выпустило рыночные облигации, привязанные к оригинальному графику платежей от России. «Мы не заинтересованы в чрезмерно большом объеме досрочного погашения, как предлагает российская сторона, -- заявил на пресс-конференции в субботу немецкий министр Пеер Штайнбрюк. -- Мы ведем конструктивные переговоры, чтобы найти точку пересечения между российскими интересами и тем, что является благоприятным для нашего бюджета. Мы пытаемся найти разумный объем, который можно погасить досрочно». При этом он заявил, что Германия больше не планирует выпуск облигаций на российский долг.

Что касается содержательного вклада России в работу «финансовой восьмерки», то следует выделить две инициативы. Во-первых, в коммюнике министры приветствовали «активную роль и сильное лидерство России в создании региональной организации по типу FATF (международная группа по борьбе с отмыванием незаконных доходов. -- Ред.) с участием стран Средней Азии и Китая». Как известно, FATF является довольно сильным рычагом влияния на государства, недостаточно борющиеся с отмыванием. Россия испытала это на себе, когда долгое время входила в черный список FATF. Очевидно, что «лидерство» Москвы в подобной организации регионального масштаба было бы само по себе выгодно. Но в то же время добиваться от среднеазиатских режимов и уж тем более от Китая усиления финансового мониторинга -- дело весьма хлопотное.

Вторая инициатива России, которая также приветствуется в коммюнике «восьмерки», озаглавлена как «исследование по вопросам надлежащего управления государственными финансами». Алексей Кудрин так пояснил ее необходимость: «В ряде стран проведены серьезные или начаты серьезные фундаментальные реформы финансовых и прежде всего бюджетных систем. Они касаются налогов, расходов, долгосрочного планирования, работы с такими обязательствами, которые еще скрыты, но встанут в ближайшее время во весь рост, прежде всего связанными с демографическими проблемами и необходимостью увеличивать ресурсы пенсионных фондов, чтобы предотвратить дефицит пенсионных фондов в долгосрочном периоде. Наши бюджетные системы должны быть готовы к этому. Есть и вопросы, которые связаны с тем, что недостаточная дисциплина бюджетов в целом ряде стран приводит к увеличению дефицитов, которые пополняются за счет профицитов, за счет превышения доходов над расходами в развивающихся рынках. Мы должны сократить эти риски для мировой финансовой системы».

По мнению главы Минфина, следует определить, «какие нормативы или бюджетные правила себя доказали и где лежит граница между индивидуальными особенностями каждой страны и решениями в налоговой бюджетной сфере и общими правилами, которые могут быть выработаны и применяться в первую очередь в тех странах, еще не прошедших этот этап становления своих бюджетных систем». Эта инициатива, по данным «Времени новостей», хотя и поддержана «восьмеркой», пока что вызывает скепсис у целого ряда стран. Прежде всего потому, что и в развитых странах могут обнаружиться недостатки в бюджетной системе, о которых посторонним знать не следует, а уж насильственное применение неких «общих правил» в развивающихся или бедных странах грозит никому не нужными политическими конфликтами.

Следующая встреча «финансовой восьмерки» пройдет в июне в Петербурге. А в апреле министры финансов и главы центробанков встретятся в Вашингтоне в обычном формате «7+1».
Андрей Денисов, Время новостей , 13.02.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
01 02 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
01
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
01 03
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          СЛУХИ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru